Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕВОБЕРЕЖНОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА

ИНФОРМАЦИЯ
от 16 июня 2011 года

НОВОЕ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В силу ряда причин налоговое законодательство на протяжении ряда лет претерпевает многочисленные изменения. 2010 год не стал исключением, и большинство поправок, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, вступило в силу 1 января 2011 года. Чтобы не пропустить важные изменения и правильно применить их на практике, в этой статье мы постараемся разъяснить основные нововведения и поправки, внесенные в главу Налогового кодекса Российской Федерации, которые затронули НДС.
До 1 января 2011 года перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагалась по нулевой ставке НДС. Такие же правила применялись и к организации перевозки, погрузке, перегрузке этих товаров, а также к иным подобным работам и услугам. Однако применение указанной нормы на практике порождало многочисленные споры, связанные с вопросом - по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров. Данные споры возникали потому; что перечень этих услуг и работ был нечетким и открытым.
С 2011 года законодатель решил эту проблему, установив закрытый перечень работ (услуг), связанных с перемещением товаров через границу РФ, облагаемых по ставке 0%, и определив комплекты документов, необходимых для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае. В Налоговый кодекс включены новые подпункты, в каждом из которых перечислены следующие услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.
1. Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находится за пределами РФ. В данную группу также входят такие услуги, как предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказанные на основании договора транспортной экспедиции.
Документами для подтверждения нулевой ставки являются: копии контракта, выписки банка и транспортных документов, которые необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.
Следует отметить, что законодатель установил и комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны таможенного союза. Наряду с контрактом и банковской выпиской должны быть представлены копии транспортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств таможенного союза. Если договор перевозки заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ - копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осуществляет сделку. Комплект документов необходимо также представить не позднее 180 календарных дней с момента оформления транспортных документов.
2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ и услуги по перевалке и перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.
Применить нулевую ставку в данном случае смогут только российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и лишь на основании определенных договоров с определенными лицами.
3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом, оказываемые собственником магистральных газопроводов на основании отдельного договора.
4. Услуги организации по управлению единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств, в случае если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом.
5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров, если в товаросопроводительных документах указан пункт отправления или назначения, находящийся за пределами территории РФ.
6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ.
7. Предоставление железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки.
При этом нулевая ставка применяется, если пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России и данные услуги оказаны российскими налогоплательщиками, являющимися собственниками или арендаторами подвижного состава.
8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги при условии, что данные действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.
Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в перечисленных случаях, определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. Все комплекты включают в себя контракт и выписку банка. При этом особо отмечается, что налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, в случае если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ, а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ.
Срок представления документов по-прежнему составляет 180 календарных дней. При этом момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. Отметим, что в отношении услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. При этом моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты.
Важно знать, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 года, и услуг, оказанных после этой даты. При совершении внешнеторговых бартерных сделок может быть предусмотрено, что товары по встречной поставке не будут ввозиться в Россию. Согласно ранее действовавшему законодательству для этого необходимо было разрешение уполномоченного органа, что не позволяло оперативно совершать бартерные сделки, которые широко применяются в мировой хозяйственной практике.
Для решения этой проблемы в законодательство были внесены поправки, уточняющие порядок подтверждения нулевой ставки НДС при совершении бартерных сделок, по которым полученный товар не ввозится в Россию. Теперь для подтверждения нулевой ставки необходимо предъявить предусмотренные внешнеторговым контрактом документы, подтверждающие получение товара за границей и его оприходование.
Если товар российскому налогоплательщику отгружает не указанное в контракте третье лицо, то необходимо подать дополнительно документы, подтверждающие, что третье лицо передало товары в счет исполнения обязательств иностранного контрагента по бартерной сделке.
Рассмотренный порядок подтверждения нулевой ставки НДС применяется и в случае реализации товаров через посредника.
Вступившие в законную силу в текущем году некоторые поправки ориентированы на совершенствование правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные и казенные, и с 1 января 2011 года арендатор признается налоговым агентом по НДС, если арендодателем является казенное учреждение. В этом случае при перечислении арендной платы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии может принять к вычету.
В Налоговом кодексе говорится, что организации и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами, если им реализуется (передается) не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями государственное (муниципальное) имущество, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ или муниципального образования в связи с чем они должны расчетным путем определить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. С 1 апреля 2011 года указанные операции не будут являться объектом обложения НДС для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые арендуют находящееся в государственной (муниципальной) собственности недвижимое имущество и выкупают его в установленном порядке.
В заключении отметим, что внесено дополнение, согласно которому право на освобождение от обязанности платить НДС у организации - участника проекта "Сколково" возникает с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения соответствующего статуса. Для применения льготы участник проекта должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие его статус, а также выписку из книги учета доходов и расходов, которые представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участник проекта начал использовать право на освобождение.

Начальник отдела выездных налоговых проверок -
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
С.Н.НОВГОРОДЦЕВ




Официальная публикация в СМИ:
"Берег", № 62, 16.06.2011


<Информация> ИФНС РФ по Левобережному району г. Воронежа от 16.06.2011
"Новое в налоговом законодательстве"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru