Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2011 г. по делу № А36-730/2011

Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 18.05.2011.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Хорошилова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моновой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мемориал", г. Липецк
к заинтересованному лицу - управлению записи актов гражданского состояния и архивов Липецкой области, г. Липецк
о признании незаконным отказа управления ЗАГС и архивов Липецкой области в выдаче свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния и обязании управления ЗАГС и архивов Липецкой области выдать свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении умерших лиц, указанных в обращении ООО "Мемориал" от 16.11.2010 № 182,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Писаренко В.Е. - представителя (доверенность от 16.03.2011),
от заинтересованного лица: Юровой М.Д. - консультанта (доверенность от 29.04.2011),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Мемориал" (далее - ООО "Мемориал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа управления записи актов гражданского состояния и архивов Липецкой области (далее - Управление ЗАГС Липецкой области, заинтересованное лицо) в выдаче свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния и обязании Управления ЗАГС Липецкой области выдать свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении умерших лиц, указанных в обращении ООО "Мемориал" от 16.11.2010 № 182.
Определением от 21.03.2011 арбитражный суд принял заявление и возбудил производство по делу (т. 1, л.д. 1 - 2).
В судебном заседании 11.05.2011 представитель ООО "Мемориал" поддержал требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении от 16.03.2011 № 036 и пояснении от 03.05.2011 (т. 1, л.д. 3 - 6; т. 2, л.д. 1 - 6). Считает, что оспариваемый отказ Управления ЗАГС Липецкой области противоречит статьям 3, 8, 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - ФЗ "Об актах гражданского состояния"), статье 5 Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ "Об органах записи актов гражданского состояния Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и деятельности органов записи актов гражданского состояния и государственной регистрации актов гражданского состояния" и нарушает право общества на возмещение своих затрат на изготовление и установку надгробных памятников в местах захоронения ветеранов войны, поскольку согласно приказу Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5 для компенсации понесенных расходов необходимо предоставление свидетельства о смерти погибшего (умершего), выданного органами записи актов гражданского состояния (см. протокол с/з от 11.05.2011).
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании 11.05.2011 возразил против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве от 01.04.2011 № 139 (т. 1, л.д. 67 - 70). Полагает, что Управление ЗАГС Липецкой области правомерно на основании ст. ст. 9, 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния" отказало обществу в выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации смерти в отношении лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182, поскольку ООО "Мемориал" не является лицом, обладающим правом на получение таких свидетельств, сведения в которых относятся к категории конфиденциальной информации (см. протокол с/з от 11.05.2011).
Арбитражный суд, выслушав доводы и возражений представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, установил следующее.
Как видно из материалов дела, письмом № 42 от 25.03.2010 председатель Липецкого городского комитета ветеранов войны и военной службы обратился в ООО "Мемориал" с просьбой оказать содействие и взять на себя расходы по сбору документов, подтверждающих льготу, а также изготовить и установить надгробные памятники на местах захоронения ветеранов согласно представленному списку (т. 1, л.д. 11 - 18).
ООО "Мемориал" заключило с индивидуальным предпринимателем Рябушко В.А. договоры подряда № 1 от 01.09.2010, № 2 от 10.09.2010, № 3 от 20.09.2010, № 4 от 01.10.2010, № 5 от 11.10.2010, № 6 от 25.10.2010, № 7 от 05.11.2010 на изготовление и установку надмогильных сооружений из натурального камня и произвело оплату по первому принятому этапу - за выполненную работу по изготовлению надмогильных сооружений (т. 1, л.д. 87 - 135).
16 ноября 2010 года ООО "Мемориал" письменно обратилось в Управление ЗАГС Липецкой области с просьбой выдать свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (смерти) в отношении каждого из умерших лиц, указанных в приложении № 1 к данному обращению (т. 1, л.д. 19 - 28).
Письмом от 07.12.2010 № 466 Управление ЗАГС Липецкой области отказало обществу в выдаче документов, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ФЗ "Об актах гражданского состояния" (т. 1, л.д. 9 - 10).
Считая, что указанный отказ Управления ЗАГС Липецкой области является неправомерным ООО "Мемориал" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании его незаконным и обязании устранить нарушенные права заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: 1) рождение; 2) заключение брака; 3) расторжение брака; 4) усыновление (удочерение); 5) установление отцовства; 6) перемена имени; 7) смерть гражданина.
Согласно п. 2 ст. 47 ГК РФ регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.
Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния (п. 4 ст. 47 ГК РФ).
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (п. 1). Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (п. 2). Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации (п. 3).
Статьей 8 ФЗ "Об актах гражданского состояния" установлено, что свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем органа записи актов гражданского состояния и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния (п. 1). Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации (п. 2).
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, арбитражный суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что оспариваемый отказ Управления ЗАГС Липецкой области в выдаче свидетельств противоречит статьям 3, 8 ФЗ "Об актах гражданского состояния", поскольку данными нормами не установлены какие-либо обязанности или требования для органов, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также не регламентируются вопросы, связанные с выдачей соответствующих свидетельств.
Согласно абзацам первому и второму п. 1 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния). Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.
На территории Липецкой области принят и действует Закон Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ "Об органах записи актов гражданского состояния Липецкой области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и деятельности органов записи актов гражданского состояния и государственной регистрации актов гражданского состояния" (далее - Закон Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ, т. 2, л.д. 7 - 12).
Пунктом 2.1 ст. 4 ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Постановлением администрации Липецкой области от 10.07.2008 № 175 утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги "Выдача повторных свидетельств и иных документов, подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния" (далее - Административный регламент от 10.07.2008, т. 2, л.д. 13 - 21).
Статьей 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирован порядок выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что в случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния. В случае, если первый экземпляр записи акта гражданского состояния не сохранился, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором хранится второй экземпляр записи акта гражданского состояния.
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что: 1) повторное свидетельство выдается только в случае утраты ранее выданного свидетельства и тем органом записи актов гражданского состояния, в котором хранится его первый экземпляр; 2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации непосредственно выдает повторное свидетельство только в случае, если не сохранился его первый экземпляр в соответствующем органе записи актов гражданского состояния.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 76 ФЗ "Об актах гражданского состояния" книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, хранятся в органе записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации данных актов гражданского состояния.
Статьей 1 Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ определена система органов записи актов гражданского состояния области, которую составляют: 1) орган записи актов гражданского состояния области; 2) органы записи актов гражданского состояния городских округов г. Липецка, г. Ельца и муниципальных районов области.
Из анализа положений ст. 6 Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ, определяющей полномочия Управления ЗАГС Липецкой области как органа записи актов гражданского состояния области, следует, что Управление ЗАГС Липецкой области не производит государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти) и не обеспечивает учет и хранение книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) в течение установленных сроков.
В силу ст. 5 Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ вышеуказанные действия осуществляют органы записи актов гражданского состояния, образованные органами местного самоуправления городских округов г. Липецка, г. Ельца и муниципальных районов области.
Таким образом, Управление ЗАГС Липецкой области не является органом записи актов гражданского состояния, в котором хранятся первые экземпляры свидетельств.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ, Управление ЗАГС Липецкой области вправе выдавать повторные свидетельства только в случае, если не сохранились их первые экземпляры в соответствующих органах записи актов гражданского состояния городских округов г. Липецка, г. Ельца и муниципальных районов области.
Пунктом 3 Административного регламента от 10.07.2008, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 10.07.2008 № 175, также установлено, что Управление ЗАГС Липецкой области выдает повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния при отсутствии первого экземпляра записи акта гражданского состояния в соответствующем органе ЗАГС (т. 2, л.д. 15).


В свою очередь при рассмотрении данного дела заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ и в подтверждение своих доводов не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что: 1) первоначально выданные свидетельства о государственной регистрации смерти в отношении лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182, были утрачены; 2) в соответствующих органах записи актов гражданского состояния городских округов г. Липецка, г. Ельца и муниципальных районов области не сохранились первые экземпляры записи актов гражданского состояния (смерти) в отношении лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182.
При этом арбитражным судом в рамках данного дела установлено, что ООО "Мемориал" обращалось в Управление ЗАГС Липецкой области не за получением информации, сведений или каких-либо справок, а именно - за получением повторных свидетельств о государственной регистрации смерти в отношении лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182.
Таким образом, арбитражный суд считает, что при отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что первые экземпляры записи актов гражданского состояния в соответствующих органах записи актов гражданского состояния городских округов г. Липецка, г. Ельца и муниципальных районов области не сохранились, Управление ЗАГС Липецкой области в принципе не имело полномочий выдавать повторные свидетельства.
Более того, п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение повторного свидетельства. В силу указанной нормы закона повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:
- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;
- родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;
- родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органа опеки и попечительства в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия;
- иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Исходя из буквального толкования п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния", арбитражный суд приходит к выводу о том, что ООО "Мемориал" как юридическое лицо имеет право на получение повторных свидетельств о государственной регистрации каких-либо актов гражданского состояния только в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего в соответствии с настоящей статьей право на получение повторного свидетельства. Правом на самостоятельное получение повторных свидетельств о государственной регистрации каких-либо актов гражданского состояния ООО "Мемориал" как юридическое лицо не обладает.
При этом, учитывая положения п. 2 ст. 47 ГК РФ, предусматривающие, что свидетельства о регистрации актов гражданского состояния выдаются гражданам, а также п. 1 ст. 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния", определяющего, что государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, арбитражный суд считает, что ООО "Мемориал" как юридическое лицо не относится к заинтересованному лицу, указанному в абзаце третьем п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния".
С учетом предмета регулирования, целей и смысла ФЗ "Об актах гражданского состояния" в целом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что к числу заинтересованных лиц, указанных в абзаце третьем п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" относятся физические лица, не являющиеся родственниками умершего (наследник по завещанию умершего; опекун умершего; законный представитель несовершеннолетнего родственника умершего и т.п.).
Доводы заявителя о том, что ООО "Мемориал" является заинтересованным лицом, указанным в абзаце третьем п. 2 ст. 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния", арбитражный суд считает необоснованными.
Кроме того, согласно ст. 12 ФЗ "Об актах гражданского состояния" сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (п. 1). Руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган социальной защиты населения, налоговый орган, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти (п. 2). Руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа либо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в других случаях, установленных федеральными законами.
При этом какого-либо федерального закона, обязывающего орган записи актов гражданского состояния выдать юридическому лицу (коммерческой организации) по его запросу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния не имеется.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что отказ Управления ЗАГС Липецкой области, изложенный в письме от 07.12.2010 № 466, в выдаче свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния (смерти) в отношении умерших лиц, указанных в обращении ООО "Мемориал" от 16.11.2010 № 182, соответствует требованиям ФЗ "Об актах гражданского состояния", Закона Липецкой области от 04.05.2000 № 88-ОЗ и является законным.
Относительно довода ООО "Мемориал" о нарушении оспариваемым отказом прав общества на возмещение своих затрат на изготовление и установку надгробных памятников в местах захоронения ветеранов войны, поскольку согласно приказу Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5 для компенсации понесенных расходов необходимо предоставление свидетельства о смерти погибшего (умершего), выданного органами записи актов гражданского состояния, арбитражным судом установлено следующее.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.02.2008 № 11151) утвержден "Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников" (далее - "Порядок погребения...").
Согласно п. 35 "Порядка погребения..." оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
При этом п. 36 "Порядка погребения..." предусмотрено, что родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
Пунктом 38 "Порядка погребения..." определен перечень документов, представляемых в военный комиссариат для оплаты понесенных расходов на изготовление и установку надгробных памятников, включающий в себя, в том числе, свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния.
Вместе с тем п. 37 "Порядка погребения..." установлено, что в случае отсутствия родственников или законных представителей, а также в случае их письменного отказа взять на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших), военные комиссариаты организуют изготовление и установку надгробных памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из буквального и системного толкования пунктов 36, 37 "Порядка погребения..." следует, что: 1) родственники, законные представители умерших вправе самостоятельно осуществить действия по изготовлению и установке надгробных памятников, в том числе, обратившись для этого в любые организации, оказывающие подобные услуги; 2) право организации изготовить и установить надгробные памятники за счет собственных средств, если она впоследствии планирует возместить свои расходы через военные комиссариаты, обусловлено наличием соответствующих заявлений от родственников, законных представителей умерших; 3) изготовление и установка надгробных памятников без согласования данного вопроса с родственниками или законными представителями, возможны только при их отсутствии либо их письменном отказе взять на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших); при этом такую деятельность организуют военные комиссариаты.
Вместе с тем в рамках данного дела заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что: 1) деятельность ООО "Мемориал" по изготовлению надгробных памятников в отношении умерших лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182, была организована военным комиссариатом; 2) отсутствуют родственники (законные представители) умерших лиц, указанных в обращении от 16.11.2010 № 182, либо они письменно отказались взять на себя обязанности по увековечению памяти погибших (умерших).
Исходя из положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", пунктов 36, 37 "Порядка погребения...", арбитражный суд считает, что заказчиками услуг по изготовлению и установке надгробных памятников являются, прежде всего, граждане - родственники или законные представители умерших, а военные комиссариаты или иные организации не вправе навязывать гражданам оказание таких услуг, либо непосредственно оказывать такие услуги без их согласия и без соблюдения установленного порядка.
В свою очередь осуществление юридическим лицом деятельности по изготовлению и установке памятников и претендующим на возмещение своих расходов за счет средств бюджета без соблюдения установленного порядка может свидетельствовать о направленности таких действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
При этом любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 4) как недобросовестная конкуренция.
Статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
С учетом изложенного довод общества о нарушении его прав оспариваемым отказом арбитражный суд считает несостоятельным.
Из положений ч. 1 ст. 198 АПК РФ следует, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: 1) не соответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц (незаконное возложение обязанностей или создание препятствий).
Вместе с тем в данном деле вышеуказанной совокупности двух условий арбитражным судом не установлено.
При указанных обстоятельствах заявление ООО "Мемориал" является необоснованным и не подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как следует из материалов дела, за рассмотрение заявления обществом на основании платежного поручения № 247 от 14.03.2011 уплачена государственная пошлина в сумме 8 000 рублей (т. 1, л.д. 7).
Вместе с тем согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 рублей.
Арбитражным судом установлено, что в рамках данного дела обществом было заявлено только одно самостоятельное требование - о признании незаконным отказа Управления ЗАГС Липецкой области в выдаче свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния. Заявление общества относительно обязания Управления ЗАГС области выдать свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния представляет собой не самостоятельное требование, а является в силу п. 5 ч. 3 ст. 201 АПК РФ способом защиты (восстановления) права в случае признания отказа незаконным.
Таким образом, государственная пошлина за рассмотрение данного спора составляет 2 000 рублей.
В связи с отказом в удовлетворении заявления в полном объеме судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 6 000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Мемориал" (ОГРН 1024800689000) полностью в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа управления записи актов гражданского состояния и архивов Липецкой области в выдаче свидетельств о государственной регистрации акта гражданского состояния и обязании управления записи актов гражданского состояния и архивов Липецкой области выдать свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в отношении умерших лиц, указанных в обращении общества с ограниченной ответственностью "Мемориал" от 16.11.2010 № 182.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мемориал" (ОГРН 1024800689000) из федерального бюджета частично в сумме 6 000 рублей государственную пошлину, уплаченную на основании платежного поручения № 247 от 14.03.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Датой принятия решения суда считается дата его изготовления в полном объеме.

Судья
А.А.ХОРОШИЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.05.2011 по делу № А36-730/2011
<Исходя из положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", пунктов 36, 37 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утв. приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5, следует, что заказчиками услуг по изготовлению и установке надгробных памятников являются прежде всего граждане - родственники или законные представители умерших, а военные комиссариаты или иные организации не вправе навязывать гражданам оказание таких услуг либо непосредственно оказывать такие услуги без их согласия и без соблюдения установленного порядка. В свою очередь, осуществление юридическим лицом деятельности по изготовлению и установке памятников и претендующим на возмещение своих расходов за счет средств бюджета без соблюдения установленного порядка может свидетельствовать о направленности таких действий на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru