УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по Пермскому краю,
Главный государственный
санитарный врач
по Пермскому краю
Сбоев А.С.
30 мая 2011 г. № 164
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"О ПОРЯДКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН
ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ
И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАНЕСЕНИЯ ИХ КАК ЗОН ОГРАНИЧЕНИЙ НА ДЕЖУРНЫЕ
ПЛАНЫ ТЕРРИТОРИЙ"
1. Разработаны: Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.А.Хорошавин, А.А.Никулин, В.С.Евдошенко), Федеральным государственным учреждением науки "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" Роспотребнадзора (Н.В.Зайцева, И.В.Май, С.А.Вековшинина, С.Ю.Балашов, Э.В.Маклакова).
2. Утверждены Приказом заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 30 мая 2011 года № 164.
3. Введены в действие с 1 июня 2011 года.
1. Область применения
1.1. Методические рекомендации определяют порядок разработки проектов санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, установления их размеров и нанесения их границ на дежурные планы территорий.
1.2. Настоящие Методические рекомендации "О порядке проектирования санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, их установления и обеспечения нанесения их как зон ограничений на дежурные планы территорий" (далее - Методические рекомендации) предназначены для органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проектных организаций, заказчиков проектной документации и органов местного самоуправления.
2. Нормативные ссылки
2.1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
2.2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
2.4. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".
2.5. Приказ Роспотребнадзора от 18.02.2010 № 55 "О совершенствовании работ по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон".
2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
2.7. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
2.8. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003;
2.9. МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях".
2.10. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы".
2.11. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов".
2.12. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи".
2.13. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. Санитарные нормы".
2.14. ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
2.15. ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
3. Общие положения
В соответствии с п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер СЗЗ промышленных объектов и производств может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II классов опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности - по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
В соответствии с Изменениями № 3 подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
4.4. Натурные наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и уровнем физического воздействия на атмосферный воздух проводятся:
а) за качеством атмосферного воздуха по химическим веществам;
б) за уровнем шума физических факторов воздействия (шум, ЭМИ, вибрации и т.д.).
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ.
Объем наблюдений должен обеспечить среднегодовую характеристику уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Натурные исследования и измерения на границе жилой застройки и расчетной СЗЗ проводятся:
- для аэропортов, аэродромов, вертодромов - по лимитирующему фактору (шум), количество измерений определяется в каждом конкретном случае с учетом интенсивности работы аэропорта;
- для групп промышленных предприятий, в состав которых входят объекты 1, 2-го классов опасности, в выбросах которых содержатся вещества 1-го класса опасности, а также вещества с доказанной канцерогенностью - всего 20 натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно);
- для крупных химических, нефтехимических комплексов, металлургических комбинатов с полным технологическим циклом (от добычи руды до выплавки металла) - всего 20 натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, проводимых посезонно, по приоритетным веществам, расчетная концентрация которых составляет 0,7 и более ПДК; инструментальных измерений физических факторов воздействия на атмосферный воздух (всего 8 исследований в год, проводимых посезонно).
4.5. Функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.
Режим использования земельных участков в границах СЗЗ определен в главе V СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
4.6. В составе проекта по организации СЗЗ предприятия разрабатывается проект благоустройства и озеленения.
Планировочная организация СЗЗ и территории предприятия, их благоустройство и озеленение состоит из следующих мероприятий:
- сохранение существующих зеленых насаждений;
- озеленение и благоустройство СЗЗ;
- озеленение и благоустройство береговой зоны водных объектов.
В проекте должны быть отражены следующие вопросы:
- уточняются намеченные функциональное, строительное, ландшафтное зонирование и планировка территории, отражается на карте наличие существующих зеленых насаждений и планируемых к посадке;
разрабатываются мероприятия по максимальному сохранению и эффективному использованию в защитных целях существующих зеленых насаждений с определением работ по их реконструкции;
- составляется пояснительная записка, в которой кратко излагается содержание проекта.
4.7. Проект окончательной санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов включает информацию, содержащуюся в проекте расчетной СЗЗ, которая дополняется результатами натурных наблюдений и реализации мероприятий по защите населения от воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и физического воздействия.
В соответствии с Руководством по оценке риска для здоровья населения результаты натурных наблюдений за качеством атмосферного воздуха в 95% случаев наблюдений не должны превышать предельно допустимые концентрации.
Результаты инструментальных замеров шумовой нагрузки не должны превышать предельно допустимые уровни звука.
В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в случае несовпадения размера расчетной СЗЗ и полученной на основании натурных исследований и измерений химического, биологического и физического воздействия на атмосферный воздух решение по размеру СЗЗ принимается по варианту, обеспечивающему наибольшую безопасность для здоровья населения.
Раздел 5. Отображение размера и границы санитарно-защитной
зоны на карте градостроительного зонирования
1. СЗЗ являются зонами с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
2. Границы СЗЗ отображаются на картах (схемах) территориального планирования муниципальных образований (ст. 19 ГР РФ).
3. Для предприятий, сооружений и других объектов, расположенных в границах муниципального образования город Пермь:
санитарно-эпидемиологические заключения и решения Главного государственного санитарного врача или его заместителя об установлении размеров и границ СЗЗ для объектов 3-5-го классов опасности, а также постановления Главного государственного санитарного врача РФ об установлении размера и границы СЗЗ для объектов 1-го и 2-го классов опасности в копиях, вторые экземпляры проекта границ СЗЗ как на бумажном носителе, так и в электронном виде на оптическом носителе в формате dxf, shape в течение семи дней со дня утверждения передаются в администрацию города Перми в рамках информационного взаимодействия для нанесения границ СЗЗ на дежурный план и размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ) и Земельную кадастровую палату по Пермскому краю в установленном порядке для отображения ограничений.
Раздел 6. Режим использования земельных участков
в границах СЗЗ
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, если в границах СЗЗ расположено жилье, должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств обеспечивают разработку плана-графика расселения жителей. План расселения жителей утверждается руководителем предприятия и согласовывается органами местного самоуправления.
В случае невозможности расселения жителей за пределы СЗЗ в течение года должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств обеспечивают разработку программы медико-профилактических мероприятий для лиц, проживающих в пределах СЗЗ.
Контроль за выполнением принятых на себя обязательств по расселению жителей за границы СЗЗ, реализацией медико-профилактических мероприятий и проведением натурных наблюдений осуществляется органами Роспотребнадзора.
Проект СЗЗ с санитарно-эпидемиологическим заключением и экспертным заключением должен храниться на предприятии и предъявляться по требованию надзорных органов.
В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла устанавливается единая расчетная и окончательная СЗЗ с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую СЗЗ.