Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. по делу № А45-14809/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2010 г.
Арбитражный суд в составе судьи Куста Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кустом Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Томскнефть" ВНК (г. Стрежевой, Томской области) к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Новосибирск)
о признании требования об уплате задолженности недействительным в части доначисления платежей
при участии представителей
от заявителя: Евтушенко О.Н. по доверенности от 01.05.2010
от заинтересованного лица: Кисилева Е.Е. по доверенности от 13.01.2010,
Открытое акционерное общество "Томскнефть" ВНК (далее - заявитель, ОАО "Томскнефть" ВНК, Общество) обратилось с заявлением к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании требования об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008, 2009 годы № Т-23/1777 от 26.04.2010 в части начисления платы за сверхлимитное размещение отходов за период с 05 июня 2009 года по 09 августа 2009 года.
В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях.
Заинтересованное лицо возражало по поводу удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Подробно возражения изложены в отзыве.
Отзыв приобщен к материалам дела.
В судебном заседании с 25.10.2010 был объявлен перерыв до 29.10.2010.
Рассмотрев материалы дела, выслушав заявителя, заинтересованное лицо, судом по существу заявленных требований установлено следующее.
26.04.2010 Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено требование № Т-23/1777 от 26.04.2010 года об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год, 2009 годы.
С данным требованием заявитель не согласен в части доначисления платежей, в связи с чем обратился в суд с заявлением.
Заявленные требования Общество мотивирует тем, что в оспариваемой части требования на ОАО "Томскнефть" ВНК как на плательщика соответствующих платежей возлагается дополнительная и незаконная обязанность по уплате излишних сумм платежей, что нарушает права Общества и возлагает на него дополнительные денежные обязательства.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывая при этом, что Управлением в соответствии с возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты ОАО "Томскнефть" ВНК за негативное воздействие на окружающую среду. В результате проверки было установлено, что расчеты платы за размещение отходов выполнены с нарушением действующего законодательства РФ, в том числе, плательщиком необоснованно не рассчитана плата за сверхлимитное размещение отходов при отсутствии оформленных в установленном порядке лимитов на размещение отходов за период с 01.04.2009 года по 09.08.2009 года, соответственно требование об уплате задолженности является законным и не нарушает прав заявителя.
Изучив письменные материалы дела и отзыв на заявление, выслушав пояснения сторон по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой было установлено, что плательщиком не рассчитана плата за сверхлимитное размещение отходов при повышении установленных лимитов размещения отходов; не рассчитана плата за сверхлимитное размещение отходов при отсутствии оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов; плательщиком необоснованно применен понижающий коэффициент 0,3 при размещении отходов на территории, не принадлежащей природопользователю (полигон ТБО, г. Стрежевой); плательщиком неверно применены нормативы платы за размещение отходов, допущены арифметические ошибки.
Плательщику была доначислена сумма задолженности, составившая перед бюджетами всех уровней за 2008 - 2009 годы 90 346 732,80 рублей.
Управление направило в адрес ОАО "Томскнефть" ВНК требование от 26.04.2010 № Т-23/1777 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 2009 годы с предложением о добровольном погашении задолженности.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежат доказыванию по данному делу, являются обстоятельства, указывающие на то, что оспариваемое требование об уплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 2009 гг. в части доначисления платежей за сверхлимитное размещение отходов за период с 05.06.2009 года по 09.08.2009 года:
- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, данные обстоятельства должны быть установлены в совокупности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (далее - ФЗ № 7) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно пункту 2 статьи 16 ФЗ № 7 к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ФЗ № 7 порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Статьей 6 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" Правительству Российской Федерации были предоставлены полномочия устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
На основании Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 с 30 сентября 2010 года полномочия Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, в том числе вопросы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
На момент вынесения оспариваемого требования - 26.04.2010 Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являлось территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, созданным на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.04.2009 № 309 и действовавшим на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 № 581.
Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2008 № 1035 "О наделении полномочиями администратора доходов федерального бюджета Российской Федерации" и от 29.12.2008 № 1040 "О возложении на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочий главных администраторов доходов бюджетных субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, функции контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты, возложены на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно ст. 16 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Как видно из материалов дела и подтверждает сам заявитель ОАО "Томскнефть" ВНК осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Судом установлено и ОАО "Томскнефть" ВНК не оспаривает, что в результате своей хозяйственной деятельности Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, статьей 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24.07.2007 № 198-ФЗ, Постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия ОАО "Томскнефть" ВНК обязано осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Факт того, что ОАО "Томскнефть" ВНК в период с 04 марта 2009 года по 09 августа 2009 года осуществляло деятельность по обращению с опасными отходами не имея оформленных в установленном порядке лимитов на размещение отходов заявителем не отрицается.
Спорный период с 05 июня 2009 по 09 августа 2009 года входит в вышеуказанный период.
Факт размещения отходов в указанный период подтвержден заявителем в представленных расчетах платы за 2, 3 квартал 2009 года, проверку правильности которых и проводило Западно-Сибирское управление Ростехнадзора. Полнота и достоверность представленной в расчетах информации (в том числе и о фактическом размещении отходов) подтверждена руководителем и главным бухгалтером плательщика.
Заявителем данный факт не оспаривается.
Пятикратный повышающий коэффициент установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, а также предусмотрен Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ 26.01.1993.
В соответствии с пунктом 5 "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее - Порядок) плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
В соответствии с пунктом 5.9 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды к сверхлимитным объемам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объема размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.
Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 данный коэффициент применяется в следующих случаях:
- сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды (пункт 5);
- отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов. При этом вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (пункт 6).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении порядка определение платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.
Следовательно, Управлением правомерно было проведено доначисление платы за сверхлимитное размещение отходов при отсутствии оформленных в установленном порядке лимитов за период с 05 июня 2009 года по 09 августа 2009 года.
Т.о. довод заявителя о том, что начисление платы за сверхлимитное размещение отходов при отсутствии у Общества оформленных в установленном порядке лимитов на размещение отходов является незаконным, нарушает права Общества и возлагает на него дополнительные денежные обязательства, судом отклоняется, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого требования о начислении задолженности законодательству РФ об охране окружающей среды, следовательно и возложение обязанности по ее уплате основано на требованиях закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья
Л.П.КУСТ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2011 по делу № А45-14809/2010 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 № 07АП-138/11 оставлены без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 № 07АП-138/11 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.11.2010 № А45-14809/2010
Отсутствие у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитное размещение отходов и оплачивается с применением повышающего коэффициента.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru