УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 21 апреля 2010 г. № 40а
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
В соответствии с постановлением
Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 249 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2010 - 2012 годы" (далее - ведомственная целевая программа), пунктом 4.2.5
Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации края от 18.01.2008 № 18, в целях формирования экологической культуры населения Алтайского края, развития на территории края системы непрерывного экологического образования и просвещения, приказываю:
1. Одобрить прилагаемый проект Концепции
развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года, разработанный специалистами образовательных учреждений края в соответствии с ведомственной целевой программой (мероприятие 3.8
"Разработка и реализация программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края").
2. Утвердить прилагаемый план (не приводится) мероприятий управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на 2010 и 2011 годы по развитию непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края.
3. Финансирование мероприятий осуществлять за счет средств, предусмотренных ведомственной целевой программой "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2010 - 2012 годы (мероприятие 3.8
"Разработка и реализация программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края").
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник управления
А.Н.ДУБРОВ
Приложение 1
к Приказу
управления природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Алтайского края
от 21 апреля 2010 г. № 40а
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД
ДО 2015 ГОДА
Основные понятия и термины
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Качество природной среды - степень соответствия природных условий потребностям людей, других живых организмов и растительности.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.
Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Устойчивое развитие - развитие общества, при котором достигается удовлетворение потребностей ныне живущих поколений без лишения этой возможности будущих поколений из-за деградации окружающей среды и истощения ресурсов.
Экологизация - процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.
Экологическое краеведение - совокупность знаний, сведений о природе, культуре, истории региона в сочетании со сведениями об их экологических компонентах, социально-экологических особенностях.
Экологическая культура - совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых в процессе развития цивилизации, ориентированных не только на удовлетворение всесторонних потребностей человека, но и на сохранение, восстановление и улучшение качественных и количественных показателей его естественной среды обитания.
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения, соответствующих обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
Экологическое просвещение - распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.
- осуществляет формирование информационных ресурсов для поддержки экологических программ города Барнаула и края;
- создает проблемно-ориентированные полнотекстовые базы данных по экологии, систематизирует и представляет издания (фундаментальные, периодические) в области экологии, информируя население о состоянии окружающей среды города и региона;
- проводит массовые мероприятия экологической направленности с привлечением жителей города.
9. Базовый центр экологического просвещения (государственное учреждение культуры "Алтайский государственный краеведческий музей" - ГУК АГКМ):
- осуществляет накопление, систематизацию и хранение эколого-краеведческих материалов;
- организует стационарные и передвижные выставки с природно-экологической и социально-экологической тематикой;
- проводит методическую, консультативную, лекционную и выставочную работу на площадках муниципальных учреждений культуры, районных краеведческих музеев;
- анализ, обобщение и распространение опыта эколого-просветительской работы муниципальных музеев.
Второй уровень
На втором уровне создаются 25 - 30 филиалов и отделений базовых центров по экологическому воспитанию и просвещению. Они являются организаторами практической деятельности населения и исполнителями малых проектов и подпрограмм. Филиалы 2-го уровня находятся в городах края (центрах образовательных округов): Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Заринске, Змеиногорске, Белокурихе. Размещаются они в вузах (или филиалах вузов), учреждениях дополнительного образования детей (например, Детский эколого-биологический центр г. Бийска, Центр внешкольной работы "Малая Академия" г. Рубцовска, Станция юннатов г. Барнаула и т.д.), в крупных районных и городских библиотеках (например, городская библиотека г. Камень-на-Оби, Центральная универсальная юношеская библиотека г. Барнаула им. В.М.Башунова, Краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской), районных, межмуниципальных музеях (Змеиногорском, Бийском, Родинском и т.д.).
Третий уровень
Третий уровень включает пилотные площадки экологического просвещения и образования. Пилотные площадки могут быть организованы на базе учреждений образования, культуры, а также природных территорий, имеющих познавательное значение. Площадки должны выполнять функции по реализации конкретных мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию. При этом необходимо обеспечение этих площадок необходимым оборудованием, наглядным материалом, литературой, учебно-методическим комплектом. Большое значение должно отводиться локальным действиям населения муниципальных образований по улучшению состояния природной среды.
4.2. Мероприятия Концепции
Задача 1. Создание системы непрерывного экологического образования.
Мероприятия:
1.1. Развитие сети центров экологического образования (1, 2, 3 уровня).
1.2. Формирование и развитие научно-методической базы экологического образования (базовых центров первого уровня).
1.3. Развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экологического образования всех уровней.
1.4. Разработка и включение в учебные планы образовательных учреждений элективных курсов экологической направленности, факультативов и практикумов в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
1.5. Проведение краевых мероприятий, в том числе этапов Всероссийских конкурсов:
- Олимпиада школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности.
- Конкурс водных проектов старшеклассников.
- Фестиваль "Зеленые колокола".
- Конкурсы творческих и интеллектуальных работ "Сохраним биосферу".
- Летние профильные экологические лагеря.
- Конкурсы "Я - исследователь", "Юный исследователь", "Дети Алтая исследуют окружающую среду".
- Смотр-конкурс по экологическому воспитанию среди образовательных учреждений и муниципальных образований и другие мероприятия.
Задача 2. Создание системы экологического просвещения и информирования населения края Мероприятия:
2.1. Развитие базовых информационно-просветительских экологических центров первого уровня:
- экологического образования и просвещения;
- экологической информации;
- экологического просвещения взрослого населения.
2.2. Организация и развитие информационных центров второго и третьего уровней (пилотных площадок по экологическому просвещению) в городах и районах края на базе библиотек, музеев, детских клубов, общественных организаций, природных территорий.
2.3. Постоянное информирование населения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:
- Организация теле-, радиопередач, рубрик в газетах;
- Выпуск информационной продукции (газета "Природа Алтая", книги, буклеты, листовки, учебные фильмы и др.);
- Регулярное обновление информации на Веб-сайтах по экологическому образованию и просвещению населения.
2.4. Проведение экологических акций, кампаний, общественных слушаний (в т.ч. совместно с учреждениями культуры, здравоохранения).
Задача 3. Повышение экологической культуры производства и управления
Мероприятия:
3.1. Создание и развитие системы образования и повышения квалификации руководителей и ответственных специалистов предприятий, организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, государственных и муниципальных служащих на базе ведомственных и вузовских институтов (факультетов) повышения квалификации.
3.2. Организация конференций, семинаров по вопросам природоохранной деятельности, внедрению новых технологий, научных разработок, программ по энергосбережению.
3.3. Организация и участие предприятий в региональных, Всероссийских экологических выставках, научно-практических конференциях по проблемам экологии.
3.4. Проведение краевого конкурса среди предприятий и организаций, муниципальных образований края "Экоимидж".
3.5. Оказание методической, консультационной помощи предприятиям, учреждениям по вопросам экологии (в т.ч. создание консультационных центров для специалистов предприятий, предпринимателей).