Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 21 апреля 2010 г. № 40а

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 249 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2010 - 2012 годы" (далее - ведомственная целевая программа), пунктом 4.2.5 Положения об управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации края от 18.01.2008 № 18, в целях формирования экологической культуры населения Алтайского края, развития на территории края системы непрерывного экологического образования и просвещения, приказываю:
1. Одобрить прилагаемый проект Концепции развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года, разработанный специалистами образовательных учреждений края в соответствии с ведомственной целевой программой (мероприятие 3.8 "Разработка и реализация программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края").
2. Утвердить прилагаемый план (не приводится) мероприятий управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на 2010 и 2011 годы по развитию непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края.
3. Финансирование мероприятий осуществлять за счет средств, предусмотренных ведомственной целевой программой "Охрана окружающей среды на территории Алтайского края" на 2010 - 2012 годы (мероприятие 3.8 "Разработка и реализация программы непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края").
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник управления
А.Н.ДУБРОВ





Приложение 1
к Приказу
управления природных
ресурсов и охраны окружающей
среды Алтайского края
от 21 апреля 2010 г. № 40а

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД
ДО 2015 ГОДА

Основные понятия и термины

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Качество природной среды - степень соответствия природных условий потребностям людей, других живых организмов и растительности.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.
Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Устойчивое развитие - развитие общества, при котором достигается удовлетворение потребностей ныне живущих поколений без лишения этой возможности будущих поколений из-за деградации окружающей среды и истощения ресурсов.
Экологизация - процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.
Экологическое краеведение - совокупность знаний, сведений о природе, культуре, истории региона в сочетании со сведениями об их экологических компонентах, социально-экологических особенностях.
Экологическая культура - совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых в процессе развития цивилизации, ориентированных не только на удовлетворение всесторонних потребностей человека, но и на сохранение, восстановление и улучшение качественных и количественных показателей его естественной среды обитания.
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения, соответствующих обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию с природной, социальной и техногенной средой, а также на получение специальных знаний и практических навыков в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
Экологическое просвещение - распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности.


- осуществляет формирование информационных ресурсов для поддержки экологических программ города Барнаула и края;
- создает проблемно-ориентированные полнотекстовые базы данных по экологии, систематизирует и представляет издания (фундаментальные, периодические) в области экологии, информируя население о состоянии окружающей среды города и региона;
- проводит массовые мероприятия экологической направленности с привлечением жителей города.
9. Базовый центр экологического просвещения (государственное учреждение культуры "Алтайский государственный краеведческий музей" - ГУК АГКМ):
- осуществляет накопление, систематизацию и хранение эколого-краеведческих материалов;
- организует стационарные и передвижные выставки с природно-экологической и социально-экологической тематикой;
- проводит методическую, консультативную, лекционную и выставочную работу на площадках муниципальных учреждений культуры, районных краеведческих музеев;
- анализ, обобщение и распространение опыта эколого-просветительской работы муниципальных музеев.
Второй уровень
На втором уровне создаются 25 - 30 филиалов и отделений базовых центров по экологическому воспитанию и просвещению. Они являются организаторами практической деятельности населения и исполнителями малых проектов и подпрограмм. Филиалы 2-го уровня находятся в городах края (центрах образовательных округов): Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Заринске, Змеиногорске, Белокурихе. Размещаются они в вузах (или филиалах вузов), учреждениях дополнительного образования детей (например, Детский эколого-биологический центр г. Бийска, Центр внешкольной работы "Малая Академия" г. Рубцовска, Станция юннатов г. Барнаула и т.д.), в крупных районных и городских библиотеках (например, городская библиотека г. Камень-на-Оби, Центральная универсальная юношеская библиотека г. Барнаула им. В.М.Башунова, Краевая детская библиотека им. Н.К.Крупской), районных, межмуниципальных музеях (Змеиногорском, Бийском, Родинском и т.д.).
Третий уровень
Третий уровень включает пилотные площадки экологического просвещения и образования. Пилотные площадки могут быть организованы на базе учреждений образования, культуры, а также природных территорий, имеющих познавательное значение. Площадки должны выполнять функции по реализации конкретных мероприятий по экологическому просвещению и воспитанию. При этом необходимо обеспечение этих площадок необходимым оборудованием, наглядным материалом, литературой, учебно-методическим комплектом. Большое значение должно отводиться локальным действиям населения муниципальных образований по улучшению состояния природной среды.

4.2. Мероприятия Концепции

Задача 1. Создание системы непрерывного экологического образования.
Мероприятия:
1.1. Развитие сети центров экологического образования (1, 2, 3 уровня).
1.2. Формирование и развитие научно-методической базы экологического образования (базовых центров первого уровня).
1.3. Развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экологического образования всех уровней.
1.4. Разработка и включение в учебные планы образовательных учреждений элективных курсов экологической направленности, факультативов и практикумов в соответствии с федеральными и региональными образовательными стандартами.
1.5. Проведение краевых мероприятий, в том числе этапов Всероссийских конкурсов:
- Олимпиада школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности.
- Конкурс водных проектов старшеклассников.
- Фестиваль "Зеленые колокола".
- Конкурсы творческих и интеллектуальных работ "Сохраним биосферу".
- Летние профильные экологические лагеря.
- Конкурсы "Я - исследователь", "Юный исследователь", "Дети Алтая исследуют окружающую среду".
- Смотр-конкурс по экологическому воспитанию среди образовательных учреждений и муниципальных образований и другие мероприятия.
Задача 2. Создание системы экологического просвещения и информирования населения края Мероприятия:
2.1. Развитие базовых информационно-просветительских экологических центров первого уровня:
- экологического образования и просвещения;
- экологической информации;
- экологического просвещения взрослого населения.
2.2. Организация и развитие информационных центров второго и третьего уровней (пилотных площадок по экологическому просвещению) в городах и районах края на базе библиотек, музеев, детских клубов, общественных организаций, природных территорий.
2.3. Постоянное информирование населения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности:
- Организация теле-, радиопередач, рубрик в газетах;
- Выпуск информационной продукции (газета "Природа Алтая", книги, буклеты, листовки, учебные фильмы и др.);
- Регулярное обновление информации на Веб-сайтах по экологическому образованию и просвещению населения.
2.4. Проведение экологических акций, кампаний, общественных слушаний (в т.ч. совместно с учреждениями культуры, здравоохранения).
Задача 3. Повышение экологической культуры производства и управления
Мероприятия:
3.1. Создание и развитие системы образования и повышения квалификации руководителей и ответственных специалистов предприятий, организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, государственных и муниципальных служащих на базе ведомственных и вузовских институтов (факультетов) повышения квалификации.
3.2. Организация конференций, семинаров по вопросам природоохранной деятельности, внедрению новых технологий, научных разработок, программ по энергосбережению.
3.3. Организация и участие предприятий в региональных, Всероссийских экологических выставках, научно-практических конференциях по проблемам экологии.
3.4. Проведение краевого конкурса среди предприятий и организаций, муниципальных образований края "Экоимидж".
3.5. Оказание методической, консультационной помощи предприятиям, учреждениям по вопросам экологии (в т.ч. создание консультационных центров для специалистов предприятий, предпринимателей).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 21.04.2010 № 40а
"О Концепции развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года"

Приказ
Приложение 1. Концепция развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года
Основные понятия и термины
1. Введение
2. Современное состояние и проблемы экологического образования в Алтайском крае
2.1. Дошкольные учреждения
2.2. Общеобразовательные учреждения
2.3. Учреждения дополнительного образования
2.4. Высшее профессиональное образование
2.5. Повышение квалификации и переподготовка кадров
3. Приоритетные направления деятельности органов государственной власти Алтайского края по развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения населения
Цель, задачи и основные принципы Концепции
Направления развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края на период до 2015 года
3.2.1. Развитие экологического образования в дошкольных учреждениях
3.2.2. Развитие экологического образования в общеобразовательных учреждениях
3.2.3. Развитие экологического образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования
3.2.4. Развитие экологического образования в высших учебных заведениях
3.2.5. Развитие экологического образования в профессиональной переподготовке и повышении квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления
3.2.6. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения
3.2.7. Охраняемые природные территории, библиотеки и музеи в системе экологического воспитания и просвещения населения
4. Механизмы реализации Концепции
4.1. Технология реализации Концепции
4.2. Мероприятия Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru