Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2011 г. по делу № А12-2458/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Пономарева А.В.,
судей Кулик И.В., Романова С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Приволжскнефтепровод" в лице филиала ОАО "Приволжскнефтепровод" Волгоградское районное нефтепроводное управление
к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, администрации Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Совету депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области
о признании незаконным решения органа местного самоуправления
при участии:
от истца: С.М. по доверенности <...>,
от ответчиков:
от администрации Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - Б.Ю., глава;
от администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области - не явились, извещены,
от прокуратуры Волгоградской области - Безмельницина Э.О., удостоверение № 074766 от 06.04.2009 г.

установил:

ОАО "Приволжскнефтепровод" в лице филиала ОАО "Приволжскнефтепровод" Волгоградское районное нефтепроводное управление (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором по уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ требованиям просило суд:
1) признать незаконным решение администрации Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2010 г. № 10/24 "О резервировании территории северо-западнее части р.п. Медведицкий с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения" незаконным, в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 34:07:120001:0251 площадью 113600 кв. м. и пунктов 1, 2, 3, 5 постановления главы Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.04.2010 г. № 16 "О резервировании земель северо-западной части р.п. Медведицкий Жирновского района Волгоградской области для муниципальных нужд с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 34:07:120001:0251 площадью 113600 кв. м., расположенного по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Медведицкое городское поселение, 1 км. северо-западнее р.п. Медведицкий;
2) обязать администрацию Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и Совет депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.
В обосновании требований заявитель указал, что решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, в соответствии с с пунктом 7 "Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд" (утв. постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд") подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его официального опубликования в официальных СМИ Жирновского муниципального района Волгоградской области. В нарушение вышеуказанных норм решение о резервировании не было опубликовано в средствах массовой информации - газете "Жирновские новости".
Решение о резервировании земель подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 Положения), что подтверждается судебной практикой (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.11.2009 г., дело № Ф09-9329/09-С6). По состоянию на 17.02.2011 г. обременение на земельный участок: расположенный по адресу: 1 км. северо-западнее рабочего поселка Медведицкий, кадастровый номер 34:07:120001:0251, площадью 113600 кв. м. в установленном законом порядке не наложено.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал и просил их удовлетворить по основаниям указанным в иске и дополнении к нему.
Администрация Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области просила в удовлетворении требований отказать. Подробно возражения в отзыве на заявление.
Администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, Совет депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом. В отзыве на заявление просили суд в удовлетворении требований заявителю отказать. Подробно возражения в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает, требования являются обоснованными в части в силу следующего
Как следует из материалов дела, администрация Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и Совет депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области приняли решение № 10/24 от 05.04.2010 г. "О резервировании территории северо-западнее части р.п. Медведицкий с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения". Главой Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области принято аналогичное постановление № 16 от 06.04.2010 г. "О резервировании земель северо-западной части р.п. Медведицкий Жирновского района Волгоградской области для муниципальных нужд с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения".
Учитывая, что земельного участок Общества с кадастровым номером 34:07:120001:0251 площадью 113600 кв. м., расположенный по адресу Волгоградская область, Жирновский район, Медведицкое городское поселение, 1 км. северо-западнее р.п. Медведицкий подпадает под действие названных нормативных правовых актов, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое заявителем решение и постановление отвечают приведенным выше критериям нормативных правовых актов, поскольку их действие не носит индивидуального характера, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение и подлежит официальному опубликованию.
Согласно статье 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
Как определено статьей 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
Реализация процедуры резервирования земель возможна как в отношении земельных участков, так и их частей, что допускается статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что объектами земельных отношений являются земельные участки, а также их части.
Федеральным законом от 10.05.2007 № 69-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена новая статья 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". Согласно положениям указанной статьи (части 1 - 3) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.
Исходя из норм статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, можно говорить, по крайней мере, о двух ситуациях, в отношении которых возможна реализация процедуры резервирования.
Первая процедура: резервирование земель всех форм собственности, в т.ч. находящихся у граждан и юридических лиц на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения. При такой конструкции резервирование земель имеет смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков, что обусловливает ссылку на установленные статьей 49 Земельного кодекса случаи изъятия.
Вторая процедура, связанная с резервированием земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, устанавливает такие случаи, как: размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности; создание особо охраняемых природных территорий; строительство водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
В силу части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение о резервировании).
Пунктом 2 названного Положения закреплено, что решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления. При этом согласно пункту 7 Положения о резервировании, решение о резервировании, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду необходимо выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из безусловных оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Документального подтверждения опубликования оспариваемых нормативных актов материалы дела не содержат.
В силу чего, оспариваемые нормативные правовые акты признаются судом недействующими. Требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению применительно к ответчикам администрации Медведицкого городского поселения, Совету депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области.
Учитывая, что администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области оспариваемые нормативные акты не принимала в удовлетворении требований к данному ответчику следует отказать.
В части восстановления нарушенного права путем обязания администрации Медведицкого городского поселения, Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, суд отказывает в удовлетворении требований заявителю.
В силу п. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу. Иной порядок восстановления нарушенного права по данной категории споров АПК РФ не установлен.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежит взысканию с ответчиков в сумме 1000 руб. с каждого в пользу ОАО "Приволжскнефтепровод".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195, 110 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Признать недействующим, несоответствующим постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" решение администрации Медведицкого городского поселения администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области и Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2010 г. № 10/24, постановления главы Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.04.2010 г. № 16 "О резервировании земель северо-западной части р.п. Медведицкий Жирновского района Волгоградской области для муниципальных нужд с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения". В остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области, Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 1000 руб. с каждого в пользу ОАО "Приволжскнефтепровод".
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий судья
ПОНОМАРЕВ А.В.

Судьи
КУЛИК И.В.
РОМАНОВ С.П.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 12.05.2011 по делу № А12-2458/2011
<О признании недействующими решения администрации Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области и Совета депутатов Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2010 № 10/24 "О резервировании территории северо-западнее части р.п. Медведицкий с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения", постановления главы Медведицкого городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.04.2010 № 16 "О резервировании земель северо-западной части р.п. Медведицкий Жирновского района Волгоградской области для муниципальных нужд с целью перспективного строительства жилья и объектов обслуживания населения">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru