Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 августа 2010 г. по делу № А14-6274/2010/212/23

(извлечение)

Прокурор Воронежской области (далее - Прокурор, заявитель по делу) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с требования, уточненными в ходе судебного разбирательства, о признании недействительными пункта 2.1 и пункта 2.2 Устава государственного учреждения "Т (далее - ГУ "Т") в части подпунктов, предусматривающих полномочия учреждения по осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе: по организации и осуществлению мероприятий, направленных на выполнение законов Российской Федерации и Воронежской области "О ветеринарии", ветеринарно-санитарных правил, а также инструкций по борьбе с болезнями животных; контролю и систематическому анализу выполнения планов ветеринарных мероприятий и отчетов, даче по ним заключений и предложений; организации и проведению силами ветеринарных инспекторов государственного ветеринарного надзора в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии"; контролю выполнения ветеринарно-санитарных правил на животноводческих фермах, проведению других мероприятий, направленных на повышение санитарного качества молока и других продуктов животноводства; систематической проверке ветеринарно-санитарного состояния объектов животноводства, организаций, независимо от форм собственности, занимающихся закупкой, хранением, переработкой и реализацией животноводческой продукции, а также пастбищ, источников водопоя, трасс перегона скота, рыбохозяйственных водоемов и других объектов ветеринарного надзора.
Также Прокурор ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на оспаривание положений Устава.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного ГУ "Т", заявившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании Прокурор поддержал требования в полном объеме.
Управление ветеринарии Воронежской области (далее - Управление) просило требования Прокурора удовлетворить, представило в материалы дела мотивированный отзыв.
ГУ "Т" также поддержало требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 05.08.2010 г. объявлялся перерыв до 12.08.2010 г. в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
Из материалов дела следует.
Постановлением администрации Воронежской области от 11.12.2003 г. № 1184 "О создании государственных учреждений ветеринарии в Воронежской области", в числе прочих создано Государственное учреждение "Т.
Согласно данному постановлению, а также пункту 1.3 устава ГУ "Т (далее - Устав) учредителем данного Учреждения является Главное управление агропромышленным комплексом администрации области.
Постановлением Администрации Воронежской области № 628 от 15.07.2005 г. "Об утверждении положения о Главном управлении аграрной политики Воронежской области" Главное управление агропромышленным комплексом администрации области ликвидировано, правопреемником является Главное управление аграрной политики Воронежской области.
Приказом Главного управления агропромышленным комплексом администрации Воронежской области № 114 от 22.12.2003 г. утвержден устав ГУ "Т.
Пунктом 2.1 Устава закреплено, что целями создания Учреждения являются осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел (далее животных), обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения от болезней, общих для человека и животных.
Пунктом 2.2 Устава определено, что для достижения указанных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- организует и осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законов Российской Федерации и Воронежской области "О ветеринарии", ветеринарно-санитарных правил, а также инструкций по борьбе с болезнями животных;
- контролирует и систематически анализирует выполнение планов ветеринарных мероприятий и отчетов, дает по ним заключения и предложения;
- организует и проводит силами ветеринарных инспекторов государственный ветеринарный надзор в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии";
- контролирует выполнение ветеринарно-санитарных правил на животноводческих фермах, проводит другие мероприятия, направленные на повышение санитарного качества молока и других продуктов животноводства;
- систематически проверяет ветеринарно-санитарное состояние объектов животноводства, организаций, независимо от форм собственности, занимающихся закупкой, хранением, переработкой и реализацией животноводческой продукции, а также пастбищ, источников водопоя, трасс перегона скота, рыбохозяйственных водоемов и других объектов ветеринарного надзора.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля" имеет дату 26.12.2008, а не 28.12.2009.

Посчитав перечисленные положения пунктов 2.1, 2.2 Устава Учреждения в части осуществления им государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не соответствующими требованиям действующего законодательства - Федерального закона РФ от 28.12.2009 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля" и подлежащими приведению в соответствие с ним, прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований Прокурор ссылается на пункты 1, 3 статьи 2 указанного Федерального закона, закрепившие понятие регионального государственного контроля (надзора), в силу которого на территории субъекта Российской Федерации деятельность по осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут осуществлять только органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.
Поскольку государственные учреждения, в том числе и станции по борьбе с болезнями животных, в число таких лиц не включены, соответствующие положения Устава ГУ "Т", предусматривающие полномочия Учреждения по осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по мнению прокурора Воронежской области, являются недействительными.
При этом прокурор Воронежской области подчеркивает, что, учитывая полномочия должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, предусмотренные статьей 9 Федерального закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" и пунктом 12 раздела 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706, по предъявлению организациям и гражданам требований о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлению контроля за выполнением этих требований; привлечению в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом, приостановлению или запрещению впредь до проведения необходимых мероприятий и устранению имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производства, хранения, перевозки и реализации продуктов животноводства, производства и применения препаратов и технических средств ветеринарного назначения; внесению представлений о лишении лицензий предприятий, учреждений, организаций и граждан на право производства, заготовки, перевозки, хранения и реализации продуктов животноводства, сырья животного происхождения, кормов, препаратов и технических средств ветеринарного назначения и специалистов в области ветеринарии на право занятия предпринимательской деятельностью, передаче материалов в следственные органы для возбуждения уголовных дел, оспариваемые положения Устава ГУ "Т" нарушают законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, заслушав представителей, участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно статье 52, части 1 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (статья 117, часть 4 статьи 198 АПК РФ.
О несоответствии положений Устава ГУ "Т" требованиям действующего законодательства Прокурору стало известно из информации, предоставленной 22.01.2010 г. Управлением ветеринарии Воронежской области в ходе проводимой Прокуратурой области проверки соблюдения законодательства о государственном и муниципальном контроле.
Управление ветеринарии Воронежской области представило соответствующую информацию с приложением копий уставов 35 учреждений, подведомственных Управлению.
Заявитель обратился в суд 17.06.2010 г., то есть с пропуском установленного статьей 198 АПК РФ срока.
На рассмотрении суда имеется ходатайство прокурора Воронежской области о восстановлении пропущенного процессуального срока на оспаривание положений Устава.
В обосновании ходатайства Прокурор ссылается на большой объем работы, проводимой в ходе проверки соблюдения законодательства о государственном и муниципальном контроле, потребовавшим значительного периода времени для подготовки соответствующих заявлений в суд.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока и руководствуясь статьями 41, 117, частью 4 статьи 198 АПК РФ, с учетом подтверждения заявленных в его обоснование обстоятельств и незначительности пропуска срока, суд находит его подлежащим удовлетворению.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. № 628 "Об утверждении положения о Главном управлении аграрной политики Воронежской области" данное Управление определено правопреемником Главного управления агропромышленным комплексом администрации области в связи с ликвидацией последнего.
В дальнейшем Главное управление аграрной политики Воронежской области было также ликвидировано.
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 20.04.2006 г. № 306 "Об утверждении положения об Управлении ветеринарии Воронежской области" Управление ветеринарии Воронежской области определено правопреемником Главного управления аграрной политики Воронежской области в части выполнения функций государственного ветеринарного надзора за ветеринарным благополучием области.
Согласно Постановлению Правительства Воронежской области от 13.05.2009 г. № 387 "Об утверждении положения об Управлении ветеринарии Воронежской области", Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере ветеринарии.
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 1.13 Положения).
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706) государственный ветеринарный надзор представляет собой систему контроля за соблюдением:
предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;
требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Вступивший в законную силу с 01.07.2009 г. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля" в статье 2 разграничил понятия федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно указанной правовой норме региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания Положения об Управлении ветеринарии Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 13.05.2009 г. № 387, именно Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) на территории Воронежской области.
Из содержания указанных норм следует, что государственный контроль (надзор) в области ветеринарии в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Воронежской области вправе осуществлять Управление ветеринарии Воронежской области, но не созданные им учреждения, не являющиеся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые положения Устава ГУ "Т", предоставляющие учреждению полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ, не соответствуют действующему законодательству и, безусловно, нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу чего их следует признать недействительными.
При этом судом учтено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона № 294-ФЗ нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на ответчиков, однако, заявитель не понес расходов по уплате госпошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии", Федеральным законом РФ от 28.12.2009 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля", Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706), статьями 4, 7 - 11, 13, 16, 65, 110, 156, 167 - 170, 180, 198, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительными пункты 2.1, 2.2 Устава государственного учреждения "Т в части подпунктов, предусматривающих полномочия учреждения по осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе: по организации и осуществлению мероприятий, направленных на выполнение законов Российской Федерации и Воронежской области "О ветеринарии", ветеринарно-санитарных правил, а также инструкций по борьбе с болезнями животных; контролю и систематическому анализу выполнения планов ветеринарных мероприятий и отчетов, даче по ним заключений и предложений; организации и проведению силами ветеринарных инспекторов государственного ветеринарного надзора в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии"; контролю выполнения ветеринарно-санитарных правил на животноводческих фермах, проведению других мероприятий, направленных на повышение санитарного качества молока и других продуктов животноводства; систематической проверке ветеринарно-санитарного состояния объектов животноводства, организаций, независимо от форм собственности, занимающихся закупкой, хранением, переработкой и реализацией животноводческой продукции, а также пастбищ, источников водопоя, трасс перегона скота, рыбохозяйственных водоемов и других объектов ветеринарного надзора, как не соответствующие Федеральному закону от 28.12.2009 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля".
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.08.2010 по делу № А14-6274/2010/212/23
Суд признал недействительными пункты устава учреждения, предусматривающие полномочия учреждения по осуществлению государственного ветеринарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку Положение об управлении ветеринарии Воронежской области, утвержденное Постановлением Правительства ВО от 13.05.2009 № 387, допускает осуществление данных полномочий только Управлением ветеринарии Воронежской области.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru