Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ В 2009 ГОДУ

Ни одна вещь на свете не ценна так, как человек,
который прилежно не посягает ни на какую ценность.
Шеффлер Иоганн

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Республики Калмыкия "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия" представляю Главе Республики Калмыкия, в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, и направляю в Правительство Республики Калмыкия, в Верховный суд Республики Калмыкия и Прокуратуру Республики Калмыкия доклад о своей деятельности в 2009 году.
В докладе дается оценка состоянию ситуации с правами человека в Республике Калмыкия, отражены наиболее важные правозащитные проблемы 2009 года, приводится информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия.
В основу доклада легли итоги рассмотрения обращений граждан, результаты встреч Уполномоченного и сотрудников его аппарата с населением, сведения, полученные в результате проверок учреждений и организаций. При подготовке доклада также использованы статистические данные и информация органов государственной власти, информация доверенных представителей Уполномоченного, материалы "круглых" столов, семинаров с участием Уполномоченного, публикации средств массовой информации.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного являются: способствование восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, взаимодействию государственных органов и органов местного самоуправления Республики Калмыкия и их должностных лиц в защите прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению, совершенствованию законодательства Республики Калмыкия о правах человека и приведению его в соответствие с международными стандартами, развитию межнационального сотрудничества в области прав человека.
В этих целях Уполномоченный:
рассматривает заявления и жалобы граждан Российской Федерации и других лиц, находящихся под ее юрисдикцией, на нарушения или ненадлежащее соблюдение их прав и свобод;
по собственной инициативе выявляет и расследует случаи грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, либо отдельные случаи нарушения прав и свобод человека и гражданина, если они имеют особое общественное значение или связаны с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
информирует органы государственной власти Республики Калмыкия и общественность о положении в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Калмыкия.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Эффективность института Уполномоченного едва ли не целиком зависит от готовности государства и общества взаимодействовать с Уполномоченным, прислушиваться к его рекомендациям. Поэтому деятельность Уполномоченного по защите прав и свобод человека и гражданина осуществляется в тесном сотрудничестве с Главой Республики Калмыкия, Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия и депутатами Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, главным федеральным инспектором Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, Правительством Республики Калмыкия, министерствами и ведомствами, правоохранительными органами, судами Республики Калмыкия, общественными объединениями, уставной целью которых является защита прав граждан.
Являясь по своей компетенции органом парламентского контроля, Уполномоченный не вторгается в порядок организации и деятельности органов государственной власти, но вправе давать оценку конституционности их действий, побуждая тем самым к неукоснительному выполнению требований Конституции Российской Федерации в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, объявленных высшей ценностью государства и общества.
Деятельность Уполномоченного строится на принципах открытости, доступности, информационной прозрачности, профессионализма, готовности к диалогу и взаимодействию с любой организацией, преследующей цель защиты прав граждан.
Уполномоченный выражает благодарность за сотрудничество и объективное освещение его деятельности республиканским СМИ: "Парламентскому вестнику Калмыкии", "Хальмг унн", "Известиям Калмыкии", "Правительственной газете", Калмыцкой государственной телерадиокомпании и Радио Калмыкии.
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Степным Уложением (Конституцией) Республики Калмыкия, иными федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, а также справедливостью и голосом совести, Уполномоченный реагировал на факты нарушений прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченному нередко приходится призывать государство к проявлению справедливости в вопросах соблюдения прав и свобод человека даже в тех случаях, когда формальные требования закона соблюдены.
Прошедший 2009 год был особым для Калмыкии. Республика отмечала 400-летний юбилей добровольного вхождения Калмыкии в состав России на фоне глубокого мирового финансового кризиса. В этих условиях Уполномоченный концентрировал свое внимание на защите социальных и экономических прав граждан, реагировал на факты системных и массовых нарушений прав человека.
Была продолжена работа по правовому просвещению населения и координации взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц в защите прав и свобод человека и гражданина.

Общий анализ обращений граждан

В 2009 году по поводу нарушения прав и свобод к Уполномоченному обратилось свыше 1000 граждан. Уполномоченным было принято к рассмотрению 546 обращений граждан, из них 23 коллективных.
Тематика обращений выглядит следующим образом:
на первом месте - обращения, связанные с реализацией права на жилище - 21 процент;
второе место занимают обращения, связанные с нарушениями права на социальное обеспечение - 18 процентов;
на третьем месте - обращения, связанные с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь - 12 процентов;
на четвертом месте - обращения по поводу права на получение юридической помощи, презумпции невиновности, на пересмотр приговора- 10 процентов;
пятое место занимают обращения по поводу обеспечения права на свободный труд - 9 процентов.
Далее идут обращения по поводу нарушений гарантии защиты прав и права на справедливое судебное разбирательство - 5 процентов, права частной собственности на имущество - 4 процента, права на достоинство - 4 процента, права на свободу и личную неприкосновенность - 3 процента, права на гражданство - 2 процента. Обращения по поводу нарушения других прав составили менее одного процента.
Сравнивая с показателями прошлого года, следует заметить, что по-прежнему наибольшее количество обращений к Уполномоченному содержит вопросы реализации права на жилище. Увеличилось количество жалоб, связанных с охраной здоровья и оказанием медицинской помощи, на высоком уровне осталось число жалоб по поводу проблем социального обеспечения. Рост имели жалобы по поводу нарушений права на свободный труд.
Обращения к Уполномоченному поступают из всех районов республики и из Элисты. Имеется также корреспонденция из Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Ростовской области.
Увеличилось количество обращений, поступающих от граждан, проживающих в районах республики. От жителей Элисты поступило 68,2 процентов от общего количества обращений к Уполномоченному. Далее следуют обращения из Целинного района - 9,5 процента, Яшкульского района - 4,2 процента, из Черноземельского и Ики-Бурульского районов по - 3,2 процентов, из Лаганского и Юстинского районов - около 3 процентов. Обращения из других районов республики составили от 0,53 до 1,6 процентов обращений от общего количества.
По сравнению с предыдущим годом увеличилось количество обращений граждан мужского пола - 49,76 процентов из числа обратившихся являются мужчины, 50,24 процентов составляют женщины.
Принятые обращения рассматривались Уполномоченным в соответствии с республиканским законом об уполномоченном, а также в соответствии с федеральным законодательством об обращениях граждан. В необходимых случаях для проверки фактов, изложенных в обращениях, осуществлялся выезд на место Уполномоченного или сотрудников аппарата. Также гражданам давались разъяснения о других правовых средствах защиты их прав.
В результате действий Уполномоченного удалось восстановить нарушенные права 30 процентов обратившихся граждан. Около 15 процентов обращений, поступивших в 2009 г., еще находятся в стадии рассмотрения. Уполномоченный считает необходимым подчеркнуть, что достигнутые результаты являются итогом совместной работы с органами государственной власти и органами местного самоуправления в решении правозащитных задач.

Право на жилище

Проблема реализации жилищных прав граждан на протяжении многих лет деятельности Уполномоченного является одной из самых актуальных в республике и во многом способствует росту социальной напряженности в обществе. Обращения граждан свидетельствуют о длительных, многолетних ожиданиях в очереди на получение жилья, незначительности мер государственной поддержки по приобретению жилья льготными категориями граждан (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, дети-сироты), некачественном оказании жилищно-коммунальных услуг.
По информации Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в 2009 году в республике введено в эксплуатацию 77,6 тыс. квадратных метров жилья.
Несмотря на эти показатели, выполнение государством своих жилищных обязательств перед отдельными категориями граждан остается не на должном уровне. Так в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в 2009 году участникам данной подпрограммы были выданы 8 государственных жилищных сертификатов на сумму 12671,785 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим годом объем финансирования уменьшился почти в 4 раза.
Для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов из федерального бюджета поступили средства в размере 59235,4 тыс. рублей. Из них большая доля - около 53000 тыс. рублей - предназначена ветеранам Великой Отечественной войны. За прошлый год улучшили жилищные условия 49 ветеранов Великой Отечественной войны: 17 ветеранов за счет средств 2008 г., 20 ветеранов за счет средств 2009 г. и 12 ветеранам предоставлены жилые помещения по договорам социального найма Мэрией г. Элиста.
Не снижает своей актуальности проблема капитального ремонта домов и обеспечения жильем граждан, проживающих в аварийном, ветхом жилье. Обращения, поступающие к Уполномоченному, свидетельствуют, что граждане устали ждать от властей решения этой проблемы. Непригодное для проживания и подлежащее капитальному ремонту жилье имеется во всех районах и городах республики. По информации Министерства территориального развития Республики Калмыкия по состоянию на 2008 г. в республике площадь ветхого жилищного фонда составляет 128,9 тыс. квадратных метров, аварийного - 34,5 тыс. квадратных метров, в том числе в многоквартирном жилищном фонде 63,9 и 29,5 тыс. квадратных метров соответственно.
В настоящее время главным источником поступления средств на повышение качества жилищного фонда является Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающий финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов на территории всей страны.
К большому сожалению, в прошедшем году республика не подала заявку на получение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование республиканских программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов. Причина заключается в отсутствии республиканского нормативного акта о предоставлении установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, что является одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Еще больше приходится сожалеть потому, что согласно Федеральному закону № 323-ФЗ от 30.12.2008 "О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 году и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2009 г. минимальный уровень долевого финансирования субъектами РФ и (или) муниципальными образованиями соответствующих программ снизился с 20% до 5%, а максимальный уровень с 50% до 35%.
А пока жителям домов приходится жаловаться на свои управляющие компании, которые не реагируют на их обращения по поводу ремонта общего имущества в доме. Типичным является обращение гр-ки М. по поводу бездействия управляющей компании по ремонту крыши многоквартирного дома № 12 1 микрорайона г. Элиста. В связи с ветхим состоянием крыши, во время дождей происходит регулярное проникновение воды в квартиру заявительницы, замыкание электропроводки, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью жильцов, порчу имущества. После обращения Уполномоченного в Мэрию г. Элиста вопрос ремонта крыши был решен.
Проблема предоставления жилья малоимущим гражданам является одной из самых острых проблем в жилищной сфере. Ее решению препятствуют отсутствие в муниципальных образованиях социального жилья и средств на его строительство, постоянный рост цен на жилье. В этой связи типичен нижеприведенный пример.
В адрес Уполномоченного обратилась жительница Кетченеровского района гр-ка Б. с жалобой на длительное непредоставление жилья семье ее сына, имеющей в своем составе двух инвалидов. Семья гр-на Б. собственного жилья не имеет, при этом жена страдает заболеванием, которое подпадает под утвержденный постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.
Для разрешения поставленного вопроса Уполномоченный обратился в прокуратуру Кетченеровского района, которая, признав доводы обращения Уполномоченного обоснованными, внесла в адрес главы администрации Кетченеровского районного муниципального образования и главы администрации Кетченеровского сельского муниципального образования представления об устранении нарушений жилищного законодательства.
Значительное число составляют обращения детей-сирот по поводу обеспечения их жильем. Ненадлежащая работа по предупреждению потери закрепленного жилья, отсутствие средств в республиканском и местном бюджетах влекут за собой нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После завершения учебы, службы в армии эти граждане вынуждены скитаться в поисках лучшей доли.
К Уполномоченному обратился гр-н В., который указал, что со своими двумя братьями и сестрой в 1994 году были определены в Городовиковский детский дом и за ними был закреплен жилой дом в п. Арнурский Целинного района. После окончания пребывания в детском доме и службы в рядах Российской армии заявитель решил вернуться домой, однако, возвращаться было некуда - жилое помещение, закрепленное за семьей В., сохранено не было. На обращение Уполномоченного администрация Целинного районного муниципального образования сообщила, что совхоз "Арнурский" был расформирован, а жилой фонд не был передан на баланс ни правопреемнику, ни муниципальному образованию. В результате жилая площадь, закрепленная за несовершеннолетними детьми семьи В., не сохранилась. Муниципальный орган также проинформировал, что семье В. будет предоставлена квартира на территории п. Аршан-Булг Целинного района.
В адрес Уполномоченного обратилась 32-летняя гр-ка М. по вопросу реализации ее права на получение социальной выплаты как лицу из числа детей-сирот. Заявительница, не имея закрепленного за собой жилья, не состояла на учете как нуждающаяся в нем.
Согласно Порядку предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденному постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 47, основанием для получения детьми-сиротами социальной выплаты является:
отсутствие закрепленного жилого помещения;
признание в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья.
Таким образом, для получения социальной выплаты заявительница должна была быть признанной в установленном порядке, нуждающейся в предоставлении жилья. Однако при рассмотрении обращения гр-ки М. было выявлено, что этот вопрос своевременно решен не был. Уполномоченным оказана помощь гр-ке М. в сборе необходимых документов для подтверждения в судебном порядке права на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Следует отметить, что в республике получила широкое распространение практика решения жилищной проблемы путем обращения детей-сирот в суд. В адрес республиканского Агентства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству поступило 87 исковых заявлений об обязании агентства обеспечить детей-сирот субсидией на приобретение жилого помещения. В целях исполнения судебных решений распределены средства на приобретение жилья 42 детям-сиротам.
Вместе с тем, следует отметить, что тенденции к лучшему в решении проблемы обеспечением жильем детей-сирот прослеживаются. В целях ее решения постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 марта 2009 г. № 47 утвержден вышеупомянутый Порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Республике Калмыкия по состоянию на 30.03.2009 на учете состоят 457 человек. В 2009 году на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями были предусмотрены средства в объеме 25442,9 тыс. рублей, в том числе 1300,0 тыс. рублей направлены в республику из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 167 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения".
Вопрос получения государственного жилищного сертификата остается острым для многих граждан, отслуживших в рядах таких ведомств, как МВД и ФСИН.
Так в адрес Уполномоченного обратился гр-н К., майор запаса внутренних войск МВД РФ, ветеран боевых действий, отец пятерых детей. В 2005 г. заявитель был уволен в запас без предоставления жилья, с оставлением в списке очередников на получение жилищного сертификата. В 2006 г. гр-н К. значился в списке от Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД России под № 87. Однако получение сертификата затянулось на долгие годы. Для решения вопроса Уполномоченный обратился к министру внутренних дел РФ, и в результате государственный жилищный сертификат гр-ну К. был оформлен.
С проблемой иного характера столкнулся гр-н И., служивший в системе уголовного исполнения наказаний. С 2003 г. он был поставлен в очередь на получение жилья с членами своей семьи и впоследствии был включен в список граждан-участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты". В 2006 г. заявитель был уволен со службы в связи с состоянием здоровья, а в 2007 г. решением Жилищно-бытовой комиссии УФСИН по Республике Калмыкия исключен из числа участников указанной выше подпрограммы. После обращения в суд в 2008 г. гр-н И. был восстановлен в списке на получение государственного жилищного сертификата. Однако в сводный список на 2009 г. гр-н И. вновь не был включен. Учитывая, что случаи неправомерного исключения граждан из числа сотрудников системы исполнения наказания не единичны, руководству УФСИН по Республике Калмыкия необходимо принять меры по наведению должного порядка в работе своей жилищно-бытовой комиссии.
Отдельная тема - соблюдение прав граждан, проживающих в общежитиях. Из года в год к Уполномоченному поступают обращения жильцов общежитий по поводу неудовлетворительного качества оказания жилищно-коммунальных услуг, нарушения санитарно-гигиенических и бытовых норм, правил пожарной безопасности, высокой оплаты за проживание, бездействия администрации общежитий при исполнении ими своих обязанностей. Особенно актуальны эти проблемы для Элисты. По информации Мэрии г. Элиста на балансе МУП "Управление специализированным жилищным фондом" находится 17 общежитий, из них 8 общежитий находятся в ветхом (аварийном) состоянии. Задолженность по оплате коммунальных услуг имеют более 40% нанимателей.
Большое количество жалоб жильцов общежитий в адрес Уполномоченного было зафиксировано в феврале и марте 2009 г., когда в связи с задолженностью МУП "Управление специализированным жилищным фондом" перед ОАО "Калмэнергосбыт" по оплате услуг электроснабжения произведено прекращение подачи на ряд общежитий. Учитывая, что некоторые общежития не имеют газовых плит, их жители несколько дней жили в нечеловеческих условиях, не имея даже возможности приготовить себе пищу. В целях защиты прав добросовестных плательщиков коммунальных услуг Уполномоченный обращался в прокуратуру г. Элисты и республиканскую прокуратуру. И если в феврале оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имелось в связи с устранением допущенных нарушений, то в марте прокуратурой города в адрес ОАО "Калмэнергосбыт" было внесено представление с требованием прекратить действия по прекращению и ограничению подачи электрической энергии для МУП "Управление специализированным жилищным фондом" в формах, влекущих за собой ограничение и прекращение подачи электроэнергии для добросовестных потребителей.
В настоящее время идет активный процесс приватизации жилых помещений в элистинских общежитиях. По данным, представленным МУП "Управление специализированным жилым фондом", на 17.06.2009 из 1033 комнат муниципальных общежитий приватизировано 334. Став собственниками жилья в общежитиях, граждане сталкиваются с различными проблемами, начиная с заключения индивидуальных договоров на поставку электроэнергии до выбора способа управления многоквартирным домом.
В целях устранения нарушений прав граждан, проживающих в общежитиях г. Элиста, Уполномоченный предложил городскому муниципалитету рассмотреть вопрос о создании Общественного Совета по муниципальным общежитиям.
Следует отметить, что обращения Уполномоченного в МУП "Управление специализированного жилищного фонда" о принятии мер по устранению нарушений прав жильцов муниципальных общежитий рассматривались должностными лицами предприятия не должным образом, с волокитой. Такое безответственное отношение к проблемам людей побудило Уполномоченного обратиться в адрес Мэрии г. Элиста с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства в отношении должностных лиц указанного МУП, которые порой игнорировали обращения Уполномоченного в их адрес. В результате и.о. директора МУП была переведена на нижестоящую должность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Если в Элисте граждане реализовывают свое право на приватизацию жилых помещений в муниципальных общежитиях, то в районах республики имеются случаи отказа гражданам в приватизации. Так, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение жильцов общежитий № 1 и № 2 с. Троицкое Целинного района, которым администрацией Троицкого сельского муниципального образования в приватизации занимаемых жилых помещений было отказано. Ранее здания общежития принадлежали предприятию "Калмводпродстрой", и в ходе приватизации предприятия были переданы в ведение сельской администрации.
Уполномоченный посчитал отказ администрации Троицкого сельского муниципального образования незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям либо предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. То есть к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Из статьи 94 Жилищного кодекса РФ следует, что общежитие - это совокупность жилых помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения. Однако заявителям жилые помещения в вышеуказанных общежитиях предоставлены не для временного проживания, а для постоянного проживания без ограничения каким-либо сроком, разрешение на проживание оформлено муниципальным органом при отсутствии связи с гражданами как с работниками или учащимися.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду жилое помещение в общежитии должно быть пригодным для проживания граждан, благоустроенным и, кроме того, укомплектовываться мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Однако жилые помещения в общежитиях с. Троицкое не укомплектованы мебелью, инвентарем, в зданиях не отведены места для отдыха проживающих и проведения ими досуга, отсутствует охрана (вахта).
По сообщению жильцов общежитий структура коммунальных платежей (содержание и ремонт, вывоз мусора и т.д.) является практически такой же, как и для нанимателей, проживающих в муниципальных квартирах по договорам социального найма.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые занимают заявители, должны применяться нормы о договоре социального найма жилья.
В результате обращения Уполномоченного в прокуратуру Целинного района неправомерность отказа администрации Троицкого сельского муниципального образования в приватизации жилых помещений в общежитиях N№ 1 и 2 по ул. Пушкина с. Троицкое была подтверждена, и в адрес главы сельского муниципального образования внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
В республике продолжают иметь место большие проблемы с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг. Весной прошлого года в течение двух месяцев население Элисты было лишено горячего водоснабжения в связи с просроченной задолженностью МУП "Энергосервис" перед ООО "Ставропольрегионгаз". Уполномоченный обратился к министру территориального развития Республики Калмыкия с предложением принять меры для разрешения сложившейся ситуации. И только после вмешательства республиканского правительства проблема была решена, и с 01.06.2009 подача горячего водоснабжения потребителям в г. Элиста была восстановлена.
Проблемы с предоставлением жилищно-коммунальных услуг ведут к росту социальной напряженности в обществе. В адрес Уполномоченного обратились жители п. Верхний Яшкуль Целинного района с просьбой решить проблему с водоснабжением в поселке. На территории сельского муниципального образования, в котором проживают заявители, находятся два водозабора, которые обеспечивают водой Элисту, а население поселка остается без воды. Граждане вынуждены за счет своих средств нанимать транспорт для подвоза воды и приобретать талоны на воду в элистинском МУП "Горводоканал". Учитывая, что большая часть населения поселка является пенсионерами, то такие расходы становятся тяжким бременем для них.
В ходе проведенной проверки с выездом в п. Верхний Яшкуль Уполномоченным было установлено, что прекращение подачи воды произошло из-за долга администрации Верхнеяшкульского СМО в размере около одного миллиона рублей перед МУП "Горводоканал", с которым заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод. Данная задолженность возникла за период с 2005 по 2009 гг. и реальной возможности погасить ее орган местного самоуправления не имеет. В сложившейся ситуации нарушаются права добросовестных потребителей.
Представление прокуратуры Целинного района, внесенное по обращению Уполномоченного в интересах населения поселка, положительного результата не дало. И только после обращения Уполномоченного в республиканское Министерство территориального развития, встреч с главой сельского муниципального образования были приняты меры по обеспечению жителей п. Верхний Яшкуль водой, и в ноябре 2009 года водоснабжение было возобновлено.
С правом на жилище тесно связано право на благоприятную окружающую среду. Оно предполагает такое состояние окружающей среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.
В последние годы с развитием сотовой связи регулярными стали коллективные обращения граждан по поводу законности установки базовых станций сотовой связи и соблюдении при установке санитарно-эпидемиологических норм. Так, с подобной жалобой обратились жильцы дома № 19 6-го микрорайона г. Элисты.
На обращение Уполномоченного о проведении проверки по фактам, указанным в данной жалобе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия сообщило, что базовая станция размещена с учетом санитарных требований, имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение. Однако на момент проведения проверки станция не работала, пуск в эксплуатацию станции будет решаться только после пробного запуска и проведения оценки на безопасность по электромагнитному излучению. Вопрос продолжает находиться на контроле Уполномоченного.
Имеют место факты нарушений природоохранного законодательства, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье многих граждан. Так, в адрес Уполномоченного обратились жители Элисты по поводу загрязнения реки Элистинка необезвреженными сточными водами при эксплуатации канализационных очистных сооружений МУП "Горводоканал". В результате проверки, инициированной Уполномоченным и проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия, выявлен факт сброса недостаточно очищенных канализационных сточных вод с канализационных очистных сооружений г. Элиста в р. Элистинка. За выявленные нарушения к административной ответственности привлечен главный инженер МУП "Горводоканал", на сам МУП также наложен административный штраф, директору МУП выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений и предписание об устранении всех выявленных при проверке нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.


За прошедший год Уполномоченный представлял в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия и Правительство Республики Калмыкия заключения на проекты республиканских и федеральных законов, среди которых следует выделить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", проект закона Республики Калмыкия "Об экспертной комиссии" и проект закона Республики Калмыкия "О некоторых мерах по предупреждению негативного воздействия на здоровье и нравственное развитие детей".
Осуществляется взаимодействие с Центром мониторинга законодательства и правоприменительной практики при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Уполномоченным регулярно направляются в данный орган материалы, содержащие предложения по совершенствованию законодательства, которые находят свое отражение в Докладе Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации". Руководитель Центра мониторинга выражает Уполномоченному признательность за поддержку и помощь в подготовке доклада, в котором дается комплексная характеристика тенденций развития законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации, а также результатов законодательной и правоприменительной деятельности, определяются задачи и практические шаги по повышению качества законодательства и совершенствованию правоприменительной практики в их воздействии на качество жизни населения. Выводы и рекомендации доклада используются Советом Федерации при осуществлении своей деятельности.

Способствование взаимодействию государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в защите прав и свобод человека и гражданина

В целях защиты прав и свобод человека Уполномоченный активно взаимодействует с государственными органами и органами местного самоуправления.
Под председательством Уполномоченного действуют два общественных совета - Общественный Совет при МВД по Республике Калмыкия и Общественный Совет при ГУ МЧС по Республике Калмыкия. Уполномоченный также является членом Координационного Совета при Управлении Министерства юстиции России по Республике Калмыкия. На заседаниях советов обсуждаются вопросы взаимодействия государственных органов и общественности, повышения доверия граждан к органам государственной власти.
Уполномоченный регулярно принимает участие и выступает по вопросам соблюдения прав и свобод граждан на коллегиях Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия и УФСИН по Республике Калмыкия.
В рамках ранее заключенных соглашений о сотрудничестве осуществляется взаимодействие с Прокуратурой Республики Калмыкия, Государственной инспекцией по труду Республики Калмыкия, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, которое приносит положительные результаты в деятельности по защите прав граждан. Такое взаимодействие во многих случаях позволяет оперативно решать возникающие вопросы.
В апреле 2009 г. Уполномоченным при поддержке АНО "ЮРИКС" (г. Москва) и правозащитного объединения "Бамба" (г. Элиста) была организована межрегиональная конференция "Реализация и защита прав граждан в сфере здравоохранения". Участниками конференции выступили Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, представители органов законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия, общественных организаций. На конференции было отмечено, что нарушения прав граждан в сфере здравоохранения широко распространены и основными факторами, приводящими к нарушению прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, являются несбалансированность политики государства в сфере здравоохранения, недостаточность государственного финансирования, отсутствие единой системы и схемы оценки качества медицинской помощи, отсутствие мониторинга результатов контроля качества оказания медицинской помощи, несоблюдение принципов добровольности при оказании платных медицинских услуг, отсутствие правового механизма получения гражданином бесплатной медицинской помощи вне его постоянного места жительства, нарушения врачебной этики и деонтологии.
На конференции был сделан вывод, что для решения основных проблем защиты и реализации прав граждан в сфере здравоохранения необходимы разработка четких и конкретных механизмов защиты прав и интересов пациентов при оказании им медицинской помощи, ответственности лечебных организаций за объем и качество оказываемой медицинской помощи, в том числе создание системы страхования профессиональной ответственности врачей; модернизация системы обязательного медицинского страхования; повышение структурной эффективности системы здравоохранения; расширение хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения; внедрение новой идеологии медико-социальной экспертизы, ориентированной на международные стандарты; ускорение ратификации Конвенции по правам инвалидам; включение в обязательный стандарт для студентов средних и высших учебных медицинских учреждений специального курса о правах пациентов и врачей. По результатам работы конференции были подготовлены рекомендации в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти.

Межнациональное сотрудничество в области прав человека

Еще одним важным направлением деятельности Уполномоченного является развитие межнационального сотрудничества в области прав человека, которое осуществляется путем участия Уполномоченного и сотрудников его аппарата в международных, всероссийских и региональных конференциях, круглых столах и семинарах.
Помимо вышеупомянутой межрегиональной конференции "Реализация и защита прав граждан в сфере здравоохранения" Уполномоченный и его аппарат принимали участие в ряде мероприятий, среди которых можно выделить следующие.
15 мая прошлого года Уполномоченный принял участие в региональной научно-практической конференции "К единству России: аспекты регионального и национального взаимодействия", состоявшейся в Элисте.
В своем выступлении на тему "Сначала гражданин, а потом гражданственность" Уполномоченный отметил, что процесс формирования правового государства и гражданского общества во многом затрудняется тем. что в подготовке будущего гражданина превалировал акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Построение правового государства и развитие институтов гражданского общества предполагает со стороны социума и государства усиление внимания к общечеловеческим и национальным ценностям, таким как идеалы гражданского общества, принцип разделения властей, приоритет естественных прав человека. Уполномоченный подчеркнул, что первой и доминирующей позицией в российской самоидентификации должно стать понятие "гражданин Российской Федерации".
С 15 по 17 октября 2009 г. в Европейском молодежном центре в Будапеште состоялся форум "Образование в области прав человека с участием молодежи", организованный Директоратом по делам молодежи и спорта Совета Европы. Участие в данном мероприятии приняли более 200 представителей правозащитных организаций со всей Европы, в том числе руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия.
Основными задачами форума являлись содействие, укрепление и развитие образования в области прав человека с молодежью. В сфере внимания правозащитников были вопросы методики образования в области прав человека, электронного обучения правам человека, тендерного равенства и гомофобии, межкультурного и межрелигиозного диалога, обучения правам человека детей и людей с ограниченными возможностями, окружающей среды и устойчивого развития. В течение трех дней участники форума обсуждали в секциях и рабочих группах достижения образования в области прав человека, новые условия и вызовы, встречающиеся в практике этого образования, а также вырабатывали руководящие принципы перспектив обучения правам человека с участием молодежи.
Итогом работы форума стало послание Совету Европы, в котором отмечена необходимость поддерживать развитие образования в области прав человека, развивать стандарты образования в области прав человека в государствах-членах Совета Европы, поощрять расширение сотрудничества и взаимодействие между секторами официального и неформального образования, признавать незаменимую роль неправительственных правозащитных организаций в содействии и осуществлении образования в области прав человека.
6-7 декабря 2009 г. Уполномоченный принял участие в семинаре для региональных Уполномоченных по правам человека и лидеров женских организаций. Этот семинар состоялся в Москве и его организатором выступил Консорциум общероссийской ассоциации женских неправительственных объединений. На семинаре рассматривались вопросы национальной демографической политики, дискриминации женщин на рынке труда и занятости в условиях кризиса. Также были обсуждены возможности взаимодействия региональных Уполномоченных по правам человека и женских неправительственных организаций. Уполномоченный по правам человека в Республике Калмыкия поделился с коллегами опытом мониторинга за соблюдением прав женщин в республике.
Межнациональное сотрудничество, осуществляемое Уполномоченным, способствует обогащению опыта государственной правозащитной деятельности, позволяет выработать концептуальные и методологические подходы к проблемам обеспечения прав и свобод граждан, как на территории Калмыкии, так и на территории Российской Федерации.

Заключение

Мониторинг соблюдения прав и свобод гражданина и человека позволяет Уполномоченному сделать вывод, что права и свободы гражданина и человека в Республике Калмыкия реализуются не в полной мере. Сегодня рано говорить, что государство обеспечивает гражданам всеобъемлющие гарантии соблюдения прав человека. Высокая криминализация общества, широкое распространение коррупции негативно сказываются на соблюдении прав и свобод человека, порождают утрату доверия к органам власти, неверие, что власть способна пойти навстречу гражданину.
Ситуация в Республике Калмыкия по реализации и соблюдению прав человека имеет безграничные резервы для ее улучшения. Должны быть созданы реальные механизмы ответственности чиновников за нарушение ими прав граждан; создана система реального общественного контроля над действиями органов власти при принятии ими решений, затрагивающих права человека.
Уполномоченный намерен и в дальнейшем активно защищать права и свободы человека и гражданина. В этих целях будет продолжено конструктивное взаимодействие со всеми органами государственной власти. В соответствии с Законом Республики Калмыкия "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Калмыкия" Уполномоченный будет способствовать взаимодействию государственных органов и органов местного самоуправления Республики Калмыкия в защите прав и свобод человека и гражданина. Необходимо объединение усилий всех государственных структур в помощи гражданину по защите его прав.
Будет продолжена работа по повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан. Граждане должны знать о гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами правах и свободах и уметь их отстаивать в государственных институтах. Учиться правам человека надо всем, в том числе и государственным служащим.
В нынешних условиях финансово-экономического кризиса государству и обществу особенно требуется мудрость, выдержка, большая, чем прежде, способность к диалогу и сотрудничеству. Именно это - наилучший путь к преодолению трудностей и, в конечном счете, к полному воплощению в повседневную жизнь прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией нашей страны.
Выражаю надежду на то, что вопросы, поставленные в ежегодном докладе, будут восприняты властными структурами и общественностью как приглашение к сотрудничеству во имя достижения цели построения демократического правового государства и гражданского общества, а содержащиеся в нем предложения по совершенствованию механизмов и процедур защиты прав человека помогут определению приоритетных направлений политики республики в этой области.
Уполномоченный по правам человека в Республике Калмыкия призывает всех граждан Калмыкии к активной позиции в реализации Ваших прав.

Уполномоченный
по правам человека в
Республике Калмыкия
В.САВИСЬКО




Официальная публикация в СМИ:
"Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2009 году", 2010


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Калмыкия в 2009 году от 01.06.2009 № 1

Доклад
Общий анализ обращений граждан
Право на жилище
Право на социальное обеспечение
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Права детей
Результаты профосмотров детского населения в 2009 году
Право на труд
Соблюдение прав граждан в сфере трудовой миграции и права на гражданство
Права граждан и деятельность правоохранительных органов
Права человека в местах лишения свободы
Право на судебную защиту
Правовое просвещение
Совершенствование законодательства
Способствование взаимодействию государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц в защите прав и свобод человека и гражданина
Межнациональное сотрудничество в области прав человека
Заключение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru