ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА)
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2010 г. № 314
О СОГЛАСОВАНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
В соответствии с Федеральными законами от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Положением "Об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю", утвержденным приказом Росприроднадзора от 20.11.2008 № 428, приказываю:
1. Утвердить:
- Инструкцию
по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (приложение 1);
- Образец заявления на исполнение государственной функции по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (приложение 3).
2. Согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами возложить на заместителя руководителя Управления Колосюк Н.П.
3. Отделу государственной экологической экспертизы и нормирования (Макуха Е.Н.) организовать работу по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Управления
А.В.ГРИБАНОВ
Приложение 1
к приказу
Управления
Росприроднадзора
по Приморскому краю
от 22.12.2010 № 314
1. Общие положения
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
1.1. Инструкция по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее по тексту - Порядка) издана в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ; Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
Осуществляя производственный контроль, предприятия руководствуются ГОСТ Р 14.13-2007 "Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля".
1.2. Согласование Порядка осуществляется Управлением на безвозмездной основе.
1.3. Порядок согласовывается сроком на три года.
1.4. Заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
2. Порядок рассмотрения
2.1. Рассмотрение материалов, представленных в Управление Росприроднадзора по Приморскому краю на согласование "Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами" (далее по тексту - Порядок), осуществляет отдел государственной экологической экспертизы и нормирования.
2.2. Целью согласования Порядка является определение достаточности мер, принятых юридическим лицом для осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
2.3. Срок согласования - 30 дней с момента регистрации поступивших материалов в канцелярии Управления.
2.4. При рассмотрении материалов предприятию может быть направлено два документа:
- письмо-согласование;
- письмо о возврате представленных материалов на доукомплектование.
2.5. Целями производственного контроля в области обращения с отходами является обеспечение:
2.5.1. Соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
2.5.2. Выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды;
2.5.3. Соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов образования отходов;
2.5.4. Соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;
2.5.5. Выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;
2.5.6. Соблюдения природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления, установленных разрешительной документацией;
2.5.7. Своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;
2.5.8. Получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;
2.5.9. Оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;
2.5.10. Соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения;
2.5.11. Получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.
Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:
2.5.12. Проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
2.5.13. Контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленных соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т.п.;
2.5.14. Подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
2.5.15. Предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
2.5.16. Контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
2.5.17. Проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
2.5.18. Обеспечение эффективной работы систем природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
2.5.19. Оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
2.5.20. Своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
2.6. Организационная структура, обеспечивающая проведение производственного контроля. Организационной структурой является экологическая служба предприятия - Заявителя. Экологическая служба может представлять собой специализированное подразделение (отдел, бюро, группа и др.) или отдельное должностное лицо. Структура, штатная численность и состав экологической службы определяется Заявителем в зависимости от видов деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, видов воздействий на окружающую природную среду, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране, необходимости ведения первичного учета по формам федерального статистического наблюдения и др.
2.7. Объекты производственного контроля в области обращения с отходами. При осуществлении производственного контроля в области обращения с отходами регулярному наблюдению подлежат нормируемые параметры и характеристики:
2.7.1. Технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
2.7.2. Систем удаления отходов;
2.7.3. Объектов временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках;
2.7.4. Объектов захоронения отходов (полигоны), находящихся в ведении природопользователя;
2.7.5. Систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя.
2.8. Контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами (инспекционный контроль) и планы-графики его осуществления. (Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю устанавливается в корпоративных документах предприятия. В указанном разделе должны быть установлены:
2.8.1. Состав лиц, уполномоченных на подписание поручений на проведение проверок;
2.8.2. Форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля;
2.8.3. Порядок уведомления должностных лиц контролируемого объекта о проведении мероприятий по контролю;
2.8.4. Права и обязанности должностных лиц экологической службы, уполномоченных осуществлять инспекционный контроль;
2.8.5. Перечень документов, представляемых должностными лицами контролируемого объекта для инспекционного контроля;
2.8.6. Права, обязанности и ответственность руководителей (ответственных сотрудников), контролируемого объекта (структурных подразделений), ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления ее результатов;
2.8.7. Особенности оформления актов проверки;
2.8.8. Требования к оформлению и хранению внутренних документов контролируемого объекта;
2.8.9. Порядок и сроки информирования заинтересованных лиц о результатах проверки;
2.8.10. Особенности оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду;
2.8.11. Перечень мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям;
2.8.12. Порядок оформления предложений об устранении выявленных нарушений;
2.8.13. Порядок повторных проверок исполнения выданных предписаний и внесенных предложений).
2.9. Контроль соблюдения ограничений воздействий (экоаналитический контроль) и планы-графики его осуществления. (Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
Процедура проведения мероприятия по экоаналитическому контролю в общем виде должна включать следующие этапы:
2.9.1. Установление нормативного значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации;
2.9.2. Первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
2.9.3. Контроль правильности расположения точек отбора проб;
2.9.4. Проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
2.9.5. В случае отбора проб - их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
2.9.6. В случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, - фиксация результата измерений;
2.9.7. В случае использования расчетных и расчетно-аналитических методов - фиксация технологических параметров работы источника воздействия, необходимых для проведения расчетов;
2.9.8. Расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
2.9.9. Оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений;
2.9.10. Контроль функционирования систем и устройств природоохранного назначения и планы-графики его осуществления. (Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
2.9.11. Установление нормируемых показателей работы систем и устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр систем и устройств;
2.9.12. Контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
2.9.13. Определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения;
2.9.14. Отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
2.9.15. Расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями).
2.10. Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами. (Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления об аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, фактическому загрязнению объектов окружающей среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается привлечение сторонних лабораторий, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений).
Привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами. (К осуществлению производственного контроля могут на договорных условиях привлекаться сторонние аккредитованные организации, функции которых включаются в соответствующие документы о производственном контроле.
Лаборатории, осуществляющие производственный контроль для сторонних организаций на договорной (контрактной) основе, подлежат обязательной аккредитации в системе аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Аккредитованные испытательные лаборатории проводят исследования (испытания) и измерения в пределах своей области аккредитации. Область аккредитации аналитических лабораторий, участвующих в экоаналитическом контроле, должна включать те виды измерений, которые предусмотрены планами-графиками производственного контроля.
2.11. Ответственность за надлежащую организацию производственного контроля.
2.12. Требования к ведению и хранению документации по производственному контролю. (Документооборот в системе производственного контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного контроля. Документирование результатов производственного контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии).
2.13. Примерный перечень документов, регламентирующих систему охраны окружающей среды, разработанный Заявителем:
2.13.1. Положение об экологической службе Заявителя;
2.13.2. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления;
2.13.3. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля;
2.13.4. Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов;
2.13.5. Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).
2.14. Сведения, обосновывающие определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами:
2.14.1. Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
2.14.2. Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления;
2.14.3. Описание систем удаления отходов;
2.14.4. Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении Заявителя;
2.14.5. Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами;
2.14.6. Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды;
2.14.7. Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами;
2.14.8. Копии свидетельства об метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (система СААЛ);
2.14.9. Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления;
2.14.10. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности;
2.14.11. Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю;
2.14.12. Описание методов и средств экоаналитического контроля, используемых при осуществлении измерений в рамках производственного контроля;
2.14.13. Описание средств измерений, применяемых при осуществлении производственного контроля.
Представляемые в соответствии с настоящим приложением копии документов должны быть заверены заявителем.
В случае подтверждения соответствия обязательным требованиям организации и реализации производственного контроля в области обращения с отходами Заявителя органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации и аккредитованными в соответствии с правилами аккредитации органов по сертификации, Заявитель может, по своему усмотрению, вместо сведений, обосновывающих определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, приложить к документам, указанным в настоящем приложении, копию сертификата.
2.15. Требования к оформлению Порядка.
Прилагаемые документы должны быть сброшюрованы в порядке, определенном вышеуказанным перечнем. Страницы пронумерованы, переплетены. Порядок должен иметь опись прилагаемых документов, титульный лист с местом для согласования в левом верхнем углу:
Согласовано:
Зам. руководителя Управления
Росприроднадзора по Приморскому краю
Н.П. Колосюк
"__" _________ 2010 г.