Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2010 г. по делу № А14-5323/2010/207/23

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2010 г.
Федеральное бюджетное учреждение "И" (далее - заявитель, ФБУ "И", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к филиалу № 2 ГУ ВРО ФСС РФ о признании незаконным уведомления (решения) о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование; обязании вынести решение, признав основной вид деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным в части финансирования за счет федерального бюджета; обязании вынести решение об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 процентов к начисленной оплате труда.
Определением суда от 12.07.2010 г. по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим: филиал № 2 ГУ ВРО ФСС РФ заменен надлежащим ответчиком - Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования.
Определением суда от 16.09.2010 г. на основании статей 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к рассмотрению приняты требования о признании незаконным уведомления (решения) ГУ ВРО ФСС от 15.04.2010 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части отнесения деятельности учреждения, финансируемого за счет средств, полученных от иной деятельности учреждения к 26 классу профессионального риска и установления страхового тарифа в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
В остальной части требований Учреждением заявлен отказ, на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в этой части прекращено.
ГУ ВРО ФСС РФ возражает против заявленных требований, ссылаясь на правомерность и обоснованность вынесенного решения.
Рассмотрение дела откладывалось, в судебном заседании 21.10.2010 г. объявлялись перерывы до 27.10.2010 г. и до 28.10.2010 г. на основании ст. 163 АПК РФ.
Из материалов дела следует.
Федеральное бюджетное учреждение "И" (ранее - Учреждение "О", затем - Федеральное государственное учреждение "И", с 12.05.2008 г. - Федеральное бюджетное учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.1999 г., в качестве страхователя Учреждение зарегистрировано в Воронежском региональном отделении Фонда социального страхования РФ с регистрационным номером страхователя - <...>, код подчиненности <...>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.05.2008 г., на 10.06.2010 г. основным видом экономической деятельности учреждения является - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), дополнительным видом экономической деятельности учреждения, в том числе является - производство машин, используемых в растениеводстве (код по ОКВЭД <...>).
22.03.2010 г. Учреждение обратилось в Фонд с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором указало, что основным видом экономической деятельности бюджетного учреждения за 2009 год является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), приложив к заявлению:
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию баланса исполнения бюджета;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Письмом от 12.04.2010 г. Фонд сообщил Учреждению (исх. № 12-42/124562), что сведения пояснительной записки не подтверждают осуществление Учреждением единственного вида деятельности и не соответствуют сведениям заявления и справки-подтверждения, по мнению Фонда в нарушение пункта 24 "Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) в пояснительной записке отсутствуют предусмотренные указанным пунктом ПБУ 4/99 данные об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по конкретным видам деятельности, что не позволяет определить вид экономической деятельности с наибольшим удельным весом в сумме доходов, полученных учреждением за 2009 год.
15.04.2010 г. Фонд выдал учреждению уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2010 г., указав, что в соответствии с заявленным основным видом деятельности (деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным) определен 1 класс профессионального риска как страхователю, являющемуся бюджетным учреждением, в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, что соответствует страховому тарифу в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
В части не заявленного, но осуществляемого вида экономической деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), Фондом определен 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Учреждение, считая неправомерным установление страхового тарифа в размере 5 процентов и отнесение к 26 классу профессионального риска деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), финансируемой из средств, полученных от иной деятельности (источник, приравненный к средствам федерального бюджета), обратился в суд с настоящим заявлением.
При этом заявитель, утверждает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Фонд возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (том 1, л.д. 112-115), утверждая, что заявителем не был подтвержден в установленном порядке до 15.04.2010 г. основной вид экономической деятельности в части осуществляемой иной предпринимательской деятельности, доход от которой составил в 2009 году 72 967 664, 72 рубля.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) Учреждение как страхователь обязано уплачивать страховые взносы, которые рассчитываются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно статье 21 Закона № 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Проект такого федерального закона на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 28.11.2009 № 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" установлен для видов экономической деятельности 1 класса профессионального риска страховой тариф в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда, для видов экономической деятельности 26 класса профессионального риска установлен страховой тариф в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
Во исполнение приведенных положений закона Правительством РФ принято Постановление от 01.12.2005 г. № 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска". Согласно пунктам 8 и 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Пунктом 15 Правил установлено, что страхователи - бюджетные учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 г. № 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами.
В пункте 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Уведомлением о размере страховых взносов от 15.04.2009 г. учреждению определен в соответствии с заявленным основным видом деятельности - производство машин, используемых в растениеводстве, 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Также Фонд указал в уведомлении, что страхователь, являющийся на основании представленных документов бюджетным учреждением, относится к 1 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
В уведомлении о размере страховых взносов от 15.04.2009 г. указано также, что размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователя, являющегося бюджетным учреждением, в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, с января 2009 года составляет 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ определены виды доходов бюджета, в части 3 статьи 41 Кодекса установлены неналоговые доходы бюджета.
Согласно части 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в части, в том числе и в отношении иной приносящей доход деятельности (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Статьей 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) установлены переходные положения.
Пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу федерального закона, указанного в части 10 настоящей статьи, бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
На основании приведенных положений закона суд приходит к выводу, что доход, получаемый Учреждением от иной приносящей доход деятельности - производство машин, используемых в растениеводстве, является неналоговым доходом бюджета, из которого финансируется основная деятельность Учреждения - по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>).
Доводы Фонда о том, что заявителем не был подтвержден в установленном порядке до 15.04.2010 г. основной вид экономической деятельности в части осуществляемой иной предпринимательской деятельности, доход от которой составил в 2009 году 72 967 664, 72 рубля, суд считает несостоятельным, поскольку Учреждением были предоставлены Фонду документы, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 г. № 55, а именно: справка-подтверждение основного вида экономической деятельности; копия баланса исполнения бюджета; копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Доводы Фонда, изложенные в письме от 12.04.2010 г. (исх. № 12-42/124562), о том, что сведения пояснительной записки не подтверждают осуществление Учреждением единственного вида деятельности и не соответствуют сведениям заявления и справки-подтверждения, в нарушение пункта 24 "Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) в пояснительной записке отсутствуют предусмотренные указанным пунктом ПБУ 4/99 данные об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по конкретным видам деятельности, что не позволяет определить вид экономической деятельности с наибольшим удельным весом в сумме доходов, полученных учреждением за 2009 год, суд считает несостоятельными, поскольку правила, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, не подлежат применению в отношении бюджетных организаций (пункт 1 Положения (ПБУ 4/99).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Анализ, представленных заявителем в материалы дела документов, позволяет сделать вывод о том, что основным видом деятельности заявителя в спорный период являлась деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>).
Также подтверждено материалами дела (л.д. 98, 105), что финансирование основного вида деятельности осуществлялось Учреждением из бюджета и неналоговых доходов бюджета, то есть из приравненного к нему источника в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ.
Доводы заявителя, основанные на Письме Федерального казначейства от 05.06.2009 г. № 42-7.4-05/5.3-316, не принимаются судом во внимание, поскольку заявитель не является бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что заявитель подтвердил в установленном порядке осуществление деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), как основного вида деятельности в спорный период, а также подтвердил финансирование основного вида деятельности из бюджета и приравненного к нему источника, суд считает, что Фонд неправомерно применил к заявителю в части не заявленного, но осуществляемого вида экономической деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей возлагаются на Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 150, 151, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 АПК РФ Арбитражный суд

решил:

Удовлетворить требования Федерального бюджетного учреждения "И".
Признать незаконным, не соответствующим статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", пункту 15 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713, уведомление (решение) Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.04.2010 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральному бюджетному учреждению "И", в части отнесения деятельности учреждения по производству машин, используемых в растениеводстве, к 26 классу профессионального риска и установлению страхового тарифа в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
В части других требований производство по делу прекратить.
Взыскать с Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального бюджетного учреждения "И" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, принявший решение.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.11.2010 по делу № А14-5323/2010/207/23
На основании Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru