АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2010 г. по делу № А14-5323/2010/207/23
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 28.10.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 08.11.2010 г.
Федеральное бюджетное учреждение "И" (далее - заявитель, ФБУ "И", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к филиалу № 2 ГУ ВРО ФСС РФ о признании незаконным уведомления (решения) о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование; обязании вынести решение, признав основной вид деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным в части финансирования за счет федерального бюджета; обязании вынести решение об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 процентов к начисленной оплате труда.
Определением суда от 12.07.2010 г. по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим: филиал № 2 ГУ ВРО ФСС РФ заменен надлежащим ответчиком - Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования.
Определением суда от 16.09.2010 г. на основании статей 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к рассмотрению приняты требования о признании незаконным уведомления (решения) ГУ ВРО ФСС от 15.04.2010 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части отнесения деятельности учреждения, финансируемого за счет средств, полученных от иной деятельности учреждения к 26 классу профессионального риска и установления страхового тарифа в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
В остальной части требований Учреждением заявлен отказ, на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в этой части прекращено.
ГУ ВРО ФСС РФ возражает против заявленных требований, ссылаясь на правомерность и обоснованность вынесенного решения.
Рассмотрение дела откладывалось, в судебном заседании 21.10.2010 г. объявлялись перерывы до 27.10.2010 г. и до 28.10.2010 г. на основании ст. 163 АПК РФ.
Из материалов дела следует.
Федеральное бюджетное учреждение "И" (ранее - Учреждение "О", затем - Федеральное государственное учреждение "И", с 12.05.2008 г. - Федеральное бюджетное учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.1999 г., в качестве страхователя Учреждение зарегистрировано в Воронежском региональном отделении Фонда социального страхования РФ с регистрационным номером страхователя - <...>, код подчиненности <...>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.05.2008 г., на 10.06.2010 г. основным видом экономической деятельности учреждения является - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), дополнительным видом экономической деятельности учреждения, в том числе является - производство машин, используемых в растениеводстве (код по ОКВЭД <...>).
22.03.2010 г. Учреждение обратилось в Фонд с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором указало, что основным видом экономической деятельности бюджетного учреждения за 2009 год является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), приложив к заявлению:
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию баланса исполнения бюджета;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Письмом от 12.04.2010 г. Фонд сообщил Учреждению (исх. № 12-42/124562), что сведения пояснительной записки не подтверждают осуществление Учреждением единственного вида деятельности и не соответствуют сведениям заявления и справки-подтверждения, по мнению Фонда в нарушение пункта 24 "Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) в пояснительной записке отсутствуют предусмотренные указанным пунктом ПБУ 4/99 данные об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по конкретным видам деятельности, что не позволяет определить вид экономической деятельности с наибольшим удельным весом в сумме доходов, полученных учреждением за 2009 год.
15.04.2010 г. Фонд выдал учреждению уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1 января 2010 г., указав, что в соответствии с заявленным основным видом деятельности (деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным) определен 1 класс профессионального риска как страхователю, являющемуся бюджетным учреждением, в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, что соответствует страховому тарифу в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
В части не заявленного, но осуществляемого вида экономической деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), Фондом определен 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Учреждение, считая неправомерным установление страхового тарифа в размере 5 процентов и отнесение к 26 классу профессионального риска деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), финансируемой из средств, полученных от иной деятельности (источник, приравненный к средствам федерального бюджета), обратился в суд с настоящим заявлением.
При этом заявитель, утверждает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Фонд возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (том 1, л.д. 112-115), утверждая, что заявителем не был подтвержден в установленном порядке до 15.04.2010 г. основной вид экономической деятельности в части осуществляемой иной предпринимательской деятельности, доход от которой составил в 2009 году 72 967 664, 72 рубля.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон № 125-ФЗ) Учреждение как страхователь обязано уплачивать страховые взносы, которые рассчитываются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно статье 21 Закона № 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Проект такого федерального закона на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 28.11.2009 № 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Федеральным законом от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" установлен для видов экономической деятельности 1 класса профессионального риска страховой тариф в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда, для видов экономической деятельности 26 класса профессионального риска установлен страховой тариф в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
Во исполнение приведенных положений закона Правительством РФ принято Постановление от 01.12.2005 г. № 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска". Согласно пунктам 8 и 9 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.
Пунктом 15 Правил установлено, что страхователи - бюджетные учреждения относятся к 01 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 г. № 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами.
В пункте 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Уведомлением о размере страховых взносов от 15.04.2009 г. учреждению определен в соответствии с заявленным основным видом деятельности - производство машин, используемых в растениеводстве, 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Также Фонд указал в уведомлении, что страхователь, являющийся на основании представленных документов бюджетным учреждением, относится к 1 классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
В уведомлении о размере страховых взносов от 15.04.2009 г. указано также, что размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователя, являющегося бюджетным учреждением, в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников, с января 2009 года составляет 0, 20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ определены виды доходов бюджета, в части 3 статьи 41 Кодекса установлены неналоговые доходы бюджета.
Согласно части 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Часть 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в части, в том числе и в отношении иной приносящей доход деятельности (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности.
Статьей 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) установлены переходные положения.
Пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу федерального закона, указанного в части 10 настоящей статьи, бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения.
На основании приведенных положений закона суд приходит к выводу, что доход, получаемый Учреждением от иной приносящей доход деятельности - производство машин, используемых в растениеводстве, является неналоговым доходом бюджета, из которого финансируется основная деятельность Учреждения - по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>).
Доводы Фонда о том, что заявителем не был подтвержден в установленном порядке до 15.04.2010 г. основной вид экономической деятельности в части осуществляемой иной предпринимательской деятельности, доход от которой составил в 2009 году 72 967 664, 72 рубля, суд считает несостоятельным, поскольку Учреждением были предоставлены Фонду документы, предусмотренные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 г. № 55, а именно: справка-подтверждение основного вида экономической деятельности; копия баланса исполнения бюджета; копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Доводы Фонда, изложенные в письме от 12.04.2010 г. (исх. № 12-42/124562), о том, что сведения пояснительной записки не подтверждают осуществление Учреждением единственного вида деятельности и не соответствуют сведениям заявления и справки-подтверждения, в нарушение пункта 24 "Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) в пояснительной записке отсутствуют предусмотренные указанным пунктом ПБУ 4/99 данные об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по конкретным видам деятельности, что не позволяет определить вид экономической деятельности с наибольшим удельным весом в сумме доходов, полученных учреждением за 2009 год, суд считает несостоятельными, поскольку правила, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, не подлежат применению в отношении бюджетных организаций (пункт 1 Положения (ПБУ 4/99).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Анализ, представленных заявителем в материалы дела документов, позволяет сделать вывод о том, что основным видом деятельности заявителя в спорный период являлась деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>).
Также подтверждено материалами дела (л.д. 98, 105), что финансирование основного вида деятельности осуществлялось Учреждением из бюджета и неналоговых доходов бюджета, то есть из приравненного к нему источника в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ.
Доводы заявителя, основанные на Письме Федерального казначейства от 05.06.2009 г. № 42-7.4-05/5.3-316, не принимаются судом во внимание, поскольку заявитель не является бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что заявитель подтвердил в установленном порядке осуществление деятельности по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (код по ОКВЭД <...>), как основного вида деятельности в спорный период, а также подтвердил финансирование основного вида деятельности из бюджета и приравненного к нему источника, суд считает, что Фонд неправомерно применил к заявителю в части не заявленного, но осуществляемого вида экономической деятельности (производство машин, используемых в растениеводстве), 26 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 5, 00 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
При указанных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей возлагаются на Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 150, 151, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 АПК РФ Арбитражный суд
решил:
Удовлетворить требования Федерального бюджетного учреждения "И".
Признать незаконным, не соответствующим статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", пункту 15 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 713, уведомление (решение) Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.04.2010 г. о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральному бюджетному учреждению "И", в части отнесения деятельности учреждения по производству машин, используемых в растениеводстве, к 26 классу профессионального риска и установлению страхового тарифа в размере 5 процентов к начисленной оплате труда.
В части других требований производство по делу прекратить.
Взыскать с Государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федерального бюджетного учреждения "И" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, принявший решение.