Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. № 33-3127/2010

Судья Ушакова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Струковой А.А., Шевченко С.В.
при секретаре К.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе П.А.А. и П.Л.Г. в лице представителя Т.М.С. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 апреля 2010 года, которым в удовлетворении заявления П.А.А. и П.Л.Г. об оспаривании отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом <...> в пос. Лесное Зеленоградского района Калининградской области отказано.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., возражения против доводов жалобы представителя Управления Росреестра по Калининградской области (правопреемника УФРС по Калининградской области) - С.Н.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

П.А.А. и П.Л.Г. обратились в суд с указанным заявлением в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей П.Г.А., 2000 г. рождения, и П.В.А., 2009 г. рождения, ссылаясь на то, что на основании выданного администрацией Зеленоградского района ордера от 11 января 2005 года П.Л.Г. является нанимателем дома <...> в пос. Лесное Зеленоградского района, остальные члены ее семьи постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства в данной квартире, которая по договору от 9 декабря 2009 года передана ей и ее супругу П.А.А., также несовершеннолетним детям в долевую собственность (по 1/4 доли каждому) на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". 15 декабря 2009 года было подано о государственной регистрации права собственности на указанный жилой дом, в чем 28 декабря 2009 года отказано по тем основаниям, что в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации. Полагая такой отказ в государственной регистрации перехода права собственности на жилое помещение не соответствующим нормам Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", просила признать отказ в государственной регистрации незаконным и обязать зарегистрировать право собственности на названный жилой дом.
Судом постановлено решение, изложенное выше.
В кассационной жалобе П.А.А. и П.Л.Г. в лице представителя Т.М.С. просит решение отменить, ссылаясь на неверное применение судом норм Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что указанный жилой дом расположен в границах национального парка "Куршская Коса", а в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
С такими суждениями коллегия не может согласиться.
Действительно, на основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Вместе с тем, согласно ст. 12 названного Федерального закона национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (п. 1); здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления (п. 5).
В соответствии со ст. 13 упомянутого Федерального закона на национальные парки возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, сохранение историко-культурных объектов, экологическое просвещение населения и т.п.
По смыслу приведенных положений закона в совокупности с нормой п. 5 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ не подлежат приватизации здания, сооружения, помещения, расположенные в границах национальных парков и необходимые последним для выполнения задач национальных парков.
Как видно из материалов дела, жилой дом <...> в пос. Лесное Зеленоградского района расположен в границах национального парка "Куршская коса", распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 24 октября 2007 года передан в собственность МО "Сельское поселение Куршская коса" по акту приема-передачи от 9 ноября 2007 года с одновременным прекращением права оперативного управления Государственного учреждения "Куршская коса" на указанный жилой дом, после чего данный жилой дом включен в реестр муниципальной собственности и по договору от 9 декабря 2009 года передан администрацией МО "Сельское поселение Куршская коса" в долевую собственность упомянутых членов семьи Поплавских на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации, и к которым не относятся жилые помещения, расположенные в границах национальных парков и не имеющие существенного отношения к выполнению задач национальных парков.
Таким образом, положения ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" являются специальной нормой, подлежащей применению к спорным правоотношениям, что не было учтено регистрирующим органом при отказе в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом, а также судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Поскольку иных оснований к отказу в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ УФРС по Калининградской области в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом является незаконным и нарушает законные права заявителей и их несовершеннолетних детей на приватизацию занимаемого жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пункт 3 отсутствует, имеется в виду пункт 3 статьи 363.

Руководствуясь п. 3 ст. 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 апреля 2010 года отменить и вынести новое решение, которым заявление П.А.А. и П.Л.Г. удовлетворить: признать незаконным отказ УФРС по Калининградской области в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом <...> в пос. Лесной Зеленоградского района и обязать Управление Росреестра по Калининградской области зарегистрировать переход права собственности на указанный жилой дом на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 9 декабря 2009 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Калининградского областного суда от 14.07.2010 № 33-3127/2010
<Об отмене решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21.04.2010 и удовлетворении заявления о признании незаконным отказа УФРС по Калининградской области в государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и возложении обязанности на Управление Росреестра по Калининградской области зарегистрировать переход права собственности на указанный жилой дом на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru