Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ НЕЗАВИСИМОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТ ЗАКОНОВ КРАЯ В ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ЗАКОНА КРАЯ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО
БЮДЖЕТА ЗА 2010 ГОД"

Дата проведения независимой экспертизы проекта закона: июнь 2011 года.
Состав независимых экспертов, участвующих в проведении публичной независимой экспертизы проекта закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2010 год": Гнатюк Петр Михайлович - председатель Экспертного совета, члены Экспертного совета: Белеев Александр Михайлович, Бухарова Евгения Борисовна, Ерыгин Юрий Владимирович.
Экспертный совет, рассмотрев представленный проект закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2010 год" (далее - проект закона), отмечает следующее.
Бюджетное планирование на 2010 - 2012 годы осуществлялось в ситуации, при которой сохранялись высокие риски продолжения глобального экономического кризиса.
В 2010 году реализованы меры налоговой политики, направленные на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста, повышение фискальной и стимулирующей функций налогообложения, повышение качества администрирования доходов. Решена задача обеспечения необходимого уровня доходов бюджета в условиях изменения федерального налогового законодательства, с учетом сдерживания налоговой нагрузки на население края. В то же время обеспечена преемственность с налоговой политикой предыдущих лет - сохранены на 2010 - 2011 годы действующие льготы для всех категорий налогоплательщиков.
В условиях жестких бюджетно-финансовых ограничений в 2010 году не было предусмотрено повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, индексации размеров социальных пособий, инфляционного увеличения смет бюджетных учреждений и органов власти. Первоначально бюджет 2010 года имел достаточно напряженный характер. В течение года стало ясно, что наш регион постепенно вступает в период послекризисного развития.
Появилась реальная, ощутимая отдача от реализации крупного инвестиционного проекта по освоению Ванкорского месторождения, который дал новые рабочие места, новую инфраструктуру городу Игарке, Туруханскому району и серьезные налоговые поступления в краевой бюджет.
Поступления от ЗАО "Ванкорнефть", наряду с благоприятной конъюнктурой цен на цветные металлы, позволили исполнить посткризисный бюджет с профицитом в 7,1 млрд. рублей. Это позволило Красноярскому краю не прибегать к заимствованиям, которые изначально планировались в сумме 14,3 млрд. рублей, тем самым не нарастить и даже уменьшить объем государственного долга на 2,3 млрд. рублей.
В рамках антикризисных мер Правительства в крае предоставлялись целевые субсидии предприятиям машиностроения, агропромышленного комплекса, лесного и строительного комплексов, осуществлялись меры по стабилизации ситуации на рынке труда.
Таким образом, бюджетная политика Красноярского края на 2010 год, в условиях жестких бюджетных ограничений, сохранила необходимый баланс между обеспечением в полном объеме принятых, в том числе социальных, обязательств и сохранением и развитием базы для дальнейшего обеспечения роста экономического и, как следствие, налогового потенциала региона с целью повышения в средне- и долгосрочной перспективе уровня и качества жизни населения Красноярского края.
В 2010 году осуществлялась работа по повышению результативности расходов краевого бюджета. Бюджет 2010 года был сформирован на основе ведомственных целевых программ - были утверждены и реализовывались 24 ведомственные целевые программы, в том числе 16 программ, на реализацию которых предусматриваются средства краевого бюджета. Объем расходов, включенный в ведомственные целевые программы в 2010 году, составляет 75% всех расходов краевого бюджета (99743,8 млн. рублей).
В целях повышения эффективности бюджетных расходов в 2010 году продолжена реструктуризация бюджетного сектора. В форме краевых государственных автономных учреждений осуществляли свою деятельность 66 учреждений, из них 14 учреждений было переведено в форму автономных учреждений в течение 2010 года.
Динамика расходов краевого бюджета в 2008 - 2010 годах, а также темпы роста к предыдущему году представлены в таблице.

Таблица

Динамика расходов краевого бюджета в 2008 - 2010 годах

(тыс. рублей)
┌──────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐
│       Наименование показателя    │  2008 год  │  2009 год  │  2010 год  │
│                                  │  (отчет)   │  (отчет)   │  (отчет)   │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Всего расходы краевого бюджета    │117338140,0 │136298930,0 │129155956,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,30│        1,16│        0,95│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Расходы, за исключением расходов  │ 58746050,0 │ 69266103,0 │ 68200606,0 │
│на социальную сферу, в том числе: │            │            │            │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,30│        1,18│        0,98│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Общегосударственные вопросы       │ 2953632,7  │  3068983,0 │  4261801,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,28│        1,04│        1,39│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Национальная оборона              │    55481,1 │    23033,0 │    31881,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,17│        0,42│        1,38│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Национальная безопасность и       │  7258152,5 │  5510011,0 │  6056922,0 │
│правоохранительная деятельность   │            │            │            │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,33│        0,76│        1,10│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Национальная экономика            │ 23798572,2 │ 32442630,0 │ 22789589,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,61│        1,36│        0,70│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Жилищно-коммунальное хозяйство    │  1149490,3 │  1638637,0 │  2305734,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,41│        1,43│        1,41│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Охрана окружающей среды           │   352641,4 │   238057,0 │   223907,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,70│        0,68│        0,94│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Расходы на социальную сферу, в том│ 23178080,0 │ 26344753,0 │ 32530772,0 │
│числе:                            │            │            │            │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,08│        1,14│        1,23│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Образование                       │  9347601,0 │  8585800,0 │  8499966,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,38│        0,92│        0,99│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Культура, кинематография и        │  2381049,6 │  3142818,0 │  3267489,0 │
│средства массовой информации      │            │            │            │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,37│        1,32│        1,04│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Здравоохранение и спорт           │  6598405,0 │  6422139,0 │  8792876,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        0,73│        0,97│        1,37│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Социальная политика               │ 4851024,6  │  8193995,0 │ 11970442,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │       1,22 │        1,69│        1,46│
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Доля расходов на социальную сферу │19,8%       │19,3%       │25,2%       │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Межбюджетные трансферты           │ 58592089,6 │ 67032827,0 │ 60955349,0 │
├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста цепной                 │        1,29│        1,14│        0,91│
└──────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

Исполнение расходов в 2010 году в сравнении с 2009 годом наглядно представлено на диаграмме (рисунок 1 - не приводится).

Рисунок 1

Расходы краевого бюджета по разделам бюджетной
классификации расходов бюджетов Российской Федерации
в 2009 - 2010 годах

Рисунок не приводится.

По структуре расходов краевого бюджета в 2010 году, с учетом распределения межбюджетных трансфертов по отраслям (рисунок 2 - не приводится), наибольший удельный вес в расходах краевого бюджета, как и в прошедшие годы, занимают расходы на отрасли социальной сферы - 70,6 млрд. рублей, или 54,7% от всех произведенных расходов.

Рисунок 2

Структура расходов краевого бюджета с учетом
распределения межбюджетных трансфертов
по отраслям в 2010 году

Рисунок не приводится.

За счет бюджетных средств в 2010 году осуществлялись расходы, которые принесли следующие результаты.
Значительные позитивные изменения произошли в области образования за счет улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных программ, внедрения в образовательный процесс новых образовательных информационных технологий. Производились социальные выплаты по образовательным кредитам, привлеченным гражданами для оплаты обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В целях поддержки талантливой молодежи выплачивались премии и стипендии.
Кроме того, в 2010 году обеспечены меры социальной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей; созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; увеличена доля школьников, охваченных дополнительным образованием, а также оздоровленных детей; произведены выплаты в качестве поощрения, а также ежемесячное вознаграждение педагогическим работникам. Жилыми помещениями было обеспечено 554 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В крае ведется целенаправленная работа по распространению семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно пропагандируется положительный опыт замещающих семей.
В 2010 году завершено строительство и введены в эксплуатацию объекты Сибирского федерального университета: учебно-лабораторный корпус Института нефти и газа, 1-я очередь объекта "Библиотека на 900 тыс. томов с ректоратом". После осуществления ремонтно-строительных работ введены в эксплуатацию 2 школы (в г. Енисейске, в с. Тины Нижнеингашского района), а также Назаровский детский дом. Кроме того, проведена реконструкция школы под культурно-образовательный центр в с. Григорьевка Ермаковского района, а также реконструкция Дома культуры под культурно-образовательный центр в с. Можарка Курагинского района.
В области здравоохранения Красноярского края в 2010 году реализовывались задачи повышения доступности и качества медицинской помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, включая создание мотивации и условий для здорового образа жизни, развитие медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, борьба с социально значимыми заболеваниями, повышение эффективности системы лекарственного обеспечения.
Как и в предыдущие годы, продолжена реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Финансирование Программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг, на 2010 год по Красноярскому краю составило 1,4 млрд. рублей - за лекарственной помощью обратилось 80,7 тыс. человек. Дополнительно обеспечение федеральных и региональных льготополучателей дорогостоящими лекарственными средствами осуществляется по программе "семь нозологий" (лечение пациентов, страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей). В 2010 году бюджету Красноярского края были выделены субсидии на осуществление организационных мероприятий по обеспечению больных редкими заболеваниями в сумме 17,4 млн. рублей.
В феврале 2010 года был дан официальный старт строительству краевого перинатального центра - уникального медицинского учреждения, которое позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, новорожденным детям со всего края. Центр рассчитан на одновременное пребывание 195 пациентов.
С целью снижения младенческой смертности, создания условий для выхаживания новорожденных и рождения здоровых детей в 2010 году приобретено 7 реанимационных комплексов для оснащения 5 муниципальных образований края и КГБУЗ "Красноярская краевая детская больница" на общую сумму 10,6 млн. рублей.
Высокотехнологичная медицинская помощь в 2010 году оказана 8525 человекам (в 2009 году - 7376). За счет средств краевого бюджета в 2010 году пролечено 365 пациентов, установлено 515 стентов. Общая обеспеченность высокотехнологичной медицинской помощью в 2010 году составила 227,4 случая на 100 тыс. населения (в 2009 году - 192,3 случая на 100 тыс. населения).
При оказании специализированной санитарно-авиационной скорой медицинской помощи выполнено 2696 санитарных заданий. Общий налет часов по выполненным санитарным заданиям в 2010 году составил 4900 часов. В отчетном году оказана помощь 3773 пациентам, транспортировано в лечебные учреждения 2645.
Улучшена материально-техническая база учреждений здравоохранения: проведен ремонт зданий и их оснащение медицинским оборудованием. Была продолжена работа по осуществлению лицензирования краевых и муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме того, приобретены современные препараты для лечения пациентов с различными заболеваниями.
В 2010 году завершены благоустроительные работы Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии г. Красноярска. Проведена реконструкция участковой больницы в п. Нарва Манского района, введены в эксплуатацию инфекционная больница на 150 коек в г. Канске, два лечебных корпуса на 120 мест в п. Большая Мурта Большемуртинского района, пристройка к хирургическому корпусу ЦРБ в г. Шарыпово, поликлиника в с. Партизанское Партизанского района.
По физической культуре и спорту в 2010 году сохранены меры социальной поддержки, установленные Законом края "О физической культуре и спорте в Красноярском крае". Так, 26,1 млн. рублей направлено на дополнительную государственную поддержку 188 спортсменам по 36 видам спорта и 105 тренерам, а также 1,5 млн. рублей - на пожизненное ежемесячное пособие чемпионам и призерам Олимпийских игр и их тренерам - 14 спортсменам и 14 тренерам. В 2010 году завоевано 616 медалей различного достоинства на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы и России.
Произведены дополнительные выплаты сборным командам Красноярского края по индивидуальным видам спорта на общую сумму 31,8 млн. рублей.
Предоставлены субсидии краевым государственным автономным учреждениям в объеме 340,7 млн. рублей на выполнение государственного задания в целях содержания команд-мастеров по игровым видам спорта: регбийного клуба "Енисей-СТМ", а также принятых в 2009 году в краевую собственность баскетбольного клуба "Енисей", футбольного клуба "Металлург", волейбольного клуба "Дорожник", хоккейного клуба "Сокол".
В 2010 году завершена реконструкция стадиона с трибунами и подтрибунными помещениями в г. Ачинске. Начато строительство физкультурно-оздоровительных центров на территории края, по которым в 2009 году была разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение экспертизы, начато проектирование 9 новых объектов, строительство и ввод которых предполагается в 2011 - 2012 годах, продолжается строительство объектов "Ледовый дворец на 2500 - 3000 зрителей в г. Красноярске" и "Комплекс объектов для СКГУ "Академия биатлона", ввод которых запланирован в 2011 году.
В 2010 году в рамках реализации бюджетной политики в области культуры продолжено выполнение мероприятий по сохранению и эффективному использованию многонационального культурного наследия Красноярского края. Были проведены ремонтно-реставрационные работы на 30 военно-мемориальных объектах - объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности, а также подлежащих оформлению в муниципальную собственность. Завершено воссоздание деревянных домов сибирской деревни XIX - начала ХХ веков для Историко-этнографического музея-заповедника "Шушенское".
Продолжилось пополнение библиотечного фонда краевых государственных библиотек, централизованное комплектование фондов муниципальных библиотек (прирост фондов составил более 136,7 тыс. экземпляров (в 2009-м - 137 тыс. экземпляров), оснащение муниципальных учреждений культуры современным оборудованием, а также переоснащение районных домов культуры.
В целях стимулирования учреждений и деятелей культуры были предоставлены субсидии 11 городским округам и 35 муниципальным районам на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры и 103 денежных поощрения творческим работникам, работникам организаций культуры и образовательных учреждений в области культуры, талантливой молодежи в сфере культуры и искусства. Муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями в области культуры реализовано 84 проекта.
В декабре 2010 года завершена реконструкция главного культурного объекта Красноярска - Большого концертного зала.
В сфере социальной защиты населения Красноярского края реализованы основные приоритеты государственной политики, заявленные на 2010 год.
Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов получили 70849 человек. Обеспечено жилыми помещениями 2938 ветеранов Великой Отечественной войны (в 2009 году - 409). Также приобретено 200 жилых помещений для ветеранов (инвалидов) боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (в 2009 году - 35).
Единовременная адресная материальная помощь в рамках социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказана 19803 человекам, в том числе 1682 человека получили выплаты на ремонт печного отопления и электропроводки в жилых помещениях - новое мероприятие, которое реализовывалось с октября 2010 года.
В течение года проводились мероприятия, направленные на повышение качества и уровня социальной защищенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Продолжено финансирование мероприятий, обеспечивающих улучшение положения малоимущих семей с детьми, многодетных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
С середины 2010 года в крае оказывается поддержка семей, являющихся приемными для граждан пожилого возраста и инвалидов. Организовано 9 таких семей.
В целях решения проблемы ветхого, аварийного жилого фонда, сокращения очередности граждан на помещение в дома-интернаты в крае завершены работы на двух объектах (улучшены жилищные условия 75 инвалидов и 50 детей-инвалидов), начато строительство еще трех объектов. Проведен капитальный ремонт 5 объектов с целью приведения в соответствие с требованиями санитарного законодательства жилых и хозяйственных помещений. За счет средств субсидий бюджетам муниципальных образований, выделенных на проведение капитального ремонта (с учетом монтируемого оборудования), реконструкцию муниципальных учреждений социального обслуживания, в 2010 году был продолжен ремонт 9 учреждений.
В 2010 году завершено строительство спального корпуса на 50 мест Большемуртинского дома-интерната для умственно отсталых детей и спального корпуса на 75 мест Енисейского дома-интерната специального типа в г. Лесосибирске.
Органами исполнительной власти Красноярского края в 2010 году продолжена работа по созданию условий для обеспечения доступным жильем и улучшения жилищных условий населения края за счет субсидирования части процентной ставки по кредитам, привлекаемым работниками бюджетной сферы, гражданами, имеющими пятерых и более детей, для приобретения жилых помещений, а также реализации таких долгосрочных и краевых целевых программ, как "Дом", "Север на Юг", "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности", региональных адресных программ "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае", "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Красноярском крае".
Проводимая в 2010 году бюджетная политика в агропромышленном комплексе позволила сохранить достигнутые положительные тенденции в аграрном секторе. В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по урожайности зерновых культур край седьмой год подряд занимает 1-е место, превысив урожайность других регионов на 4,8 - 14,8 ц/га. В отрасли животноводства продолжилось строительство и техническое перевооружение ферм, животноводческих помещений с внедрением современного энергосберегающего оборудования. В 2010 году было введено новое направление государственной поддержки по стимулированию мясного скотоводства. В соответствии с комплексной инвестиционной программой создания молокоперерабатывающих заводов закончено строительство двух объектов (в Нижнеингашском и Енисейском районах). В результате оказания государственной поддержки в 2010 году сельскохозяйственными предприятиями края приобретены 182 трактора, 142 зерноуборочных и 34 кормоуборочных комбайна.
В 2010 году в транспортной отрасли отмечено увеличение объема оказанных услуг предприятиями транспорта, объема перевезенных грузов, количества пассажиров, грузо- и пассажирооборота. Объем оказанных организациями транспорта услуг в 2010 году составил 70,2 млрд. рублей, что на 18% выше, чем в 2009 году. Для поездок льготных категорий граждан на территориях городов Боготол, Бородино, Енисейск, Минусинск, Назарово и Шарыпово внедрена "Единая социальная карта Красноярского края", на указанных территориях осуществлена передача 13215 социальных карт.
Одним из главных факторов, способствующих развитию отрасли, стало обновление подвижного состава, осуществляющего пассажирские перевозки. Реализован проект по строительству судна на воздушной подушке "Арктика" для перевозки пассажиров в Туруханском районе по маршруту Туруханск - Светлогорск - Игарка. Для пассажирских перевозок был построен и введен в эксплуатацию в июне 2010 года паром в Большемуртинском районе.
В целях модернизации и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 2010 году продолжена политика, направленная на закрытие нерентабельных котельных, перевод на локальные теплоисточники, внедрение ресурсосберегающих технологий, установку приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг. В 2010 году завершено строительство трех модульных высокоэффективных котельных в п. Балахта, г. Ужуре и п. Шушенское с оптимизацией систем теплоснабжения и закрытием 7 высокозатратных котельных, завершены разработка проектной документации на 16 объектах инженерной инфраструктуры и работы на линейных объектах, начата реализация капиталоемких социальных и экологических проектов, относящихся к направлению "Чистая вода", на 3 переходящих объектах и на 4 линейных объектах.
Продолжена практика ограничения роста платы населения за жилищно-коммунальные услуги независимо от совокупного дохода семьи - на 2010 год установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115%. Приняты меры для создания равных условий по оплате населением услуг за электроснабжение.
В сфере дорожного хозяйства по итогам 2010 года отмечена положительная динамика по основным показателям, характеризующим данную сферу. Осуществлялось содержание 12020 км краевых автомобильных дорог, проведен восстановительный ремонт 260 км краевых дорог общего пользования (что в 1,5 раза больше, чем в 2009 году), закончено сооружение южной обходной автодороги города Лесосибирска, проведена реконструкция автомобильной трассы Красноярск - Железногорск на участке ПК 115 - ПК 135, которая включила в себя наиболее аварийный участок дороги протяженностью 800 метров и полное развитие транспортной развязки в районе г. Сосновоборска, отремонтировано 29 мостов, в результате строительства и реконструкции введено в эксплуатацию 8,86 км автодорог.
Реализация на территории края крупных инвестиционных проектов позволила в 2010 году сохранить высокий объем инвестиций (освоено 245,6 млрд. рублей, или 102% к 2009 году) и занять 10-е место среди регионов России и 1-е место в Сибирском федеральном округе по объему инвестиций на душу населения края. В крае реализуются такие крупные инвестпроекты:
1) как комплексное развитие Нижнего Приангарья;
2) освоение Ванкорского нефтегазового месторождения;
3) строительство Железногорской ТЭЦ;
4) строительство малоэтажного жилья и коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры района "Новалэнд".
Обеспечена объективность и стабильность системы межбюджетных отношений, направленных на создание стимулов к мобилизации собственных доходов местных бюджетов и повышение ответственности органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них полномочий. Были сохранены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от регулирующих доходов. Продолжилась практика предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований края.
Структура безвозмездных перечислений другим бюджетам выглядит следующим образом:
1) наибольшую долю занимают целевые средства в форме субвенций и субсидий - 38,8 млрд. рублей, или 63,6% от общего объема межбюджетного трансферта;
2) дотации местным бюджетам перечислены в сумме 14 млрд. рублей и составили 23% от общего объема межбюджетного трансферта;
3) иные межбюджетные трансферты местным бюджетам и бюджету ФОМС направлены в размере 8,2 млрд. рублей и составили 13,4% от общего объема межбюджетного трансферта.
В 2010 году, как и ранее, большое значение уделялось стимулированию органов местного самоуправления к достижению высоких показателей социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями. В частности, была продолжена реализация краевой целевой программы "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае на 2008 - 2010 годы".
Расходы на обслуживание государственного долга составили 1,2 млрд. рублей, что составляет 97,9% от предельного объема расходов на обслуживание государственного долга, установленного статьей 50 Закона края о бюджете на 2010 год. Расходы на обслуживание государственного долга сложились из расходов на выплату купонов по государственным облигациям Красноярского края 2009 года (1,2 млн. рублей) и процентных платежей за пользование бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета по соглашениям, заключенным между Правительством края и Министерством финансов РФ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в общей сумме 562,6 млн. рублей.
Публичные нормативные обязательства или обязательства перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере, исполнены на 95,7%. Удельный вес указанных расходных обязательств увеличен с 11% (в 2009 году) до 12,3% (в 2010 году).
В 2010 году осуществлялась реализация 37 краевых целевых программ на общую сумму 13,4 млрд. рублей (исполнение составляет 96,4%). На увеличение объема программных мероприятий более чем на 4 млрд. рублей по сравнению с прошлым годом повлияло начало реализации в 2010 году новых долгосрочных целевых программ, среди них "Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края", "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае", "Реализация экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния ядерно опасных объектов", "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", "Содействие занятости и социальная адаптация лиц, отбывающих и (или) отбывших наказание в виде лишения свободы", "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Красноярска" и других.
Общий объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на 2010 год в рамках перечня строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, составил 4,6 млрд. рублей, или 92,7% от суммы годовых назначений. Рост данного показателя по отношению к 2009 году составил 5,3%. В ходе освоения бюджетных инвестиций за 2010 год введены в эксплуатацию 28 объектов (в том числе 1 пусковая очередь) из 38 планируемых к вводу в отчетном году. Кроме этого, досрочно введены в эксплуатацию 3 объекта (в том числе 2 пусковые очереди), которые планировалось ввести после 2010 года.
За период с 2003 года по 2010 год бюджетные инвестиции, направляемые в объекты капитального строительства, увеличились со 160,9 млн. рублей до 4,6 млрд. рублей, или в 28,8 раза.
В 2010 году размер резервного фонда Правительства Красноярского края составлял 408 млн. рублей. В течение года на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, Правительством Красноярского края принято распоряжений на сумму 405,1 млн. рублей, исполнение по которым составило 395,6 млн. рублей, или 97,7%.
Параметры краевого бюджета по итогам исполнения за 2010 год выглядят следующим образом.
Фактическое поступление доходов краевого бюджета за 2010 год составило 136,1 млрд. рублей, бюджетные назначения исполнены на 108,5% относительно плановых назначений.
Исполнение расходов краевого бюджета в 2010 году сложилось на уровне 129,2 млрд. рублей, что составляет 90,5% от плановых назначений. В прошлом году процент исполнения составил 88,2%.
Бюджет 2010 года исполнен с профицитом в 7,1 млрд. рублей.
В целом в 2010 году проводимая бюджетная политика носила выраженный антикризисный характер, так как формировалась в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса и основывалась на умеренно оптимистичных прогнозах развития экономики. Результатами ее является, с одной стороны, обеспечение исполнения всех принятых, в первую очередь социальных, обязательств, с другой стороны, поддержание реального сектора экономики в посткризисный период и обеспечение базы для дальнейшего роста экономики региона, в том числе посредством развития энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры, стимулирования преимущественных направлений в отраслях экономики края. Реализуемая в крае бюджетная политика направлена на обеспечение среднесрочной и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и, как следствие, повышение качества жизни населения Красноярского края.
Экспертный совет рекомендует Правительству края в настоящее время акцентировать работу на внедрении принципа эффективного использования бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов, которая должна стать постоянным направлением деятельности исполнительной власти. Особое внимание предлагаем уделить реализации региональной и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, которые определяют систему мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления региональными и муниципальными финансами.

Председатель
Экспертного совета
П.М.ГНАТЮК




Официальная публикация в СМИ:
Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 32(473), 27.06.2011


Заключение Экспертного совета, осуществляющего проведение публичной независимой экспертизы проектов законов края в области бюджетной и налоговой политики, от 27.06.2011
"На проект закона края "Об исполнении краевого бюджета за 2010 год"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru