Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2009 г. по делу № А33-10157/2009

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Е.М. Шайхутдинова, судей: И.А. Ивановой, Е.В Севастьяновой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецова С.В.
к администрации г. Красноярска
к Красноярскому городскому Совету депутатов
о признании недействующей статьи 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306, а также карты градостроительного зонирования территории г. Красноярска,
третье лицо - Управление архитектуры администрации г. Красноярска,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузнецова И.В. на основании доверенности от 05.09.2009;
от Красноярского городского Совета депутатов: Рукосуевой Т.Г. на основании доверенности от 09.12.2008,
от Управления архитектуры администрации г. Красноярска: Гончаровой А.А. на основании доверенности от 03.08.2009;
от прокурора Красноярского края: Балыковой Е.С. на основании удостоверения № 080215,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шайхутдиновым Е.М.,

установил:

индивидуальный предприниматель Кузнецов Сергей Викторович (далее: заявитель, ИП Кузнецов) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Красноярска о признании недействующими Правил землепользования и застройки г. Красноярска (утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306).
Определением от 24.06.2009 заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу, заявителю предложено указать, какое именно положение (пункт, статья) Правил землепользования и застройки г. Красноярска им оспаривается.
13.07.2009 ИП Кузнецов представил суду письменное объяснение, согласно которому заявителем оспаривается статья 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, а также карта градостроительного зонирования территории г. Красноярска.
Данное объяснение принято арбитражным судом в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 27.07.2009 в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия заявителя к участию в деле привлечен второй ответчик - Красноярский городской Совет депутатов.
Определением суда от 14.08.2009 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле на стороне ответчика привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Управление архитектуры администрации г. Красноярска
29.09.2009 в дело в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступил прокурор Красноярского края.
В судебном заседании (13.10.2009) представитель заявителя представил суду письменное объяснение, в котором изменил формулировку требования - просил признать недействующим в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100004:53 установленный Правилами землепользования и застройки г. Красноярска вид назначения территориальной зоны Ж4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами, а также предусмотренные данным назначением градостроительные регламенты.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом.
Частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
При этом по смыслу статей 29, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации под нормативным правовым актом понимается документ, принятый уполномоченным правотворческим органом, содержащий властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц.
Как установлено частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Изложенная в объяснениях от 13.10.2009 формулировка требования заявителя не может быть принята арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности признания нормативного правового акта не действующим в отношении конкретного правоотношения (земельного участка или лица), более того, требование об оспаривании градостроительных регламентов носит самостоятельный характер, не охватывается правом заявителя на изменение (увеличение или уменьшения размера) исковых требований.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд рассматривает требование ИП Кузнецова в редакции от 13.07.2009 (о признании недействующими статьи 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, а также карты градостроительного зонирования территории г. Красноярска).
В судебном заседании представитель заявителя сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика (администрация г. Красноярска) в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель второго ответчика (Красноярский городской Совет депутатов) в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель третьего лица со стороны ответчика, в судебном заседании заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Представитель прокурора Красноярского края в судебном заседании представил письменное заключение по делу, поддержал возражения ответчиков, сослался на доводы, изложенные в заключении.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ИП Кузнецов зарегистрирован в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 309213812500029.
Судом установлено, что Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее - Правила).
Согласно преамбуле, названные Правила являются документом градостроительного зонирования, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, Уставом города Красноярска, Генеральным планом города Красноярска, а также с учетом правовых актов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Красноярска, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.
Статьей 4 Правил предусмотрено следующее:
1. Границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) устанавливаются (отображаются) на следующих картах:
1) основной карте градостроительного зонирования территории города Красноярска (приложение 1 к настоящим Правилам - не приводится);
2) карте зон с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия (приложение 2 к настоящим Правилам - не приводится);
3) карте зон с особыми условиями использования территорий, связанными с санитарными и экологическими ограничениями (приложение 3 к настоящим Правилам - не приводится).
2. Границы территориальных зон устанавливаются на основной карте градостроительного зонирования территории города Красноярска (далее - основная карта градостроительного зонирования).
Территориальные зоны устанавливаются в пределах границ города на всей его территории.
В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны.
3. Границы территориальных зон (подзон) должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне (подзоне). Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах (подзонах), не допускается. Территориальные зоны (подзоны), как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
4. Границы территориальных зон (подзон) устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны (подзоны) различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Красноярска;
3) территориальных зон, определенных действующим законодательством;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
5. Границы территориальных зон (подзон) могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам или осям полос отвода линейных объектов (включая границы или оси трассы метрополитена при его прохождении по поверхности земли);
5) границам города, районов в городе;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
6. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
7. Примерные границы санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, определенные на основании законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и примерные границы водоохранных зон, определенные на основании водного законодательства, отображены на карте зон с особыми условиями использования территорий, связанными с санитарными и экологическими ограничениями.
Основная карта градостроительного зонирования территории города Красноярска, утвержденная вышеприведенной статьей 4 Правил представляет собой цветной схематический чертеж г. Красноярска с обозначением границ территориальных зон.
Названная карта размещена в сети Интернет, представлена в арбитражный суд сторонами
Из материалов дела следует, что ИП Кузнецов на основании договора купли-продажи от 09.01.2009 приобрел земельный участок общей площадью 1480 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, база Бугач (кадастровый номер 24:50:0100004:53).
В целях использования земельного участка в предпринимательской деятельности ИП Кузнецов обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства автозаправочной станции.
Письмом от 02.06.2009 № 10336 Управление архитектуры администрации г. Красноярска указало на невозможность согласования данного вопроса, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Красноярска рассматриваемый земельный участок расположен в зоне жилой многоэтажной застройки (Ж4). При этом в названном письме заявителю разъяснено, что зоны жилой многоэтажной застройки включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В данной зоне размещение заявленного объекта не предусмотрено.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ИП Кузнецова в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействующим нормативного правового акта.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 43 названного Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает нормативные правовые акты, именуемые решениями.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов - решений представительных органов местного самоуправления, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из текста заявления ИП Кузнецова оспариваемые положения не соответствуют нормам Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Как следует из преамбулы Правил, они разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, Уставом города Красноярска, Генеральным планом города Красноярска.
При таких обстоятельствах, оспариваемые нормативные положения подлежат проверке на соответствие также Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу г. Красноярска, Генеральному плану города Красноярска.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 3, частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой народовластия, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно статье 27 Устава г. Красноярска Красноярский городской Совет депутатов - выборный орган городского самоуправления, представляющий интересы населения города и принимающий решения в коллегиальном порядке (пункт 1).


Городской Совет является постоянно действующим представительным органом городского самоуправления (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 28 Устава г. Красноярска к компетенции городского Совета относится принятие общеобязательных правил по всем вопросам городского значения, предусмотренным федеральным законом и настоящим Уставом, а также принятие решений по иным вопросам, отнесенным законодательством к компетенции представительных органов местного самоуправления, или настоящим Уставом к компетенции городского Совета.
При этом ссылка заявителя на статьи 30 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в части указания на то, что правила землепользования и застройки разрабатываются, принимаются и применяются решениями главы местной администрации) арбитражным судом не принимается.
Так, согласно статье 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации:
- принимает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки;
- утверждается состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
- обеспечивает опубликование сообщения о принятии названного решения;
- при получении проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту;
- в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки принимает решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемые Правила землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденные Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306, приняты в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления, не противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу г. Красноярска, а также статьям 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Красноярским городским Советом депутатов (вторым ответчиком), первоначальный ответчик - администрация г. Красноярска, - является ненадлежащим, в связи с чем, требования ИП Кузнецова, адресованные администрации г. Красноярска являются необоснованными.
Согласно статьям 2, 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 2).
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (часть 4).
Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее - градостроительные отношения).
При этом в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).
Частью 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации:
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из системного толкования приведенных норм следует, что усмотрение собственника земельного участка в части его использования ограничивается установленным на основании федерального закона градостроительным зонированием территорий.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1).
При этом Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты (часть 2).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
В силу части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1).
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов (часть 2).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (часть 3).
При этом в силу части 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации производственные объекты с различными нормативами воздействия на окружающую среду, иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур.
Статья 4 оспариваемых Правил воспроизводит процитированные положения законодательства (в частности Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из имеющегося в материалах дела извлечения из Генерального плана города Красноярска площадь зеленых насаждений города не соответствует установленным нормативам обеспеченности (почти в три раза меньше). При этом в абзаце втором на стр. 158 Генерального плана указано, что проектируемые генеральным планом города крупные зеленые массивы парков, лесопарков, бульваров приурочиваются к водным пространствам.
Для этих целей вдоль берегов Енисея, Бугача и его притока Качи создаются озелененные полосы шириной не менее 50 - 100 м.
При таких обстоятельствах, размещение на прилегающей к р. Бугач территории жилой зоны (Ж4), а не производственной зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур является обоснованным, соответствует Генеральному плану города Красноярска.
Таким образом, оспариваемые статья 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306, а также карта градостроительного зонирования территории г. Красноярска не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Викторовича о признании недействующими статьи 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306, а также карты градостроительного зонирования территории г. Красноярска, как соответствующих:
- Конституции Российской Федерации;
- Градостроительному кодексу Российской Федерации;
- Гражданскому кодексу Российской Федерации;
- Земельному кодексу Российской Федерации;
- Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Уставу города Красноярска;
- Генеральному плану города Красноярска.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ

Судьи
Е.А.ИВАНОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 по делу № А33-10157/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20.10.2009 по делу № А33-10157/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 4 Правил землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 № В-306, а также карты градостроительного зонирования территории г. Красноярска>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru