Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2010 г. № 33-7234/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Иволгиной Н.В.,
судей: Майера В.Е., Канивец Т.В.,
при секретаре: Т.О.,
рассмотрела в судебном заседании 17 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Ц.Ю. на решение Центрального районного суда г. Омска от 07 октября 2010 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Омска предоставить Ц.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Ц.Ю. и его представителя Б.М., судебная коллегия

установила:

Ц.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Жилое помещение за ним закреплено не было. На основании постановления администрации Советского АО г. Омска от 29 декабря 1998 года был поставлен на очередь на получение жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просил обязать ответчиков предоставить ему жилую площадь в г. Омске согласно установленных социальных норм.
Ц.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что является сиротой, его родители умерли в 1985 году. На основании решения Кировского исполкома районного Совета народных депутатов г. Омска от 17 мая 1985 г. № <...> его опекуном назначен старший брат Л.В., после чего он начал проживать в его семье.
Представители Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Ц.Ю. просит решение суда отменить, исключив из него фразу "в виде субвенций", поскольку полагает, что указанных денежных средств недостаточно для приобретения жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" № 159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Нормы данного Федерального закона следует применять с учетом положений жилищного законодательства, устанавливающего право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма такой категории граждан.
Судом установлено, что Ц.Ю., <...> года рождения являлся ребенком-сиротой. Родители истца - Ц.В. и Л.Н. умерли в 1985 году (Л.Н. - <...> года, Ц.В. - <...> года), что подтверждается соответствующими свидетельствами о смерти (л.д. 3, 5).
Решением исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов № <...> от 17.05.1985 года над истцом установлена опека. Опекуном назначен родной брат Ц.Ю. - Л.В. (л.д. 9, 37), с семьей которого истец стал проживать (л.д. 30).
04 декабря 1998 года Ц.Ю. в отдел распределения и учета жилой площади администрации Советского АО г. Омска подано заявление о предоставлении жилого помещения как ребенку-сироте, в связи с возвращением из Вооруженных Сил РФ (л.д. 34).
29 декабря 1998 года постановлением администрации Советского АО г. Омска № 2564 Ц.Ю. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади, номер очереди № 2433 (общей)/86(внеочередной) (л.д. 17, 32).
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Ц.Ю. не предоставлено.
В числе собственников недвижимого имущества истец не значится.
В силу пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась и в статье 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возвращения Ц.Ю. из рядов Вооруженных Сил РФ и на момент его постановки на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Именно как лицо из числа детей-сирот Ц.Ю. был признан Советским АО г. Омска нуждающимся в жилом помещении и принят на учет для обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке.
В данной связи, суд первой инстанции правильно установил, что Ц.Ю. относится к категории граждан, которым жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди и срок, когда оно должно быть предоставлено, фактически наступил по возвращении из рядов Вооруженных сил РФ, то есть в 1998 году.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" абзац второй пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
Аналогичные положения содержатся и в статье 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 06.10.2003 года.
На основании абзаца 1 пункта 15 статьи 44 Закона Омской области "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" № 1061-ОЗ от 04.07.2008 года, принятого Постановлением ЗС Омской области от 19.06.2008 года № 225, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.
В соответствии с п. 3 ст. 45 указанного Закона средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 4 к настоящему Кодексу.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные Ц.Ю. требования, обязав Администрацию города Омска предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области.
Довод жалобы Ц.Ю. об исключении фразы "в виде субвенций" не может быть принят во внимание, поскольку такой порядок предоставления жилой площади определен в настоящее время.
Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Омска от 7 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ц.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.Иволгина

Судьи
В.Е.Майер
Т.В.Канивец




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Омского областного суда от 17.11.2010 № 33-7234/2010
Исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворены, поскольку истец относится к категории лиц из числа "детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым в силу пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru