РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. № 33-1044
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 4 апреля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии незаконным Управления Федеральной службы исполнения наказаний по рязанской области от 9 декабря 2010 года о снятии Г.Н.Г. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области восстановить Г.Н.Г. с составом семьи, включающей в себя три человека - Г.Н.Г., дочь ФИО4, мать ФИО5, на учете нуждающихся в жилом помещении.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области включить Г.Н.Г. с составом семьи, включающей в себя три человека - Г.Н.Г., дочь ФИО4, мать ФИО5, в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области в пользу Г.Н.Г. возврат государственной пошлины в размере <...> рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере <...> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Левковой Г.И., возражения против доводов кассационной жалобы Г.Н.Г., судебная коллегия,
установила:
Г.Н.Г. обратилась с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области (далее УФСИН) о признании решения центральной жилищно-бытовой комиссии незаконным.
Требования, с учетом уточнений, мотивировала тем, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы. С 20.12.2004 состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в УФСИН России по Рязанской области. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Рязанской области (далее - ЦЖБК) от 9 декабря 2010 года она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Неправомерность объясняется отсутствием в жилищном деле истицы отдельных документов. Считая действия ЦЖБК незаконными, Г. обратилась с заявлением к начальнику УФСИН, в котором просила включить ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Ответчик отказал истице во включении ее в состав участников указанной подпрограммы.
Исходя из этого, просила признать незаконным решение ЦЖБК УФСИН от 09.12.2010 о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать ответчика восстановить ее с составом семьи, состоящей из трех человек: Г.Н.Г., дочь ФИО4, мать ФИО5, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Обязать УФСИН включить Г.Н.Г. со всеми членами в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Взыскать с УФСИН России по Рязанской области в пользу Г.Н.Г. судебные расходы за услуги представителя по составлению искового заявления и представительству в суде в размере <...> рублей.
Суд исковые требования Г.Н.Г. удовлетворил частично, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе УФСИН России по Рязанской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что состоявшееся решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела видно, и судом бесспорно установлено, что истица Г.Н.Г. являлась сотрудником уголовно-исполнительной системы с 14.06.1988. Была уволена по ограниченному состоянию здоровья 28.02.2011.
20.12.2004 Г.Н.Г. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается протоколом № <...> заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ УИН Минюста России по Рязанской области от 23.12.2004.
Решением ЦЖБК от 09.12.2010 истица была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с неправомерными действиями членов жилищно-бытовой комиссии при решении вопроса о принятии ее на учет. Основанием послужил тот факт, что на дату постановки на учет в учетном деле истицы отсутствовали документы, подтверждающие родственные отношения Г.Н.Г. и ФИО5, проживавшей в квартире истицы с 31.12.2002. Информация о жилом помещении (принадлежность, размер, площади, количество проживающих лиц) ФИО5 по прежнему месту жительства (<...>) отсутствует. Не были представлены справки БТИ, выписки ЕГРП о наличии (отсутствии) в ее собственности жилых помещений в <...>.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 56 ЖК РФ, а не ЖК РСФСР.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно исходил из положений ст. 56 ЖК РСФСР о том, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.
Решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Удовлетворяя заявленные Г.Н.Г. требования, суд пришел к правильному выводу, что истица не представляла сведений, не соответствующих действительности для решения вопроса о постановке и нахождении на учете, незаконно была снята с учета нуждающихся в жилом помещении. Приходя к указанному выводу, суд исходил из того, решение о постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий было принято на основании акта обследования жилищных условий от 20.12.2004, в котором было указано, что она с семьей проживает в ее семья состояла из 3 человек (она, дочь, мать), и все они проживали в 2-комнатной квартире № <...>, расположенной в доме <...>.
На момент постановки Г.Н.Г. на жилищный учет, ее мать в течение двух лет (с 31.12.2002) проживала в г. Рязани. Судом также установлено, что переезд матери истицы в г. Рязань был обусловлен необходимостью осуществления ухода за ней, и не связан со злоупотреблением Г.Н.Г. Так, из материалов гражданского дела усматривается, что на момент переезда в г. Рязань ФИО5 являлась престарелым человеком, за ней требовался уход. Ей также бессрочно была установлена 1 группа инвалидности. Более того, мать истицы не являлась и не является собственником какого-либо жилого помещения ни в <...>, ни <...>.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 10.04.2008) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее Правила).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также граждане, уволенные со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена служба.
Рассматривая требования Г.Н.Г. о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на получение безвозмездной, финансовой помощи, поскольку она имеет выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, более 20 лет и признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы не могут быть основанием для отмены решения, поскольку были предметом судебного рассмотрения, и им в решении дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, дана объективная оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с правильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда от 4 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области - без удовлетворения.