Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. по делу № 44-Г-18/2011

I инст. Судья: Потехина Н.В.
II инст. Судьи: Корыстин С.А. (председ.)
Уфимцева Т.Д. (докл.)
Аброськина Е.А.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М.
членов президиума Кунышева А.Г., Козловой Н.В.,
Смирнова В.П., Савик Л.Н.
при секретаре Спириной А.А.
рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорному представлению прокурора Челябинской области Войтовича А.П., надзорной жалобе В.Л. на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 мая 2010 года по иску прокурора Курчатовского района г. Челябинска, в интересах несовершеннолетней В.Л., к Управлению социальной защиты населения Курчатовского района г. Челябинска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения прокурора Челябинской области М., В.Л., П., поддержавших доводы надзорного представления и надзорной жалобы, представителя Управления социальной защиты населения Курчатовского района г. Челябинска Е., возражавшей против доводов надзорного представления и надзорной жалобы и полагавшей судебные Постановления законными и обоснованными, президиум

установил:

прокурор, действуя в защиту интересов несовершеннолетней В.Л., 14 ноября 1991 года рождения, обратился в суд с иском о признании бездействия Управления социальной защиты населения Курчатовского района г. Челябинска (далее по тексту Управления) по защите жилищных прав несовершеннолетней незаконным. Просил обязать Управление поставить В.Л. на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 3 - 5).
В обоснование иска указано, что В.Л. осталась без попечения родителей, не обеспечена жильем, Управление же не принимает меры для защиты жилищных прав несовершеннолетней.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2010 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 мая 2010 года, в удовлетворении иска отказано.
В надзорном представлении прокурор Челябинской области Войтович А.П. и в надзорной жалобе В.Л. просят отменить судебные Постановления, поскольку судами первой и кассационной инстанций допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Карнауховой Т.А. от 17 января 2011 года гражданское дело передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с надзорным представлением прокурора Челябинской области Войтовича А.П., надзорной жалобой В.Л. в суд надзорной инстанции и о дне слушания дела извещены.
Обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, проверив материалы дела, президиум считает жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанные дети, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Законом Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" также предусмотрено однократное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением (ч. 2 ст. 17).
Как следует из материалов дела, В.Л., <...> рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец - В.О., умер 10 января 2000 года в г. Алдане, Республики Саха (Якутия), а мать - В.Т., решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 октября 2007 года лишена родительских прав (л.д. 19, 21).
Постановлением главы администрации Курчатовского района города Челябинска от 1 ноября 2005 года № 1174 опекуном над несовершеннолетней В.Л. назначена П. (л.д. 22).
Законом Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-ЗО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" (с последующими изменениями) на территории Челябинской области установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Статьей 17 этого Закона предусмотрены дополнительные гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, как имеющих закрепленное жилое помещение, так и не имеющих такового. При наличии закрепленного жилого помещения указанные лица сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае отсутствия закрепленного жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
Пункт 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008 г. № 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма.
Пунктами 2 и 3 указанного Порядка предусмотрено, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда однократно по месту выявления и первичного устройства (п. 2).
Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет (п. 3).
Опека и попечительство в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 и п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 года "Об опеке и попечительстве" является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их интересов и устанавливается она над детьми до 18 лет. Таким органом опеки и попечительства в Челябинской области является Управление.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Челябинской области от 16.06.2005 имеет номер 389-ЗО, а не 1380-ЗО.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят 25.10.2007, а не 03.06.2009 и имеет номер 212-ЗО, а не 1748.

Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями предусматривает условия формирования списков граждан-претендентов на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Необходимость такого учета вытекает из положений ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Челябинской области от 16 июня 2005 г. № 1380-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма", а также ст. 17 Закона Челябинской области от 3 июня 2009 г. № 1748 "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с таким выводом согласился и суд кассационной инстанции, сослался на то, что дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они (дети) не имеют закрепленного жилого помещения.
Поскольку распоряжением главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 28 января 2010 года № 81-р, на основании решения суда района им. Лазо Хабаровского края от 9 ноября 2009 года, за В.Л. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: с. Гродеково муниципального района им. Лазо Хабаровского края, ул. Первомайская, 25 (л.д. 75), то суды первой и кассационной инстанций посчитали, что оснований для удовлетворения требований нет.
Однако такой вывод судов первой и кассационной инстанций сделан с существенным нарушением норм материального права.
Из буквального толкования содержания пункта 3 Порядка обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма следует, что учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. Указанная норма регламентирует полномочия органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21 декабря 1996 г. № 159 и от 24 апреля 2008 г. № 48 "Об опеке и попечительстве" до 18 лет. Впервые В.Л., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была выявлена в 2005 году, когда Постановлением главы администрации Курчатовского района города Челябинска от 1 ноября 2005 года № 1174 над ней была учреждена опека.
В этот период закрепленного за ней жилого помещения не было.
Следовательно, в соответствии с указанными нормами материального права, Управление обязано было защищать жилищные права В.Л. и поставить ее на регистрационный учет как ребенка-сироту, не имеющего закрепленного жилого помещения.
При этом, из содержания пунктов 3 и 4 Порядка следует, что учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в целях обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма до достижения ими 18-летнего возраста возложен на органы опеки и попечительства, а после достижения этого возраста - на уполномоченные органы местного самоуправления.
Распоряжение главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 28 января 2010 года № 81-р о сохранении права пользования жилым помещением издано на основании решения суда района им. Лазо Хабаровского края от 9 ноября 2009 года, принятого по заявлению Управления.
Эти решения приняты после того, как В.Л. достигла совершеннолетия, что не исключало возможности ей самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления.
Жилое помещение закреплено только на основании решения суда распоряжением Главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 28 января 2010 года, тогда, когда В.Л. стала совершеннолетней, и следовало решать спор о восстановлении ее прав на жилое помещение, а не закреплении его в административном порядке.
Кроме того, при рассмотрении спора, суды первой и кассационной инстанций не учли, что жилье за несовершеннолетней на момент признания ее сиротой закреплено не было и ее матери не принадлежало. Собственником жилого помещения являлся З. В.В. Т.В. 16 июня 2005 года выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти отца - З., последовавшей 28 июня 2004 года (л.д. 17).
В настоящее время заключением межведомственной комиссии закрепленное жилое помещение является непригодным для проживания.
В.Л. не обеспечена жилым помещением, проживает по месту жительства опекуна по адресу: Челябинск, ул. Куйбышева, 86 - 60, где зарегистрирована по месту пребывания (л.д. 18). В указанной квартире проживает семья опекуна.
Таким образом, суды первой и кассационной инстанций не учли, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона, в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Допущенные судами первой и кассационной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, приведшими к неправильному разрешению спора и служат основанием для отмены судебных Постановлений в порядке надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 26 февраля 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 мая 2010 года отменить.
Дело направить в Курчатовский районный суд г. Челябинска на новое рассмотрение.

Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Президиума Челябинского областного суда от 02.02.2011 по делу № 44-Г-18/2011
Дело по иску о признании бездействия управления по защите жилищных прав незаконным направлено на новое рассмотрение, поскольку суды не учли, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания, независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены правомочиями.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru