Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу № А12-5815/2011

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
судей Пономаревой Е.В., Стрельниковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "МегаВольтАмпер-Энергобаланс" к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, с участием Федерального государственного учреждения "Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", прокуратуры Волгоградской области
о признании недействующим в части нормативного правового акта
при участии в заседании:
от заявителя - К., дов. б/н от 03.05.2011 г.
от ответчика - О., дов. <...>
от 3-го лица - Т., дов. <...>
от прокурора - Безмельницына Э.О., помощник прокурора области, удостоверение

установил:

ООО "МегаВольтАмпер-Энергобаланс" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее УРТ Администрации Волгоградской области) о признании недействующим пункта 1.2. постановления от 02.02.2011 г. № 4/6 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" как не соответствующего требованиям статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее "Волго-Донское ГБУВПиС). В процесс вступил прокурор Волгоградской области
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, Федеральное государственное учреждение "Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", прокурор предъявленные требования не признали, просят в их удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению предъявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании установлено, что 28.05.2010 г. между ФГУ "Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" и ООО "МегаВольтАмпер-Энергобаланс" заключен договор № 01-Э купли-продажи электрической энергии (мощности). Согласно п. 1.3. договора цена за электрическую энергию (мощность) является договорной и составляет величину одноставочного тарифа за электрическую энергию, установленного УРТ Администрации Волгоградской области на соответствующих расчетный период (на 2010 год - 41,51 коп./кВт.ч., без учета НДС 18%).
Указанный тариф установлен постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 23.12.2009 г. № 41/4 "об установлении тарифа на электрическую энергию (мощность), производимую Межшлюзовой ГЭС Волгоградского района гидросооружений и судоходства - филиала ФГУ Волго-Донского ГБУВПИС, с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке".
Впоследствии пунктом 1.2. постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 02.02.2011 г. № 4/6 постановление № 41/4 от 23.12.2009 г. с 1 января 2011 г. признано утратившим силу. Постановление опубликовано в газете "Волгоградская правда" № 23 от 09.02.2011 г.
Заявитель полагает, что признав утратившим силу постановление № 41/4 от 23.12.2009 г. и не установив иных цен (тарифов) на электрическую энергию, производимую ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС", ответчик тем самым нарушил требования статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
В свою очередь ответчик полагает, что в связи с изменением законодательства он не вправе осуществлять тарифное регулирование цен на электрическую энергию, производимую Межшлюзовой ГЭС Волгоградского района гидросооружений и судоходства - филиала ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС".
Данная позиция поддержана ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" и прокурором.
Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Статьей 23.1. Закона предусмотрено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом..
В частности в соответствии с пунктом 3 указанной статьи на розничных рынках государственному регулированию подлежат:
- цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьей 23.3 настоящего Федерального закона;
- цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
- цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
Пунктом 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке:
1) регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
2) регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны, гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
3) тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен) на указанную тепловую энергию;
4) тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию;
5) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Размер таких надбавок определяется с учетом особенностей, предусмотренных Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - правила розничных рынков) и пунктом 57(1) настоящего документа;
6) регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничные рынки.
Тарифы (цены), указанные в подпункте 1 настоящего пункта, устанавливаются исходя из объемов потребления электрической энергии (мощности), определенных в сводном балансе для гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций), к числу потребителей которых относится население. Такие тарифы (цены) применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, и потребителями за электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым тарифам (ценам). Объемы поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам (ценам) определяются в соответствии с правилами оптового рынка и правилами розничных рынков.
Признание генерирующих объектов функционирующими на основании использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами в соответствии с п. 2 Правил квалификации генерирующего объекта функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2008 г. № 426, осуществляет совет рынка при наличии условий, предусмотренных пунктом 3 Правил, а именно:
а) генерирующий объект функционирует на основе использования исключительно возобновляемых источников энергии или в режиме комбинированного использования возобновляемых и иных источников энергии;
б) генерирующий объект находится в эксплуатации (введен в эксплуатацию и не выведен в ремонт или из эксплуатации);
в) генерирующий объект в установленном порядке присоединен к электрическим сетям сетевой организации и оснащен средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об электроэнергетике;
г) генерирующий объект включен в схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации, утверждаемую Министерством энергетики Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, Межшлюзовая ГЭС Волгоградского района гидросооружений и судоходства - филиал ФГУ Волго-Донского ГБУВПиС в силу своей специфики производит (вырабатывает) электрическую энергию (мощность), в том числе и для приобретения ее покупателями в целях компенсации потерь в электрических сетях. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи электроэнергии № 01-Э от 28.05.2010 г., заключенным между ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" и заявителем, а также договором № 66 от 31.12.2010 г., заключенным между заявителем и ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Таким образом, из анализа действующих норм и материалов следует, что деятельность ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" отвечает требованиям части 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и подлежит государственному регулированию.
Вместе с тем, присвоение квалификации генерирующего объекта в соответствии с пунктом 4 Правил квалификации генерирующего объекта функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии носит строго заявительный характер. Следовательно, УРТ Администрации Волгоградской области не наделено полномочиями понудить ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" обратиться в совет рынка с заявлением о присвоении статуса квалифицированного генерирующего объекта.
Как уже указывалось, в соответствии со ст. 192 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта обладаю граждане, юридические лица, если полагают, что оспариваемый акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель полагает, что нарушение его прав состоит в отсутствии тарифного регулирования цен на электрическую энергию, производимую ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС", что позволяет поставщику без достаточных на то экономический оснований устанавливать цены на электроэнергию по своему усмотрению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным между ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" (продавец) и ООО "МегаВольтАмпер-Энергобаланс" (покупатель) договора купли-продажи электрической энергии (мощности) № 01-Э от 28.05.2010 г. продавец обязуется поставить покупателю электрическую энергию в установленных объемах, а покупатель обязуется принять электрическую энергию и оплатить ее по ценам, установленным п. 1.3. договора. Согласно условиям о цене товара, цена на электрическую энергию (мощность) является договорной и составляет величину одноставочного тарифа на электрическую энергию, установленного УРТ Администрации Волгоградской области на соответствующий расчетный период (на 2010 г. - 41,51 коп./кВт.ч.).
В соответствии с пунктом 5.1. договора его срок действия до 31.12.2016 г. Досрочное расторжение договора в соответствии с пунктом 5.2. договора возможно лишь при условии ненадлежащего исполнения покупателем своих обязанностей по оплате полученной электроэнергии.
Отмена УРТ Администрации Волгоградской области своего постановления от 23.12.2009 г. № 41/4, которым были установлены тарифы на электрическую энергию, производимую ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС", позволило последнему устанавливать цены на электроэнергию по своему усмотрению. Данное обстоятельство подтверждено следующим.
Так 27.01.2011 г. ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" направило в адрес заявителя дополнительное соглашение № 2 к договору № 01-Э от 28.05.2010 г., в котором п. 1.3. договора предложило изложить в следующей редакции "Цена на электрическую энергию является договорной. В расчетах с 1 февраля 2011 г. стороны используют одноставочный тариф равный 1 рублю 45 копейкам/кВт.ч.". С учетом подписанного сторонами протокола разногласия при определении цены на электрическую энергию с 1 февраля 2011 г. используется одноставочный тариф, равный 65 коп. /кВт.ч..
Впоследствии 26.05.2011 г. ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" вновь направило заявителю дополнительное соглашение № 4 к договору № 01-Э от 28.05.2010 г., в котором предложило с 1 июня 2011 г. в расчетах использовать одноставочный тариф равный 1 рублю 30 коп./кВт.ч.
При этом ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" действовало в разрез условиями п. 1.3. договора купли-продажи электроэнергии № 01-Э от 28.05.2010 г. в редакции дополнительного соглашения № 2 от 27.01.2011 г., согласно которому тариф может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон в случае изменения рыночных цен на электроэнергию.
В судебном заседании заявителем представлена выписка с ценами на оптовом рынке продажи электроэнергии, из которой следует, что цены в период с января 2011 г. по май текущего года на указанный товар не увеличивались.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что действия ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" по уклонению от получения в установленном порядке статуса квалифицированного поставщика, а также действия, направленные на изменение договорных условий в отсутствие изменения нормативно-правовых актов, регламентирующих тарифообразование, и в отсутствие изменения рыночных цен на электрическую энергию, в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса РФ можно расценить как злоупотребление правом, что в силу закона может повлечь отказ в защите принадлежащего ему права.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Следовательно, в соответствии с условиями заключенного между ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" и заявителем договора в отсутствие изменения нормативно-правовых актов в сфере тарифообразования, а также изменения рыночных цен на электроэнергию у ФГУ "Волго-Донское ГБУВПиС" отсутствуют законные на то основания для постановки вопроса об увеличении предусмотренной договором купли-продажи № 01-Э от 28.05.2010 (в редакции дополнительного соглашения № 2 от 27.01.2011 г. (цены электрической энергии (мощности).
При возникновении между сторонами сделки спора об условиях договора и не урегулировании его путем переговоров, стороны вправе разрешить его в установленном законом судебном порядке.
При этом оспариваемое постановление в сложившейся ситуации права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, что является основанием к отказу в удовлетворении предъявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Отказать ООО "МегаВольтАмпер-Энергобаланс" в удовлетворении предъявленных требований.
Признать пункт 1.2. постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 02.02.2011 г. № 4/6 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области" соответствующим требованиям статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судьи
Н.Н.СЕРЕДА
Е.В.ПОНОМАРЕВА
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 08.06.2011 по делу № А12-5815/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.2 постановления УРТ Администрации Волгоградской обл. от 02.02.2011 № 4/6 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru