Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2010 г. по делу № А33-12041/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 ноября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 10 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ивановой,
судей: Д.Л. Суркова, Е.М. Чурилиной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона"
к Шарыповскому районному Совету депутатов Красноярского края
о признании недействующим Решения от 28.01.2010 № 51-630 о внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году", в части: установления коэффициента К1 в размере 0,11 в строке 3 "Земли, занятые объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ" раздела III "Земли промышленного и иного специального назначения" приложения к Решению от 28.01.2010 № 51-630р,
при участии в деле прокуратуры Красноярского края,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Я.Ю. Васильева - на основании доверенности от 30.07.2010, А.В. Стрельниковой - на основании доверенности от 10.02.2010;
от ответчика: А.Н. Драчева - на основании доверенности от 29.10.2010 № 84; А.Г. Ляхова - на основании доверенности от 06.09.2010; Л.М. Чижовой - на основании доверенности от 29.10.2010;
от прокуратуры: Е.С. Балыковой - на основании удостоверения;
протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания К.Э. Сницкая,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Шарыповскому районному Совету депутатов Красноярского края о признании недействующим Решения от 28.01.2010 № 51-630 о внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году", в части: установления коэффициента К1 в размере 0,11 в строке 3 "Земли, занятые объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ" раздела III "Земли промышленного и иного специального назначения" приложения к Решению от 28.01.2010 № 51-630р.
Заявление принято к производству суда. Определением от 18.08.2010 возбуждено производство по делу.
Заявитель поддержал заявленные требования, сослался на доводы, изложенные в заявлении, дополнительных пояснениях.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к отзыву.
Прокурор считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "СВР" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062459010030, имеет лицензию на пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод Южно-Шарыповского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов на участке в 8 км южнее г. Шарыпово Красноярского края от 30.01.2007 серии КРР № 01715, сроком действия до 28.12.2026.
Основными видами деятельности общества являются, в том числе:
- добыча (производство) и реализация природной питьевой пресной подземной воды;
- проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт централизованных систем питьевого водоснабжения и систем водоотведения городских и других поселений;
- эксплуатация электрических и тепловых сетей;
- предоставление коммунальных услуг потребителям по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению и другим видам услуг (статья 5 устава).
Обществу на праве собственности принадлежат скважины N№ 1 - 7, 11, а также нежилые здания, расположенные в Шарыповском районе Красноярского края, автодорога г. Шарыпово - г. Ужур (строения 3 - 5, 8 - 13).
8 октября 2009 года ООО "СВР" обратилось к администрации Шарыповского района Красноярского края с заявлением о заключении договора аренды на земельные участки, расположенные в Шарыповском районе, автодорога г. Шарыпово - г. Ужур строения 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13 с 01.01.2010. Проект договора аренды от 15.02.2010 № 658, подписанный администрацией Шарыповского района направлен заявителю.
28 января 2010 года Шарыповский районный Совет депутатов Красноярского края принял Решение № 51-630 "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и на земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района в 2010 году". Решение было опубликовано 04.02.2010 в газете "Ведомости Шарыповского района" № 2 (7), 2010 год.
В приложении к Решению утверждены коэффициенты К1 и К2. В разделе III приложения к Решению закреплен коэффициент К1 для земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ на территории Холмогорского сельсовета равный 0,11; на территории других сельсоветов - 0,08.
Данный коэффициент применен муниципальным образованием Шарыповский район Красноярского края при составлении договора аренды от 15.02.2010 № 658.
Заявитель считает оспариваемое Решение незаконным в части установления коэффициента К1 в размере 0,11 в строке 3 "Земли, занятые объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ" раздела III "Земли промышленного и иного специального назначения" приложения по следующим основаниям:
- принятие оспариваемого Решения привело к нарушению прав ООО "СВР" в связи с увеличением финансовой нагрузки;
- общество оказывает социально значимые услуги, в связи с чем арендная плата должна применяться в пределах, не превышающих размер земельного налога;
- на территории арендуемых участков расположены линейные объекты;
- у заявителя имеются земельные участки изъятые из оборота или ограниченные в обороте.
- ответчиком установлены дискриминационные условия для субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от места расположения земли;
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам
Из содержания статей 191, 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд должен установить, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и статьей 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно пункту 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления") решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В силу частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решение от 28.01.2010 № 51-630 о внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году" принято Шарыповским районным Советом депутатов Красноярского края 28.01.2010 большинством голосов в пределах своих полномочий в установленном законом порядке.
Согласно статье 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Решение от 28.01.2010 № 51-630 "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и на земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района в 2010 году" опубликовано 04.02.2010 в газете "Ведомости Шарыповского района" № 2 (7), 2010 год. Пунктом 5 Решения от 28.01.2010 № 51-630 установлено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010
Пунктом 3 статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
При этом в силу части 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2007 арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" при определении размера арендной платы учитываются вид разрешенного использования земельного участка и категория арендатора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков производится по формуле: А = Кс x К1 x К2, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Пунктом 6 статьи 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" установлено, что коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки.


При этом для территорий, в отношении которых в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации осуществляется градостроительное зонирование, коэффициент К1 устанавливается применительно к определенному виду территориальной зоны.
Из анализа данных норм следует, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Решение от 28.01.2010 № 51-630 принято Шарыповским районным Советом депутатов Красноярского края в пределах делегированных ему полномочий.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается размер коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры.
Нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности выражается в том, что при определении размера арендной платы на земельные участки, используемые заявителем для добычи питьевых подземных вод Южно-Шарыповского месторождения, с коэффициентом К1, установленным оспариваемым Решением, размер арендной платы значительно повышается по сравнению с размерами арендной платы, подлежащими применению к заявителю по указанным заявителем основаниям. Так годовой размер арендной платы, исчисленный в соответствии с оспариваемым Решением составляет 327287,13 руб., в то время как с учетом земельных участков, используемых для эксплуатации линейных объектов годовой размер арендной платы составляет 59526,75 руб., с учетом земельных участков, ограниченных в обороте - 44630,06 руб., с коэффициентом К1 = 0,008 - 23802,7 руб.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 14.12.2000 № 244-О, от 07.02.2002 № 16-О, от 05.07.2001 № 130-О и от 07.06.2001 № 139-О, Постановлениях от 21.11.2002 № 15-П и от 30.07.2001 № 13-П, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В Постановлении Конституционного Суда России от 08.10.1997 № 13-П указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3 Определения от 11.05.2004 № 209-О в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога, при отсутствии единых правил, дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы должны выяснять, осуществлял ли орган местного самоуправления при принятии нормативного акта, в котором установлены ставки арендной платы и коэффициенты к ним, экономическое обоснование дифференциации таких ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога понимает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в которые входят, в том числе:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера коэффициента К1, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, при определении размера арендной платы за использование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
В подготовленном администрацией Шарыповского района и представленном в Шарыповский городской Совет депутатов экономическом обосновании коэффициентов для расчета арендной платы за землю на территории Шарыповского района, указано, что корректировка значений коэффициентов необходима в связи с уменьшением кадастровой стоимости земли по видам разрешенного использования в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 № 250-п.
Для сохранения арендных платежей на уровне 2009 года и не ухудшения экономического состояния предложено повысить К1 по целевому использованию земельных участков на территории Холмогорского сельского совета по размещение объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ в категории земель промышленности до 0,11 с учетом доходности земельных участков, его востребованности, расположения и возможного иного целевого использования и данных о стоимости арендной платы за 1 кв. м.
Согласно отчету № 11/10 об оценке рыночной стоимости, выполненному оценщиком Г.С. Исаковой по заказу комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Шарыповского района, стоимость права аренды 1 кв. м земельного участка, расположенного в Шарыповском районе, автодорога г. Шарыпово - г. Ужур, по состоянию на 23.01.2010 составила 22,77 руб. с учетом НДС.
Исходя из этого К1 рассчитан по формуле А / Кс * К2, где К2 = 1, Кс - кадастровая стоимость 1 кв. м земли составляет 206,98 руб.; А - арендная плата за земельный участок в год, К2 принимается равным 1. При указанном расчете К1 = 22 / 206,98 х 1 = 0,106 = 0,11.
При этом, для вида разрешенного использования земельного участка - земель, занятых объектами инженерной инфраструктуры Березовского, Ивановского, Новоалтатского, Парнинского, Родниковского, Шушенского сельсоветов Шарыповского района оспариваемым Решением К1 установлен 0,08, в то время как для Холмогорского сельсовета 0,11. Ответчиком не обосновано различие коэффициентов для одного вида разрешенного использования земель в разных сельсоветах Шарыповского района, не обосновано отличие в доходности земельных участков Холмогорского сельсовета по отношению к другим участкам Шарыповского района данного вида разрешенного использования земель.
Судом исследован довод заявителя о том, что на территории земельного участка находится линейный объект.
Согласно производственной программе ООО "СВР" г. Шарыпово, согласованной министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 19.11.2009 № 24т, в собственности ООО "СВР" находится водопроводная сеть общей протяженностью 55,6 км. По мнению суда, данная водопроводная сеть является линейным объектом.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" размер арендной платы может быть установлен в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков в отношении земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404\09.
В названном Постановлении указано, что, принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов.
Кроме того, правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 № 12404/09, сформулирована в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, занятых линейными объектами, и применительно к определению размера арендной платы сторонами при рассмотрении спора о понуждении к изменению договора аренды указанных земельных участков в рамках искового производства.
Между тем, наличие линейных объектов, принадлежащих заявителю на земельных участках в Холмогорском сельсовете не принято во внимание ответчиком при рассмотрении возможного размера арендной платы за аренду земельных участков в Холмогорском сельсовете, а также при оценке рыночной стоимости права аренды 1 кв. м земельного участка (отчет об оценке от 23.01.2010 № 11/10).
Ссылка заявителя на то, что земельные участки, на которых расположены скважины относятся к участкам изъятым или ограниченным в обороте, судом оценена. По указанному доводу суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно представленному в материалы дела санитарно-эпидемиологическому заключению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 19.04.2010 установлено соответствие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения Южно-Шарыповский водозабор подземных вод, Красноярский край, Шарыповский район, 8 км автодороги Шарыпово - Ужур, устанавливающий границы зоны санитарной охраны в соответствии. Размер I пояса скважин 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11 - 50 м, размер II пояса зон санитарной охраны - 913 м.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Данное обстоятельство также не принято во внимание ответчиком при рассмотрении возможного размера арендной платы за аренду земельных участков в Холмогорском сельсовете, а также при оценке рыночной стоимости права аренды 1 кв. м земельного участка.
Изложенное свидетельствует о том, что утвержденный оспариваемым Решением коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка (К1), для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Шарыповским городским Советом депутатов установлен произвольно, без необходимого экономического обоснования.
Экономическое обоснование дифференциации коэффициента К1 для вышеуказанного вида использования земельного участка на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков ответчиком не проводилось, наличие отчета об оценке от 23.01.2010 № 11/10 данный вывод суда не изменяет.
Следовательно, при принятии оспариваемого решения нарушен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Произвольное установление значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (К1), ограничивает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку влечет необоснованный рост арендной платы.
Кроме того, необоснованное установление указанного коэффициента в Холмогорском сельсовете в размере 0,11 может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Ссылка заявителя на то, что его деятельность относится к социально значимым услугам на основании Постановления Совета администрации Красноярского края от 14.02.2008 № 59-П "Об утверждении Порядка предоставления субсидий, перечня видов экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, относящихся к производственной сфере и социально значимым услугам, перечня подлежащих субсидированию затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности, а также критериев отнесения к категории субъектов молодежного предпринимательства" судом отклонена по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.02.2008 № 59-п, субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в производственной сфере и (или) оказывающим социально значимые услуги на территории края.
Пунктом 2 Порядка предоставления субсидий установлено, что используемое в настоящем Порядке понятие "субъект малого предпринимательства" понимается в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Доказательств того, что заявитель является субъектом малого предпринимательства в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ в материалы дела не представлено.
Таким образом, коэффициента К1 в размере 0,11 в строке 3 "Земли, занятые объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ" раздела III "Земли промышленного и иного специального назначения" приложения к Решению от 28.01.2010 № 51-630р о внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году" противоречит:
Земельному кодексу Российской Федерации;
Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, заявленные ООО "СВР" требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Заявителем при обращении в арбитражный суд на основании платежного поручения от 10.08.2010 № 1263 уплачено 2000 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного 2000 руб. судебных расходов подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" удовлетворить.
Признать недействующим Решение от 28.01.2010 № 51-630 о внесении изменений в Решение районного Совета депутатов от 27.05.2008 № 45-304Р "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2 по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году", в части: установления коэффициента К1 в размере 0,11 в строке 3 "Земли, занятые объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ" раздела III "Земли промышленного и иного специального назначения" приложения к Решению от 28.01.2010 № 51-630р, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Взыскать с Шарыповского районного Совета депутатов Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" 2000 руб. 00 коп. судебных расходов.
Разъяснить, что решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Председательствующий
Е.А.ИВАНОВА

Судьи
Д.Л.СУРКОВ
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2010 по делу № А33-12041/2010
<О признании недействующим решения от 28.01.2010 № 51-630 "Об утверждении коэффициентов, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка - К1 и категорию арендатора - К2, по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земли, находящиеся в муниципальной собственности, расположенные на территории Шарыповского района, в 2010 году">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru