Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. по делу № 3-202/2009

Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора Бобковой Г.Г.,
при секретаре Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.И. о признании недействующими части пунктов Раздела II Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31 июля 2008 года "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям" и по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим Раздела II Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31 июля 2008 года "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям",

установил:

С.И. обратилась в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим раздела II (пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18) Регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2008 года № 226 "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям", в дальнейшем требования уточнены и заявитель просит признать недействующими пункты 11, 12, 13, 14, 15, 16 и 17 названного выше Регламента.
Заявитель полагает, что названный нормативный правовой акт противоречит Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (в дальнейшем - Правила подключения), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. и нарушает ее законные интересы, связанные с подключением строящегося жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, нарушает право требовать заключения договора о подключении объекта капитального строительства к внешним сетям газоснабжения. Оспариваемые областные нормы применены Всеволожским городским судом Ленинградской области при рассмотрении требований заявителя к ОАО "Леноблгаз" об обязании заключить договор о подключении объекта капитального строительства к внешним сетям газоснабжения. В нарушение пунктов 4, 6 Правил подключения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. пункты 11 и 12 обжалуемого Регламента обязывают заказчика представлять дополнительные документы, не предусмотренных пунктом 6 названных выше федеральных правил, а именно обязывают представлять: 1) информацию о количестве и мощности смонтированного газоиспользующего оборудования; 2) акт приемки законченного строительством объекта или акт комиссии, подтверждающей готовность объекта к проведению пусконаладочных работ и приему газа; 3) расчет потребности в газовом топливе; 4) разрешение на использование природного газа в качестве топлива.
Ссылаясь на статью 71 Конституции Российской Федерации, пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г., статью 8 Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999г. "О газоснабжении в Российской Федерации" заявитель полагает, что оспариваемое Постановление принято Правительством Ленинградской области с превышением компетенции.
С.И. в судебном заседании просит удовлетворить заявленные требования по изложенным основаниям и доводам, высказанным ее представителем. Считает, что оспариваемым актом нарушены ее права, так как она не может получить газ в рамках действующего законодательства; первые технические условия получены в результате обращения в суд.
Представитель заявителя - С.В. просит признать недействующим оспариваемое Постановление Правительства Ленинградской области с момента его принятия, то есть с 31 июля 2008 года по тем основаниям, которые изложены в заявлениях и в письменном объяснении. Считает, что пункты 13, 14 и 15 Регламента следует признать недействующими, так как они содержат ссылки на пункты 11 и 12 и позволяют требовать от заказчика документы, не предусмотренные федеральными Правилами подключения. В нарушение пункта 10 Правил подключения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г., пункт 16 Регламента устанавливает обязанность заказчика до технологического присоединения объекта капитального строительства к внешним сетям газоснабжения выполнить "все условия договора", а не "условия подключения", как предусмотрено названной федеральной нормой. Из буквального толкования пункта 17 Регламента следует, что работы по присоединению могут выполняться только газораспределительной либо иной специализированной организацией, что не соответствует пункт 10 Правил подключения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. и ограничивает права заявителя на выбор исполнителя работ.
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим с 31 июля 2008 года Раздела II "Условия и порядок подключения к газораспределительным сетям" Регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31 июля 2008 года "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям", считая, что статья 71 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не наделяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению порядка подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Соответствующими полномочиями наделено Правительство Российской Федерации, которое Постановлением № 83 от 13.02.2006г. утвердило Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В нарушение пунктов 4, 6 Правил подключения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. пункты 11 и 12 обжалуемого Регламента обязывают заказчика представлять дополнительные документы, не предусмотренные пунктом 6 названных выше федеральных правил, а именно обязывают представлять: 1) информацию о количестве и мощности смонтированного газоиспользующего оборудования; 2) акт приемки законченного строительством объекта или акт комиссии, подтверждающей готовность объекта к проведению пусконаладочных работ и приему газа; 3) расчет потребности в газовом топливе; 4) разрешение на использование природного газа в качестве топлива.
Участвующий в деле прокурор Бобкова Г.Г. просит удовлетворить заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Полагает, что пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 9.06.2007г. предусмотрено право на заключение договора и в случае неоконченного строительством объекта. Договор может быть заключен на том этапе, на котором его заключение предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. Прокурор считает, что подлежат удовлетворению и требования заявителя, так как ОАО "Леноблгаз" отказала С.И. в выдаче документов, руководствуясь оспариваемыми нормами, таким образом, ее права нарушены.
В письменных возражениях представитель Правительства Ленинградской области К.Е. просит отказать в удовлетворении заявления С.И.; считает, что пункты 11 - 18 оспариваемого Регламента полностью согласуются со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4, 6, 7 и 10 Правил подключения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. По мнению указанного представителя, ссылка на Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999г. "О газоснабжении в Российской Федерации" необоснованна, так как приведенный федеральный закон не регулирует отношений между газораспределительными организациями и лицами, осуществляющими индивидуальное жилое строительство. Проанализировав статьи 1, 3, 5, 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представитель считает, что довод заявителя об отсутствии у Правительства Ленинградской области полномочий в области регулирования градостроительной деятельности не основан на нормах действующего законодательства. Неправильным является и вывод заявителя о том, что оспариваемое постановление регулирует гражданско-правовые отношения. Утверждение представителя заявителя о возможности направления заказчиком строящегося объекта капитального строительства договора о подключении ранее получения технических условий и их исполнения не соответствует пункту 7 Раздела II Правил заключения договора о подключении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 09.06.2007г. Признание же оспариваемого Регламента недействующим с момента его принятия не соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 г.
В письменном возражении на заявление прокурора представитель Правительства Ленинградской области К.Е. просит отказать в удовлетворении названного заявления, отмечает, что Федеральный закон № 69-ФЗ от 31.03.1999г. "О газоснабжении в Российской Федерации" не регулирует отношения между газораспределительными организациями и лицами, осуществляющими жилищное строительство. Довод прокурора об отсутствии у Правительства Ленинградской области соответствующих полномочий не соответствует статьям 1, 3, 5, 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проанализировав положения федерального законодательства, включая положения Постановления Правительства Российской Федерации № 360 от 09.06.2007г., представитель делает вывод о том, что именно Правительством Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с заключением и исполнением договора, а не Правительством Ленинградской области. Ссылки прокурора на статьи 4, 35, 36 Устава Ленинградской области являются необоснованными. Прокурором при предъявлении требований не принято во внимание иное федеральное законодательство: Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и принятые во исполнение подзаконные акты. Требование прокурора о признании оспариваемого акта недействующим с момента его принятия не соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007г.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя С.И., ее представителя - С.В., участвующего в деле прокурора Бобкову Г.Г., представителя Правительства Ленинградской области К.Е., а также свидетеля - И.П., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
31 июля 2008 года Правительством Ленинградской области принято Постановление № 226 "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям", пунктом 1 которого утвержден Регламент подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям.
Постановление Правительства Ленинградской области № 226 от 31.07.2008 года опубликовано в официальном издании Ленинградской области (Вестник Правительства Ленинградской области № 50 от 10.09.2008г.) и вступило в силу. В преамбуле названного Постановления отражено, что оно принято в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006г. № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.05.2008г. № 132 "О газификации индивидуальных жилых домов в Ленинградской области".
Оспариваемый Регламент состоит из 3 разделов: I Общие положения, II Условия и порядок подключения к газораспределительным сетям, III Размер и порядок применения платы за подключение к газораспределительным сетям и Приложения.
В пункте 1 Раздела I приведенного Регламента определено, что он разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.03.1999г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", упомянутым выше Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г., Постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 09.06.2007г. "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", Постановлением Правительства Ленинградской области № 63 от 24.03.2005г. "О порядке установления вида топлива для предприятий Ленинградской области".
Из пункта 2 данного Регламента следует, что им регулируются отношения между газораспределительными организациями, эксплуатирующими газораспределительные сети на территории Ленинградской области, и лицами, осуществляющими строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в связи с подключением газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи технических условий, заключения договора и оплаты подключения.
Согласно пункта 11 Раздела II названного Регламента, подключение газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к газораспределительным сетям производится на основании договора, заключаемого между газораспределительной организацией и заказчиком, по окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и подписания в установленном порядке акта комиссии о приемке законченного строительством (реконструированного) объекта капитального строительства или акта комиссии, подтверждающего готовность газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к проведению пусконаладочных работ и приему газа.
Пунктом 12 данного Регламента определен перечень документов, которые заказчику надлежит направить в газораспределительную организацию для заключения договора на подключение к газораспределительным сетям. Так, в заявлении надлежит отражать и информацию о количестве и установочной мощности смонтированного газоиспользующего оборудования; надлежит представлять, в том числе - акт приемки законченного строительством (реконструированного) объекта или акт комиссии, подтверждающий готовность объекта к проведению пусконаладочных работ и приему газа, расчет потребности в газовом топливе, разрешение на использование природного газа в качестве топлива. В указанной областной норме отмечено, что надлежит представлять и иные документы, которые должны быть представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении.
Пунктами 13 и 14 Регламента предусмотрена обязанность газораспределительной организации по проверке представленных в соответствии с пунктом 12 названного Регламента документов и определены действия организации в случае непредоставления необходимых документов; в случае представления всех необходимых документов организация обязана в 15-дневный срок с даты их получения направить заказчику подписанный договор на оказание услуг по подключению к газораспределительным сетям (пункт 15); после выполнения заказчиком условий договора на подключение к газораспределительным сетям газораспределительная организация выдает разрешение на осуществление присоединения газоиспользующего оборудования заказчика к газораспределительным сетям (пункт 16); в пункте 17 Регламента определено, что работы по присоединению могут осуществляться газораспределительной организацией либо иной специализированной организацией на основании отдельного договора, заключаемого с заказчиком. При этом расходы, связанные с проведением работ по присоединению, не включаются в состав расходов, учитываемых при установлении платы за подключение; после осуществления присоединения газораспределительная организация и заказчик подписывают акт о присоединении (пункт 18).
В соответствии с пунктом "о" части первой статьи 71 Конституции Российской Федерации 1993 года гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы архитектурно-строительного проектирования, осуществляемой путем подготовки проектной документации. В случае, определенном частью 6 названной федеральной нормы, застройщик предоставляет для подготовки проектной документации, в том числе, технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения), последние же предоставляются в определенный срок организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и по запросам правообладателей земельных участков. Частями 7 и 8 указанной федеральной нормы определен срок действия названных технических условий, срок определения правообладателем необходимой ему подключаемой нагрузки к сетям инженерно-технического обеспечения и установлена обязанность упомянутой выше организации по обеспечению подключения построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной федеральной нормой Правительством Российской Федерации 13 февраля 2006 года принято Постановление № 83, которым утверждены: Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Первыми Правилами урегулированы отношения, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструированных или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии возможности подключения.
Последующими Правилами урегулированы отношения, возникающие между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнении условий подключения, а также условия подачи ресурсов.
Пунктом 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г. определены этапы указанного подключения объекта капитального строительства в их логической последовательности:
подача заказчиком (в том числе и физическим лицом, осуществляющим на принадлежащем ему земельном участке строительство (реконструкцию) объекта, связанное с увеличением потребляемой нагрузки либо с изменением иных определяющих для данного вида ресурсов параметров) заявления о подключении;
заключение договора о подключении;


выдача исполнителем (организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) заказчику условий подключения (технических условий для присоединения), которые не противоречат техническим условиям, ранее полученным заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;
выполнение заказчиком условий подключения;
проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;
присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении;
выполнение условий подачи ресурсов.
Пунктом 6 названных Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определен перечень документов, которые заказчик направляет исполнителю для заключения договора о подключении и выдачи условий подключения в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Согласно пункту 6 настоящих Правил заказчик, кроме перечисленных в нем конкретных документов, обязан направлять также иные документы, которые в зависимости от вида сетей инженерно-технического обеспечения должны быть предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и о газоснабжении. Этой же федеральной нормой установлено, что исполнитель не вправе требовать от заказчика не предусмотренные настоящими Правилами документы и информацию.
После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; после осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении; исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению (пункт 10 настоящих Правил).
Установлено, что С.И. является собственником земельного участка № 72, расположенного по адресу: <...>.
24 декабря 2008 года С.И. обратилась с заявлением в ОАО "Леноблагаз" филиал "Всеволожскмежрайгаз" о подключении строящегося жилого дома к сетям газоснабжения, приложив к заявлению, в том числе и копию технических условий подключения строящегося дома 3 2170, выданные 28.11.2008г., нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок 78-АА № 244475 и о разрешении на строительство № RU 47504304-12.
13 января 2009 года директором филиала "Всеволожскмежрайгаз" ОАО "Леноблгаз" С.И. сообщено о необходимости предоставления ею в соответствии с пунктом 12 Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31.07.2008г. следующих документов:
1. акта приемки законченного строительством объекта или акта комиссии, подтверждающего готовность объекта к проведению пусконаладочных работ и приему газа;
2. расчета потребности в газовом топливе;
3. информацию о количестве и установочной мощности смонтированного газоиспользующего оборудования;
4. разрешения на использование природного газа в качестве топлива.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 21 октября 2009 года по гражданскому делу № 2-3195/2009 в удовлетворении исковых требований С.И. к ОАО "Леноблгаз" филиал "Всеволожскмежрайгаз" об обязании заключить договор подключения объекта капитального строительства на условиях, указанных в прилагаемом перечне существенных условий подключения к внешним сетям газоснабжения; выдаче условий подключения (технических условий присоединения) проектируемого жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...> к сетям газоснабжения, отказано.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля представитель филиала "Всеволожскмежрайгаз" ОАО "Леноблгаз" И.П. показал, что при заключении договора о подключении руководствуются Правилами безопасности, СНИП 42, действуют в соответствии с Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области № 226. Поэтому, заказчик сначала пишет заявление на выдачу технических условий, получает данные технические условия, разрабатывает рабочий проект, выполняет монтаж газопровода и затем уже заключается договор подключения. Всего существуют два вида технических условий. Федеральные нормативные акты и Регламент отличаются, но филиал действует в соответствии с Регламентом. Заявителю отказано в связи с не предоставлением документов, предусмотренных Разделом II Регламента.
Из приведенного выше федерального законодательства, а именно из статьи 71 Конституции Российской Федерации, статей 3, 48 (части 7, 8, 10) Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что определение порядка определения и предоставления технических условий, порядка подключения капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Названный порядок и урегулирован Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г.
Какими-либо правомочиями в области установления названного выше порядка исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не наделены ни перечисленными выше федеральными нормами, ни нормами Федерального закона № 69-ФЗ от 31.03.1999г. "О газоснабжении в Российской Федерации" (в действующей редакции с учетом признания утратившей силу статьи 9 названного федерального закона), ни нормами Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьями 21 и 22 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" или положениями Постановления Правительства Российской Федерации № 360 от 9.06.2007г. "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" или какими-либо иными федеральными нормами.
Не предоставлено соответствующих правомочий Правительству Ленинградской области как высшему исполнительному органу государственной власти и Уставом Ленинградской области (статьи 3, 4, 38, 39).
Таким образом, в силу того обстоятельства, что утверждая Постановлением № 226 от 31 июля 2008 года Раздел II Регламента, Правительство Ленинградской области вышло за пределы имеющейся компетенции, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, суд считает, что пункты 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 Раздела II Регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31 июля 2008 года подлежат признанию недействующими, как утвержденные Правительством Ленинградской области с превышением компетенции.
Также, пункты 11, 12, 16 и 17 указанного Регламента не соответствуют нормам Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006 года.
Указание в пункте 11 оспариваемого Регламента о возможности заключения договора о подключении только по окончании строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и подписания в установленном порядке акта комиссии о приемке законченного строительством (реконструированного) объекта капитального строительства или акта комиссии, подтверждающего готовность газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к проведению пусконаладочных работ и приему газа не соответствуют требованиям пункта 1, 4, 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г., которыми предусмотрена возможность заключения данного договора с лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и без предоставления приведенных в областном Регламенте документов.
Пункт 12 названного Регламента в нарушение пункта 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г обязывает заказчика представлять в газораспределительную организацию документы, не предусмотренные указанной федеральной нормой, а именно следующие документы: 1) акт приемки законченного строительством (реконструированного) объекта или акт комиссии, подтверждающий готовность объекта к проведению пусконаладочных работ и приему газа, 2) расчет потребности в газовом топливе. 3) разрешение на использование природного газа в качестве топлива.
В нарушение названной выше федеральной нормы пункт 12 оспариваемого Регламента также содержит дополнительное требование о предоставлении заказчиком информации о количестве и мощности смонтированного газоиспользующего оборудования.
Пунктом 16 оспариваемого Регламента предусмотрено, что газораспределительной организацией разрешение на осуществление присоединения газоиспользующего оборудования выдается после выполнения заказчиком условий договора на подключение к газораспределительным сетям, а не после выполнения условий подключения, что предусмотрено пунктом 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г.
Согласно же пункту 7 упомянутых Правил, "договор о подключении" и "условия подключения" понятия не тождественные и являются наименованиями различных документов.
В отличие от пункта 10 отмеченных Правил, не содержащих каких-либо ограничений в круге лиц (организаций) с которыми может быть заключен договор на проведение работ по присоединению, пункт 17 обжалуемого Регламента имеет указание о том, что работы по присоединению могут осуществляться только газораспределительной организацией либо иной специализированной организацией на основании отдельного договора, заключаемого с заказчиком, что не соответствует приведенной федеральной норме.
По изложенным основаниям суд считает, что заявление С.И. подлежит удовлетворению, так как обжалуемые ею областные нормы приняты с нарушением федерального законодательства и нарушают ее права, так как возлагают, в том числе и на нее, как на заказчика, дополнительную обязанность по предоставлению дополнительных документов, не предусмотренных Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 83 от 13.02.2006г., что не предусмотрено федеральным законодательством.
Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что оспариваемые нормы Регламента, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31.07.2008г. применялись, суд считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, а в части требований С.И. и заместителя прокурора Ленинградской области о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия, надлежит отказать.
Утверждение представителя заинтересованного лица о том, что Регламент, утвержден Правительством Ленинградской области в соответствии с имеющейся у Правительства Ленинградской области компетенцией, предусмотренной, в том числе, и статьями 1, 3, 5, 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соответствует содержанию приведенных федеральных норм и является необоснованным по существу.
В остальной части возражения представителя заинтересованного лица сводятся к неверному пониманию и толкованию норм федерального законодательства и не могут быть признаны обоснованными.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявления С.И. и заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 Раздела II Регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области № 226 от 31 июля 2008 года "Об установлении платы за подключение газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям на территории Ленинградской области и утверждении регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям".
В удовлетворении остальной части заявленных С.И. и заместителем прокурора Ленинградской области требований, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья
Е.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2009 года.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ленинградского областного суда от 23.12.2009 по делу № 3-202/2009
<О признании недействующими пунктов 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 Регламента подключения газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и применения платы за подключение к газораспределительным сетям, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2008 № 226>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru