Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу № А38-3318/2010

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лежнина В.В.,
судьи Камаевой А.В., судьи Коновалова И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтиной М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению ЗАО Торговый дом "Русская тройка"
к ответчику администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
о признании недействующим нормативного правового акта
третье лицо муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола"
с участием представителей:
от заявителя - Ерохина А.Н. по доверенности,
от ответчика - Лобко О.Н. по доверенности,
от третьего лица - Лобко О.Н. по доверенности

установил:

Закрытое акционерное общество Торговый дом "Русская тройка" (далее - заявитель, общество, ЗАО ТД "Русская тройка") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - ответчик, администрация) о признании абзаца 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" недействующим в пользу редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 21 декабря 2009 года № 3816, не соответствующим Земельному кодексу РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В заявлении и дополнениях к нему указано, что постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252, опубликованным 18 мая 2010 года в газете "Йошкар-Ола", внесены изменения в абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", в соответствии с которыми изменился порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные соискателям под строительство, в частности, были установлены дифференцированные коэффициенты в зависимости от периодов использования земельного участка. При этом заявитель признал, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" обладала необходимыми полномочиями по принятию нормативного правового акта, устанавливающего, в том числе, определенный дифференцированными коэффициентами фиксированный размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
Заявителем отмечено, что он в силу договора аренды от 09.10.2003 является арендатором земельного участка, предоставленного под строительство объекта недвижимости - гостиничного торгово-развлекательного комплекса. Орган местного самоуправления, действующий от имени муниципального образования, сославшись на оспариваемый нормативный акт, письмом от 01.07.2010 № 08-31/327 уведомил общество об увеличении размера арендной платы.
По мнению общества, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, Федерального закона "Об оценочной деятельности", Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части неправомерного увеличения арендной платы, неправильного определения ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения дохода от права аренды за определенный период времени при наиболее эффективном использовании земельного участка, что препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности.
Заявителем указано, что действующим законодательством не определены порядок и условия установления размера арендной платы за землю в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков арендаторами. Неизвестно, проводились ли при принятии оспариваемого нормативного акта, помимо оценки местонахождения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки арендной платы на основе многофакторного анализа характеристик земельных участков.
По утверждению общества, оспариваемый нормативный акт противоречит принципам экономической обоснованности арендной платы и предельно допустимой простоты ее расчета. Оспариваемым актом нарушается право на свободное пользование землей на экономически обоснованных условиях, составной частью которого является право на справедливую конкуренцию, так как создаются дискриминационные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, подавляется экономическая самостоятельность общества.
В качестве правового обоснования заявленного требования ЗАО ТД "Русская тройка" сослалось на пункт 7 части 1 статьи 1, статьи 11 и 22, часть 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункт 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, статью 10 и пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также определение Конституционного Суда РФ № 209-О от 11.05.2004 (т. 1, л. д. 12 - 14, 53 - 55, 56 - 61, т. 2, л. д. 1 - 5, 16 - 18).
В судебном заседании общество поддержало заявление, однако просило не оценивать соответствие оспариваемого нормативного документа части 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ. При этом оно дополнительно сообщило, что вносит арендную плату в размере 13 000 000 рублей в год, как было установлено в 2009 году. Арендную плату с учетом коэффициентов, введенных с 01.07.2010, заявитель не платит, поскольку не уверен в законности ее увеличения (т. 3, л. д. 104 - 105).
Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" в своем отзыве на заявление и в дополнении к нему требование не признала и пояснила, что обществом не указана конкретная норма права, которой не соответствует оспариваемый нормативный акт. Собственником земельного участка, находящегося в аренде у общества, является муниципальное образование "Город Йошкар-Ола", поэтому оно вправе в силу статьи 65 Земельного кодекса РФ устанавливать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения. Указанными полномочиями наделена администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с Уставом муниципального образования и Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования. Поэтому постановление принято в пределах компетенции администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Ответчиком подчеркнуто, что постановление в части установления размера арендной платы по рыночной стоимости соответствует статье 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности" об обязательности проведения оценки объектов, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе в целях их передачи в аренду.
По мнению ответчика, применение дифференцированных коэффициентов в зависимости от периода освоения земельного участка не противоречит земельному законодательству и законодательству в области защиты конкуренции.
Так, проект постановления о внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" направлялся для согласования в прокуратуру г. Йошкар-Олы, Министерство юстиции Республики Марий Эл и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл. Эти органы указали, что установление размера арендной платы с учетом дифференцированных коэффициентов в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков не приводит к созданию преимущественных (дискриминационных) условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, ограничению конкуренции и не противоречит антимонопольному и иному законодательству.
Также администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" отмечено, что право арендодателя в одностороннем и бесспорном порядке изменять арендную плату и изменять порядок ее исчисления по действующему между муниципалитетом и ЗАО ТД "Русская тройка" договору аренды от 09.10.2003 № 0919/2003-н подтверждено решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.04.2009, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.10.2009 по делу № А38-35/2009 (т. 1, л. д. 112 - 127). Арендная плата за пользование земельным участком по договору № 0919/2003-н от 09.10.2003 изменена, о чем арендатор надлежащим образом уведомлен письмом от 01.07.2010 № 08-31/3271, полученным им 16.07.2010.
Ответчик настаивает на том, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права общества. При этом ссылка заявителя на определение Конституционного суда РФ № 209-О от 11.05.2004 неверна, так как оно касается исключительно ставок земельного налога, а не порядка определения арендной платы.
Также ответчик сообщил, что органы местного самоуправления свободны в установлении порядка определения арендной платы и не ограничены способами, установленными для участков, находящихся в федеральной собственности. Поэтому ссылка заявителя на постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 является необоснованной. Установление размера арендной платы исходя из рыночной стоимости арендной платы основано на положениях части 7 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", согласно которым начальный размер арендной платы определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 устанавливает конкретный вид стоимости, подлежащий определению - рыночную стоимость арендной платы, что соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Помимо этого, ответчик отметил, что применение дифференцированных коэффициентов при расчете арендных платежей является обычной практикой, имеющей место в муниципальных образованиях Российской Федерации. При этом коэффициенты устанавливаются исходя из вида деятельности арендатора, функционального использования земельного участка, зонирования, категории арендатора, срока строительства. Так, согласно пункту 4.2.3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.11.2009 № 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" применяется повышающий корректирующий коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за земельные участки, функциональное использование которых арендатор изменил без уведомления арендодателя (пункт 4 приложения № 6 к Положению). Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2005 № 306 "Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл" предусмотрено применение процентов от кадастровой стоимости земельного участка, установленных согласно приложению к этому Положению. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При этом это постановление было предметом судебного разбирательства. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.01.2010 по делу № А79-9674/2009 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.10.2009, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.04.2008 № С46-3 "Об утверждении коэффициентов, корректирующих доходность бюджета города Новочебоксарска, применяемых в расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" оставлено без изменения.
Кроме того, ответчик сослался на часть 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ и указал, что для земельных участков могут применяться повышающие коэффициенты в зависимости от срока строительства, дифференцированные коэффициенты для определения размера арендной платы за земельный участок, в том числе и по сроку их использования (т. 1, л. д. 86 - 90, т. 2, л. д. 30 - 34).
В судебном заседании ответчик просил в удовлетворении требования отказать и дополнительно сообщил, что коэффициенты применяются ко всем арендаторам, действующим на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (т. 3, л. д. 104 - 105).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (т. 1, л. д. 1 - 5).
Третье лицо в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании поддержало позицию ответчика, просило отказать в удовлетворении заявления, а также сообщило, что договор аренды, заключенный между муниципальным образованием и ЗАО ТД "Русская тройка", предусматривает право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (т. 1, л. д. 131 - 135, т. 3, л. д. 104 - 105).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения заявителя, ответчика, третьего лица, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" является собственником земельного участка кадастровый номер 12:05:0506014:0001, общей площадью 38 522 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, на левом берегу реки М. Кокшага в Заречном районе, западнее здания ЗАГСа. Право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством (т. 1, л. д. 105).
09.10.2003 между муниципальным образованием "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Йошкар-Олы (арендодателем) и ЗАО ТД "Русская тройка" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-развлекательного гостиничного комплекса на неопределенный срок (т. 2, л. д. 20 - 23, 24 - 26). Письмом от 01.07.2010 арендодатель известил общество, что в соответствии со статьями 11, 65 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", на основании отчета об оценке рыночной стоимости годового размера арендной платы № 25/14-12/09 от 15.03.2010 с 01.07.2010 повышается размер арендной платы по договору аренды земельного участка (т. 1, л. д. 50 - 51). Письмо получено обществом (т. 1, л. д. 128).
Тем самым между сторонами договора аренды земельного участка возникли разногласия о возможности увеличения арендной платы на основании изменения нормативного правового акта органа местного самоуправления.
При этом постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" внесены в абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению следующие изменения в указанный нормативный правовой акт:
"на основе размера рыночной стоимости права аренды, определенной независимым оценщиком, за предоставленные под строительство земельные участки устанавливается размер годовой арендной платы с учетом дифференцированных коэффициентов в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков, а именно:
- за первый год освоения земельного участка (с момента заключения договора аренды) применяется коэффициент 0,8 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком;
- за второй год освоения земельного участка (с момента заключения договора аренды) - коэффициент 0,9 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком;
- за третий, четвертый, пятый годы освоения земельного участка (с момента заключения договора аренды) - коэффициент 1,0 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком;
- за шестой год освоения земельного участка (с момента заключения договора аренды) - коэффициент 2,0 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком;
- за седьмой год и более (с момента заключения договора аренды) - коэффициент 3,0 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком (т. 1, л. д. 48 - 49).
Постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 опубликовано в газете "Йошкар-Ола" 18 мая 2010 года (т. 1, л. д. 92).
ЗАО ТД "Русская тройка" требует признать недействующим и несоответствующим федеральному законодательству абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешение спора относится к компетенции арбитражного суда. Постановление Главы администрации города Йошкар-Олы отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку оно издано в установленном порядке управомоченным на то органом местного самоуправления и предусматривает правила поведения обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. По существу, закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"). Таким образом, настоящее дело об оспаривании нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу по правилам главы 23 АПК РФ.


Предмет доказывания и судебного исследования определен частью 4 статьи 194 АПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Осуществленная по правилам статей 71 и 162 АПК РФ оценка документальных доказательств позволяет заключить, что ответчиком не нарушена процедура принятия нормативного правового акта.
Согласно пункту 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" № 31-V от 24.12.2009, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" в области земельных отношений в пределах своей компетенции утверждает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (т. 1, л. д. 93 - 104).
В соответствии с пунктом 4 статьи 62 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" опубликование правовых актов администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" осуществляется в газете "Йошкар-Ола" (т. 2, л. д. 139). 18.05.2010 постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" опубликовано в газете "Йошкар-Ола" (т. 1, л. д. 92).
Таким образом, нормативный правовой акт, регулирующий вопросы исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, обоснованно принят компетентным органом местного самоуправления в пределах его полномочий, опубликован в установленном порядке и вступил в силу после его официального опубликования.
По мнению общества, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "О защите конкуренции", Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009.
Арбитражным судом последовательно исследованы и оценены доводы ЗАО ТД "Русская тройка", а также проверены возражения ответчика и иные данные, связанные с принятием нормативного правового акта. При этом в силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверил оспариваемое положение в полном объеме.
Позиция заявителя юридически ошибочна и лишена доказательственного подтверждения.
Так, обществом указано, что оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления не соответствует пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Между тем эта правовая норма имеет общее декларативное содержание и прямо не регулирует порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности муниципального образования. Ею не установлены и какие-либо запреты или ограничения по установлению дифференцированных коэффициентов к величине арендной платы.
Постановление принято органом местного самоуправления в пределах его компетенции. Так, в силу статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По правилам части 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно подпункту 5 пункта 9 статьи 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" № 31-V от 24.12.2009, полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола" определяются действующим законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола", иными правовыми актами, действующими на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола", а также настоящим Положением. В соответствии с пунктом 2.3 указанного Положения администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" в области земельных отношений в пределах своей компетенции утверждает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (т. 1, л. д. 93 - 104), Тем самым оспариваемый нормативный акт соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Тем самым оспариваемый нормативный акт соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также общество заявило об ограничении конкуренции при принятии постановления Главы администрации города Йошкар-Олы и сослалось на статью 10 и пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" о том, что органам местного самоуправления запрещено принимать акты, ограничивающие конкуренцию, в том числе устанавливающие, поддерживающие монопольно высокие или монопольно низкие цены товара (арендной платы), навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него.
Правовые нормы истолкованы не правильно, они не подлежат применению при оценке нормативного акта органа местного самоуправления.
Так, в силу статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; создание дискриминационных условий; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Однако орган местного самоуправления не относится к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение и на него не распространяются ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Между тем постановлением Главы администрации города Йошкар-Олы на основе размера рыночной стоимости права аренды, определенной независимым оценщиком, за предоставленные под строительство земельные участки установлены размеры годовой арендной платы с учетом дифференцированных коэффициентов в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков, что не могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Напротив, постановление принято в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ в рамках компетенции органа местного самоуправления, и его положения в равной степени применяются ко всем участникам договоров аренды земельных участков, предоставленных для строительства.
Более того, проект изменения постановления Главы администрации города Йошкар-Олы был исследован на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по РМЭ.
Антимонопольным органом сделано заключение о том, что установление размера годовой арендной платы с учетом дифференцированных коэффициентов в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков не приводит к созданию преимущественных (дискриминационных) условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, ограничению конкуренции и не противоречит антимонопольному законодательству (т. 1, л. д. 111).
Следовательно, оспариваемый нормативный акт не ограничивает конкуренцию при аренде земельных участков и его принятием не нарушен Федеральный закон "О защите конкуренции".
Также в заявлении содержится ссылка на несоответствие абзаца 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 пункту 7 части 1 статьи 1, статьям 11 и 22, части 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ.
Однако нормативный акт соответствует земельному законодательству.
Так, Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Пункт 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 мая 2010 года № 1252 прямо закрепляет, что арендная плата за земельные участки, предоставленные юридическим и физическим лицам, в том числе для строительства, устанавливается в размере рыночной стоимости права аренды, определенной независимым оценщиком. Следовательно, оспариваемое постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" основано на предусмотренном Земельным кодексом РФ принципе платности использования земли.
Статья 11 Земельного кодекса РФ имеет общее назначение, ею определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Принимая оспариваемый нормативный акт, ответчик реализовал предусмотренные статьями 11 и 65 Земельного кодекса РФ полномочия, на что имеется ссылка в самом постановлении Главы администрации города Йошкар-Олы от 21 января 2005 года № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Поэтому постановление соответствует статьям 11 и 65 Земельного кодекса РФ.
Общество ссылается на недопустимость дифференцированного увеличения арендной платы и полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит принципам экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Довод заявителя противоречит содержанию постановления и нормам земельного права.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Однако оспариваемое постановление отвечает этим принципам. В нем четко и ясно описаны периоды использования и освоения земельных участков, к которым применяются фиксированные дифференцированные коэффициенты. В частности, за первый год освоения земельного участка с момента заключения договора аренды применяется коэффициент 0,8 от рыночной стоимости годового размера арендной платы за земельный участок, определенной независимым оценщиком; за второй год - коэффициент 0,9; за третий, четвертый, пятый годы - коэффициент 1,0; за шестой год - коэффициент 2,0; за седьмой год и более - коэффициент 3,0. При этом размер арендной платы основан на рыночной стоимости права аренды, определяемой независимым оценщиком (т. 3, л. д. 3 - 103).
Тем самым оспариваемый нормативный акт соответствует принципам предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты его расчета и экономической обоснованности.
Кроме того, экономическое обоснование применения дифференцированных коэффициентов было предметом отдельного письменного исследования, составленного независимыми оценщиками, имеющими соответствующие свидетельства (т. 2, л. д. 53 - 78). Согласно их заключению применение дифференцированных коэффициентов к величине арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства объектов недвижимости, целесообразно и экономически обосновано, соответствует целям рыночного регулирования строительной отрасли, является одной из регулирующих мер стимулирующего характера, применяемых органами местного самоуправления.
Применение коэффициентов в зависимости от срока освоения земельного участка, предоставленного в аренду для строительства, предусмотрено и федеральным законодательством. Например, в силу части 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством. Поэтому применение органом местного самоуправления аналогичного порядка к предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для иного строительства, не противоречит земельному законодательству.
При этом федеральные законы и иные, имеющие большую юридическую силу применительно к оспариваемому постановлению органа местного самоуправления, нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо запретов или ограничений для применения дифференцированных коэффициентов в зависимости от периодов использования и освоения земельных участков, предоставленных для строительства.
Более того, до принятия постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12.05.2010 № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64" органом местного самоуправления были направлены запросы в прокуратуру г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, в Министерство юстиции Республики Марий Эл и в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (т. 1, л. д. 106 - 108). Из их ответов следует, что проект постановления соответствует законодательству и уставу муниципального образования (т. 1, л. д. 109 - 111).
Тем самым органом местного самоуправления при принятии оспариваемого постановления не нарушено земельное законодательство.
Ссылка заявителя на определение Конституционного суда РФ № 209-0 от 11.05.2004 ошибочна, поскольку оно касается исключительно ставок земельного налога, а не порядка определения арендной платы.
Постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 устанавливает конкретный вид стоимости, подлежащий определению - рыночную стоимость арендной платы. Постановление в части установления размера арендной платы исходя из рыночной стоимости соответствует статье 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности" об обязательности проведения оценки объектов в целях их передачи в аренду, а также правильно основано на положениях части 7 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Право арендодателя в одностороннем и бесспорном порядке изменять арендную плату и изменять порядок ее исчисления по действующему между муниципалитетом и ЗАО ТД "Русская тройка" договору аренды от 09.10.2003 № 0919/2003-н подтверждено решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.04.2009, постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2009, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.10.2009 по делу № А38-35/2009 (т. 1, л. д. 112 - 127). Спор о размере арендной платы за пользование земельным участком по договору № 0919/2003-н от 09.10.2003 подлежит самостоятельному разрешению в исковом порядке.
В силу части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемых положений нормативного акта соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь изложенным, арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12.05.2010 № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.
Поскольку требование заявителя не основано на законах, арбитражный суд принимает решение о полном отказе в удовлетворении заявления.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы акционерного общества по уплате государственной пошлины в связи с отказом в удовлетворении заявления возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. Признать абзац 2 пункта 4 приложения к постановлению Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в редакции постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12.05.2010 № 1252 "О внесении изменений в постановление Главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола" соответствующим Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О защите конкуренции", Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, и отказать заявителю, закрытому акционерному обществу Торговый дом "Русская тройка" (ОГРН 1027739671772, ИНН 5077000475), в удовлетворении заявленного требования.
2. Направить копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Направить решение Арбитражного суда Республики Марий Эл в газету "Йошкар-Ола", в которой был опубликован оспариваемый акт, для незамедлительного опубликования.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Председательствующий
В.В.ЛЕЖНИН

Судья
А.В.КАМАЕВА

Судья
И.М.КОНОВАЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Йошкар-Ола", № 13, 05.04.2011


Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.02.2011 по делу № А38-3318/2010
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 4 приложения к постановлению главы администрации города Йошкар-Олы от 21.01.2005 № 64 "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности или ведении муниципального образования "Город Йошкар-Ола".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru