Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу № А47-8313/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 декабря 2010 года
В полном объеме решение изготовлено 8 декабря 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Крапивиной В.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Оренбургрегионгаз" (г. Оренбург) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург о признании частично недействительным предписания от 27.08.2010 г. № 10-121-П,
С участием:
От заявителя: Б. - представителя (дов. № 92 от 31.03.2010 г., пост.);
От ответчика: Ф. - ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения (доверенность. б/№ от 01.12.2009 г., пост.),
Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела прав потребителей (доверенность б/№ от 18.11.2010 г., постоянная; служебное удостоверение).
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.11.2010 г. до 01.12.2010 г. до 16 часов 40 минут.
После перерыва судебное заседание было продолжено.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оренбургрегионгаз" (г. Оренбург) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - ответчик, Управление Роспотребнадзора), г. Оренбург о признании частично недействительным предписания от 27.08.2010 г. № 10-121-П.
Заявитель в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, считает предписание от 27.08.2010 г. № 10-121-П не соответствующим действующему законодательству.
Ответчик возражает против заявленных требований, поддерживает позицию изложенную в отзыве.
В открытом судебном заседании установлено следующее.
В период с 03.08.2010 г. по 27.08.2010 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в отношении ООО "Оренбургрегионгаз" проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области № 09-77-П от 14.07.2010 г.
По результатам проверки 27.08.2010 г. составлен акт проверки, согласно которому административным органом выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
С целью устранения выявленных нарушений Управлением Роспотребнадзора выдано Предписание от 27.08.2010 г. № 10-121-П, по которому ООО "Оренбургрегионгаз" в установленный срок необходимо было совершить действия по устранению всех нарушений.
Основанием для выдачи предписания ООО "Оренбургрегионгаз" стали следующие нарушения: 1) не доведение информации до потребителей, указанной в абзацах 5 и 7 пп. "п" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. (далее - Правила № 307); 2) отсутствие информации в платежных документах, отражающей сведения, указанные в пп. "д" п. 38 Правил № 307; 3) отсутствие информации в официальной публичной форме договора поставки газа, указанной в абзацах 1, 2, 5 и 6 пп. "п" п. 49 Правил № 307; 4) не соответствие отдельных условий договора законодательству (п. 2.1.2, 2..2.3, 3.2 Договора).
Не согласившись с данным предписанием ООО "Оренбургрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области. Свои доводы заявитель основывает на следующем. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
ООО "Оренбургрегионгаз" является ресурсоснабжающей организацией. В силу этого на Общество не могут быть возложены все обязанности, предусмотренные для Исполнителя.
Деятельность по транспортировке газа, а также по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования может осуществлять только специализированная организация коей Общество не является, в силу этого Общество и не может доводить до сведения абонентов информацию, касающуюся деятельности сторонних организаций.
Что касается наименований, адресов и телефонов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил, то ни в пункте 49 Правил, ни в остальном тексте Правил не указано, как данная информация должна быть доведена до потребителя, следовательно, вывод Управления о том, что указанная информация должна быть размещена на стенде, является необоснованным.
Кроме того, заявитель считает, что положения пп. 2.1.2, 2.2.3, 3.2, 3.4, не противоречат законодательству.
По мнению заявителя права потребителя нарушены не были, договор на поставку газа соответствует нормам действующего законодательства.
Управление с доводами заявителя не согласно и считает их не обоснованными, так как основания, по которым обжалуемые пункты предписания являются обоснованными. Поскольку при проведении проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства (зафиксированы актом проверки от 27.08.2010 г.) Управление выдало предписание о прекращении нарушений прав потребителей в рамках своих полномочий, которое соответствует всем требованиям действующего законодательства.
Заслушав доводы, возражения и пояснения сторон по существу спора и оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Следовательно, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта либо незаконными оспариваемых действий (бездействия), необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создавали ему иные препятствия для их осуществления либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.
Отношения по поставке газа, правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулируются Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. Данные правила распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:
параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации;
наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил (пп. "п" п. 49 Правил).
Исполнителями по указанным Правилам являются юридические лица, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (пункт 3 Правил). В силу того, что ООО "Оренбургрегионгаз" является поставщиком газа и не осуществляет деятельность по транспортировке газа, техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования, а также устранению аварий и иных нарушений порядка поставки газа, то в соответствии с Правилами является ресурсоснабжающей организацией. В силу этого на Общество не могут быть возложены все обязанности, предусмотренные для Исполнителя.
В соответствии с пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, именно пользователь обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета газа и об иных нарушениях, возникающих при пользовании газом в быту. Деятельность по транспортировке газа, а также по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования может осуществлять только специализированная организация коей Общество не является, в силу этого Общество и не может доводить до сведения абонентов информацию, касающуюся деятельности сторонних организаций. Что касается адресов и телефонов диспетчерской или аварийно-диспетчерской служб, то данные службы в структуре ООО "Оренбургрегионгаз" не предусмотрены. Таким образом, данная информация не должна быть включена в публичную форму договора поставки газа.
Что касается доведения информации о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, то в пунктах 1.1 и 2.1.1 публичного договора поставки газа указано, что поставщик обязуется поставлять абоненту газ надлежащего качества. Согласно Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями (пункт 35 Правил). При этом проверка качества газа производится в соответствии с ГОСТом 5542-87. По результатам проверки ежемесячно составляются паспорта качества. Ежемесячно их составляется 22. В силу изменения величин качества указать их договоре не представляется возможным.
Относительно наименований, адресов и телефонов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил, то ни в пункте 49 Правил, ни в остальном тексте Правил не указано, как данная информация должна быть доведена до потребителя, следовательно, вывод Управления о том, что указанная информация должна быть размещена на стенде, является необоснованным.
Относительно сведений о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, необходимых, по мнению Управления, включению в договор поставки газа и размещению на стенде в офисе Общества, то согласно пункту 3 статьи 541 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Кроме того, в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, предусмотрено, что мощность и режим работы оборудования необходимы для определения объема потребления энергии расчетным методом. Однако, что касается поставки газа, то при отсутствии прибора учета газа или его неисправности, согласно Правилам технической эксплуатации и требованиям безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации" (утв. государственным предприятием "Росстройгазификация" 20.10.91 г. № 70-П), Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549) учет количества израсходованного газа определяется для бытовых потребителей не по максимальной производительности установленных горелок и продолжительности их работы, а - по нормам. Следовательно, информация о мощности приборов, оборудования и бытовых машин не оказывает влияния на взаимоотношения сторон и не участвует в расчетах, не обязательна для доведения до абонентов.
Вывод Управления о том, что согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам счета-извещения за газ должны предусматривать графу, отражающую сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, необоснован. Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 г. № 2478-РМ/07 положения пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем).
Относительно выводов Управления о том, что некоторые пункты публичного договора поставки газа (п. 2.1.2, 2.2.3, 3.2) не полностью доводят до сведения абонентов права и обязанности сторон, предусмотренные Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549, судом установлено следующее.
В силу п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. При этом потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что управлением в ходе проверки были исследован типовой формы (бланки) договор поставки газа (физическим лицам), что подтверждается актом проверки.
Между тем, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с чем, типовые формы (бланки) договора не являются договором в смысле, придаваемом ему п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 14.8 Кодекса.
Таким образом, факт включения в типовую форму (бланк) договора положений, которые не полностью доводят сведения до абонента не является нарушением.
Наличие типовой формы договора, содержащей условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, может являться лишь поводом для проведения проверки, в ходе которой административный орган должен установить факт включения таких условий в конкретный договор с конкретным потребителем, подписанный сторонами.
В материалах дела имеется договор оказания услуг от 11.11.2009 г., заключенный ООО "Оренбургрегионгаз" с К., однако, Управлением Роспотребнадзора исследовался типовой публичный договор поставки газа и предписание выдано об устранении нарушений именно в этом договоре, что подтверждается актом проверки б/н от 27.08.2010 г.
Наличие заключенного обществом одного договора по установленной им типовой форме, не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство Управлением в ходе проверки не выяснялось, оценка ему не давалась, в акте проверки б/н от 27.08.2010 г. и в Предписании № 10-121-П от 27.08.2010 г. о прекращении нарушений прав потребителей факт исследования такого договора управлением не был отражен и зафиксирован.
Кроме того, соответствие договора оказания услуг от 11.11.2009 г., заключенного ООО "Оренбургрегионгаз" с К. публичному договору поставки газа не может быть установлено, так как публичный договор поставки газа в материалы дела не представлен.
С учетом изложенного обжалуемое Предписание, в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 не может являться законными и подлежит отмене.
Расходы государственной пошлины в размере 4000 рублей, уплаченные заявителем при обращении в суд относятся на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Оренбургрегионгаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург о признании частично недействительным предписания от 27.08.2010 г. № 10-121-П, удовлетворить.
2. Признать недействительным пункты 1, 2, 3, 4, 5 Предписания от 27.08.2010 г. № 10-121-П Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, г. Оренбург, в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Оренбургрегионгаз" государственную пошлину в сумме 4000 (четырех тысяч) рублей (2000 рублей по иску, 2000 рублей по обеспечительным мерам).
Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (город Челябинск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (город Екатеринбург) в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasio.arbitr.ru.

Судья
Т.В.СЕРДЮК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2010 по делу № А47-8313/2010
Удовлетворяя исковые требования о признании частично недействительным предписания надзорного органа, суд исходил из того, что факт включения в типовую форму (бланк) договора положений, которые не полностью доводят сведения до абонента, не является нарушением.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru