Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. № 13/03

    Резолютивная часть решения оглашена 9 марта 2011 года
    В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2011 года        г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А., члены: заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В., начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Чибисова Т.Л., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н., ведущий специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Бубнова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Редина Л.А.,
рассмотрев дело № 13/03 по признакам нарушения ООО "У." (адрес) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), в присутствии представителей:
ответчика по делу - ООО "У." <...>
(доверенность от 09.02.2011 б/н), <...> (без доверенности),
лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - администрации Тамбовского района Тамбовской области <...> (доверенность от 23.08.2010 б/н),
лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области <...> (доверенность от 23.08.2010 б/н), установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гр. <...> о проверке правомерности действий ООО "У." по установлению тарифов на выдачу технических условий на установку приборов учета холодного водоснабжения в сумме <...> руб., горячего водоснабжения в сумме <...> руб. (вх. от 12.10.2010 № 9214).
В действиях ООО "У." усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства, что послужило поводом к возбуждению данного дела по признакам нарушения ООО "У." части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
К участию в рассмотрении дела привлечены Администрация Тамбовского района Тамбовской области и Администрация Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
ООО "У." письмом от 22.12.2010, исх. № 1337 (вх. от 18.01.2011 № 340) за подписью директора <...> сообщило, что разработка и выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета холодной и горячей воды является обязательным условием, так как их установка является изменением на инженерных сетях, а все изменения должны производиться по разрешению.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области письмом от 07.02.2011 исх. № 1/777 (вх. № 935 от 11.02.2011) сообщила, что на основании письменного ответа главы Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (от 01.02.2011 № 99) на территории поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области работы по установке внутриквартирных приборов учета водоснабжения производит ООО "У.". Установка внутриквартирных приборов учета является изменением инженерных сетей. Все изменения инженерных сетей производятся по согласованию с обслуживающей организацией, а выдача технических условий на установку приборов учета является таковым согласованием.
На рассмотрении дела 10.02.2011 представитель ООО "У." подтвердил позицию общества о том, что получение технических условий на установку внутриквартирных приборов учета холодной и горячей воды является обязательным условием, так как их установка вносит изменение в структуру инженерных сетей, а все изменения должны производиться по разрешению обслуживающей организации. Необходимость выдачи технических условий на установку внутриквартирных приборов учета холодной и горячей воды установлена Постановлением мэра города Тамбова от 19.07.2004 № 4146 "Об утверждении порядка установки и эксплуатации квартирных счетчиков расхода воды в жилых домах города Тамбова".
На рассмотрении дела 09.03.2011 представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области и представитель администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области заявили, что установка внутриквартирных приборов учета являются изменением инженерных сетей. Все изменения инженерных сетей производятся по согласованию с обслуживающей организацией, а выдача технических условий на установку приборов учета является таковым согласованием. Анализ нормативно-правовых актов на необходимость разработки и выдачи за плату технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения не проводили.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
ООО "У." является ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению на территории поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
Согласно статьи 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, ООО "У." занимает доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению в границах принадлежащих ему сетей, в поселке Строитель Тамбовского района Тамбовской области с долей 100%.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учет используемых энергетических ресурсов должен осуществляться с применением приборов учета энергетических ресурсов.
В силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13). Часть 2 статьи 13 указанного Федерального закона предусматривает, что установленные приборы учета должны быть введены в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию приборов учета должен осуществляться организацией, которая осуществляет расчеты за энергетические ресурсы, поскольку она заинтересована в правильности их учета. Ввод в эксплуатацию приборов учета заключается в проверке правильности установки приборов учета, снятий показаний, а также опломбировании приборов учета пломбой энергоснабжающей организации с целью защиты от неучтенного потребления энергоресурсов.
Следовательно, услуги по установке, приемке и вводу в эксплуатацию внутриквартирных приборов учета водоснабжения непосредственно связаны с услугами по водоснабжению и являются неотъемлемой частью услуг водоснабжения, а опломбирование является составляющей частью ввода в эксплуатацию.
Таким образом, действия ресурсоснабжающих организаций по вводу в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Суммы, взимаемые за указанные услуги, различны, поскольку тарифы на них не являются регулируемыми и устанавливаются самостоятельно каждым хозяйствующим субъектом с учетом своих расходов на проведение работ.
ООО "У." производит работы по опломбированию внутриквартирных приборов учета холодной воды. Согласно калькуляции на опломбирование счетчика, стоимость работ составляет <...> руб. <...> коп. (с учетом НДС) за один прибор учета.
С учетом изложенного, ООО "У." при проведении работ по опломбированию внутриквартирных приборов учета холодного водоснабжения фактически оказывает услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета холодного водоснабжения.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что порядок установки внутриквартирных приборов учета водоснабжения предусматривает обязательное получение на платной основе у ООО "У." разрешения (технических условий) на установку приборов учета.
Согласно калькуляции на разработку технических условий по установке водомерного счетчика, стоимость работ составляет <...> руб. <...> коп. с учетом НДС (18%). В 2009 году разработано и выдано технических условий на установку внутриквартирных приборов учета холодной воды на сумму <...> руб., в 2010 году на сумму <...> руб.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена необходимость наличия у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения, что подтверждено заключением Министерства регионального развития РФ исх. № 27098-ИП/08 от 20.08.2009 (вх. № 5916 от 01.09.2009).
Министерство регионального развития РФ в письме исх. № 27098-ИП/08 от 20.08.2009 (вх. № 5916 от 01.09.2009) определило, что "основная задача, решаемая посредством выдачи технических условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - определение возможности подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям исходя из необходимой подключаемой нагрузки, резерва пропускной способности сетей и резерва мощности по производству соответствующего ресурса. В случае установки внутриквартирного прибора учета решается задача индивидуального учета внутриквартирного потребления ресурса. При этом установка прибора учета технически не является причиной изменения нагрузки потребления ресурса. В этой связи выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета по аналогии с Правилами, установленными в Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 лишена смысла. Кроме того, законодательством РФ и актами Правительства РФ не предусмотрена необходимость составления технических условий на установку внутриквартирных приборов учета. Требования организации о наличии у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета, а также взимание платы за выдачу таких технических условий не находят оснований".
Довод ООО "У.", что необходимость выдачи на платной основе технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения установлена Постановлением мэра города Тамбова, Комиссией Тамбовского УФАС России отклоняется по следующим основаниям.
Постановлением мэра города Тамбова от 19.07.2004 № 4146 "Об утверждении порядка установки и эксплуатации квартирных счетчиков расхода воды в жилых домах города Тамбова" не установлена необходимость получения технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения. Кроме этого, указанное Постановление на Тамбовский район не распространялось, и утратило силу в связи с изданием Постановления администрации города Тамбова от 04.06.2009 № 4246.
Таким образом, действия ООО "У." по выдаче гражданам не предусмотренных действующим законодательством РФ технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения и взиманию платы за указанные технические условия привели к ущемлению интересов жителей поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области, в том числе гр. <...> и могут привести к ущемлению интересов других жителей поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатам которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Следовательно, ООО "У." в силу своего доминирующего положения при оказании услуг, непосредственно связанных с водоснабжением граждан, обязано соблюдать запреты, установленные в статье 10 Закона "О защите конкуренции", и не допускать действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что выдача ООО "У." гражданам технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения и взимание платы за указанные технические условия являются нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
На дату рассмотрения дела 09.03.2011 нарушение антимонопольного законодательства и его последствий добровольно не устранено, следовательно, оснований для прекращения рассмотрения дела не имеются.
Комиссией установлено, что вследствие нарушения антимонопольного законодательства ООО "Управляющая компания Строитель" получен доход в сумме <...> рублей.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:

1. Признать ООО "У." нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению действиями по выдаче технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения и взиманию платы за указанные технические условия, которые привели к ущемлению интересов жителей поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области, в том числе гр. <...> и могут привести к ущемлению интересов других жителей поселка Строитель Тамбовского района Тамбовской области.
2. Выдать ООО "У." предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", а именно:
- прекратить выдачу технических условий на установку внутриквартирных приборов учета водоснабжения, а также взимание платы за указанные технические условия;
- перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме <...> рублей.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО "У." административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии
Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:
С.В.Мазаева
Т.Л.Чибисова
Н.Н.Колодина
Н.В.Бубнова
Л.А.Редина




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Тамбовского УФАС РФ от 18.03.2011 № 13/03
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru