Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2011 г. № 33-6729

Судья Блинов А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Паршиной Т.В., судей: Старковой А.В., Сысаловой И.В.
при секретаре судебного заседания: Л.
с участием: адвоката Мироновой О.Ю., представляющей интересы Б.А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Старковой А.В. дело
по кассационной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2011 года
по гражданскому делу по иску Б.А.И. к Администрации Кстовского муниципального района, Администрации города Кстово о восстановлении гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах"

установила:

Б.А.И. обратился в суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района, Администрации города Кстово о восстановлении гражданина на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом РФ "О ветеранах".
Требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии при Администрации города Кстово от 31 марта 2010 года Б.А.И. был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, как инвалид Великой Отечественной Войны, с номером очереди <...>, номер общей очереди <...>. Решением жилищной комиссии при Администрации города Кстово от 6 октября 2011 года Б.А.И. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий. Истец просит суд признать незаконными действия Администрации города Кстово, выразившиеся в снятии Б.А.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за Б.А.И. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" за № 5-ФЗ от 12 января 1995 года, обязать Администрацию города Кстово Б.А.И., <...> года рождения, с 31 марта 2010 года восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом инвалидам Великой Отечественной Войны за счет средств федерального бюджета, в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2011 года иск Б.А.И. удовлетворен.
Признаны незаконными действия Администрации города Кстово, выразившиеся в снятии Б.А.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
За Б.А.И. признано право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" за № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
Администрация города Кстово обязана восстановить Б.А.И. с 31 марта 2010 года на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом инвалидам Великой Отечественной Войны за счет средств федерального бюджета, в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
В кассационной жалобе Министерство социальной политики Нижегородской области просит об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального права.
В возражениях относительно кассационной жалобы Б.А.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела усматривается, что решением жилищной комиссии при Администрации г. Кстово, Кстовского района Нижегородской области от 31.03.2010 года Б.А.И. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
06.10.2010 года решением жилищной комиссии при Администрации г. Кстово Кстовского района Нижегородской области Б.А.И. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данное обстоятельство и явилось поводом для обращения Б.А.И. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Б.А.И. требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Б.А.И., <...> года рождения, является ветераном Великой Отечественной Войны.
Согласно справке <...> № <...> от 10.04.2002 года Б.А.И. является инвалидом <...> группы по общему заболеванию.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме.
При этом, данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").
Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).
Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона "О ветеранах").
Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" после внесения Федеральным законом от 2 января 2000 года № 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года № 2448).
В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона "О ветеранах", как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались. Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной защиты.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки.
Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 г. № 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что действующее нормативно-правовое регулирование приравнивает всех участников Великой Отечественной войны, в том числе участников, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении мер социальной поддержки, перечисленных в ст. 14 Закона основан на правильном толковании вышеперечисленных нормативных актов.
Как следует из положений статей 27, 28 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года № 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Материалами дела бесспорно установлено, что Б.А.И. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995, для инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии <...> № <...>.
Необходимое для реализации мер социальной поддержки ветеранов удостоверение ветерана Великой Отечественной войны Б.А.И., в котором указано его право на льготы в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, соответствует его категории и статусу ветерана и участника Великой Отечественной войны.
Нуждаемость Б.А.И. в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается, подтверждается справками о технических характеристиках принадлежащего Б.А.И. жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что Б.А.И. имеет право на социальную поддержку только в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (инвалид войны) основан на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, кассационная коллегия Нижегородского областного суда

определила:

Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 22 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.06.2011 по делу № 33-6729
Требование о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворено правомерно, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны статьей 17 Федерального закона "О ветеранах".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru