Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область

Постановлением

ФАС Поволжского округа от 25.03.2011 по делу № А49-6487/2010 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. по делу № А49-6487/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 декабря 2010 года, в полном объеме решение изготовлено 8 декабря 2010 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Головановой Н.В., судей: Дудоровой Н.В., Табаченкова М.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бардиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Агапова Юрия Сергеевича к Пензенской городской Думе, третье лицо - Администрация г.Пензы при участии в деле Прокуратуры Пензенской области о признании нормативного правового акта недействующим,
при участии в судебном заседании: от заявителя - представителя Грунина С.Н. (доверенность от 20.04.2010), от ответчика - Пилипенко В.Н. (доверенность от 05.10.2010 N01-373), от третьего лица - Максимовой О.Г. (доверенность от 07.04.2010 N1-14-480), старшего помощника прокурора Пензенской области Беляковой Л.Н (удостоверение),

установил:

индивидуальный предприниматель Агапов Юрий Сергеевич обратился в арбитражный суд с заявлением к Пензенской городской Думе с требованием, уточненным в предварительном судебном заседании 06.10.2010, о признании недействующей карты градостроительного зонирования г.Пензы, утвержденной в виде приложения N2 решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Пензы", в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, площадью 105кв.м. к территориальной зоне городской рекреации, как противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации. Заявитель полагает, что зона, в пределах которой расположен названный земельный участок, неправомерно отнесена картой градостроительного зонирования г.Пензы к зоне городской рекреации (Р-2). По мнению заявителя, данная зона не может быть отнесена к землям рекреационного назначения, поскольку на этих землях отсутствуют объекты, с наличием которых в соответствии со статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации связана возможность отнесения земель к рекреационным.
В судебном заседании 01.12.2010 представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействующей карту градостроительного зонирования г.Пензы, утвержденную в виде приложения N2 решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" в редакции решения Пензенской городской Думы от 24.09.2010 N414-21/5, в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, площадью 105кв.м. к территориальной зоне городской рекреации, как противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Уточнение заявленных требований принято судом на основании статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Ответчик в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что решение Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" является нормативным правовым актом, документом градостроительного зонирования, устанавливающим территориальные зоны, градостроительные регламенты, а также порядок их применения. Вышеуказанное решение было опубликовано 15.01.2010 в газете "Пензенский городской вестник" (№ 1) и вступило в силу через 45 дней со дня его опубликования (пункт 7 решения).
В отношении правомерности отнесения земельного участка по ул. Светлая, 74 с кадастровым номером 58:29:02015001:21 к землям рекреационного назначения представитель ответчика пояснил, что согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В данном случае границы территориальных зон устанавливались с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, а также развития территории существующих функциональных зон, установленных Генеральным планом города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 № 916-44/4. В этой связи, территория, на которой располагается земельный участок с кадастровым номером 58:29:02015001:21, Правилами землепользования и застройки г.Пензы отнесена к зоне городской рекреации - Р-2. Указанная зона выделяется для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением. Кроме того, представитель ответчика обратил внимание суда на то, что согласно Генеральному плану города Пензы земельный участок, находящийся на праве аренды у Агапова Ю.С. по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, входит в состав природно-рекреационных территорий и является территорией зеленых насаждений общего пользования, а также частично располагается в границах санитарно-защитной зоны. По мнению представителя ответчика, Правила землепользования и застройки города Пензы и карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 58:29:02015001:21, расположенного по адресу: г.Пензы, ул. Светлая, 74, к зоне городской рекреации в полной мере соответствуют требованиям градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, Генеральному плану города Пензы.
Третье лицо в письменном отзыве на заявление и в судебном заседании возражало против удовлетворения заявленных требований, считая, что правила землепользования и застройки согласно ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Представитель третьего лица указал, что формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается, при этом, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. Представитель третьего лица пояснил суду, что зона Р-2 составляет значительную территорию и земельные участки, отведенные для каких-либо целей, за исключением спорного земельного участка, на ней отсутствуют, следовательно, установление иной территориальной зоны приведет к ее установлению только в границах одного земельного участка. Представитель третьего лица указал, что Генеральным планом города Пензы территория, составляющая зону Р-2 в районе ул. Светлая, 74 в г. Пензе, включена в функциональную зону природно-рекреационных территорий и является территорией зеленых насаждений общего пользования. Установление в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, зоны городской рекреации продиктовано необходимостью сохранения территории озеленения, так как она отделяет значительную по протяженности территориальную зону Ц-6 (зона учреждений здравоохранения, медицинских комплексов) от территориальной зоны ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса). Представитель Администрации г.Пензы считает, что утверждение Правил землепользования и застройки города Пензы и карты градостроительного зонирования осуществлено с соблюдением процедуры, предусмотренной статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Прокурор в письменном заключении по делу и в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считая, что Пензенская городская Дума утвердила оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий. При этом, карта градостроительного зонирования, как составная часть нормативного правового акта, была обнародована путем опубликования в установленном порядке. Возможность установления зон, направленных на охрану природных ландшафтов, историко-культурных объектов, мест отдыха и занятий физической культурой и спортом предусмотрена Градостроительным Кодексом Российской Федерации. Установление рекреационной зоны в районе расположения спорного земельного участка не противоречит требованиям градостроительного законодательства, поскольку зона городской рекреации призвана отделить значительную по протяженности территориальную зону Ц-6 (зона учреждений здравоохранения, медицинских комплексов) от территориальной зоны ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса). Кроме того, прокурор указал, что статьей 33 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, аналогичный порядок установлен статьей 27 Правил землепользования и застройки города Пензы, которым заявитель может воспользоваться в целях получения спорного земельного участка на праве собственности.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил, что 9 августа 2002 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Пензы и Агаповым Юрием Сергеевичем на основании постановления главы Администрации г.Пензы № 434/42 от 13.03.2002 заключен договор № 3579 аренды земельного участка, имеющего кадастровый номер 58:29:02 015 001:21 площадью 105кв.м, расположенного по адресу г.Пенза, ул.Светлая, 6, со сроком действия с 28.11.2001 по 28.11.2011 (т.1 л.д.23 - 31). Как следует из п.1.2 договора аренды, участок предоставлен для проектирования, строительства и эксплуатации торгово-остановочного комплекса.
17 марта 2008г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области осуществлена регистрация права собственности Агапова Ю.С. на здание магазина, общей площадью 118,8 кв.м, расположенного по адресу: г.Пенза, Железнодорожный район, ул. Светлая, 74, о чем заявителю выдано свидетельство 58 АА 361569 (т.1 л.д.16.) Актом МУП "Бюро технической инвентаризации г.Пензы" от 27.11.2008г. домовладению инвентарный номер N32112 присвоен адрес: г.Пенза, Железнодорожный район, ул.Светлая, 74 (т.1 л.д.17).
Индивидуальный предприниматель Агапов Ю.С. 25.05.2010 обратился в Администрацию г.Пензы с заявлением о приватизации земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, Железнодорожный район, ул. Светлая, 74. Письмом № 8-А-866 от 25.06.2010 Администрация г.Пензы на указанное заявление сообщила Агапову Ю.С., что не представляется возможным принять решение о подготовке документов о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки г.Пензы испрашиваемый земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне (т.1 л.д.12).
Заявитель, полагая, что карта градостроительного зонирования г.Пензы, утвержденная решением Пензенской Городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009 в составе Правил землепользования и застройки г.Пензы, в виде приложения N2, в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, площадью 105кв.м. к территориальной зоне городской рекреации не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации, оспаривает ее в арбитражном суде.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
В части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно статьям 18, 20, 22 Устава города Пензы представительным органом города Пензы является Пензенская городская Дума, в исключительной компетенции которой находится утверждение правил землепользования и застройки города Пензы (т.2 л.д.9-10).
Правила землепользования и застройки города Пензы, составной частью которых является карта градостроительного зонирования, утверждены решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 (в редакции решения Пензенской городской Думы от 24.09.2010 № 414-21/5). Таким образом, суд установил, что Пензенская городская Дума утвердила оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что Правила землепользования и застройки города Пензы и карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009, были опубликованы 15.01.2010 в газете "Пензенский городской вестник" № 1 (т.1 л.д.96-105), решение Пензенской городской Думы № 414-21/5 от 24.09.2010 "О внесении изменений в Приложения N1, 2 к решению Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 № 229-13/5 от 22.12.2009 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" (т.2 л.д.70-104) опубликовано 06.10.2010 в номере № 83 "Пензенские губернские ведомости".
Таким образом, карта градостроительного зонирования, как составная часть Правил землепользования и застройки города Пензы, была обнародована путем опубликования в вышеназванных печатных изданиях.
Заявитель, оспаривая карту градостроительного зонирования, полагает, что она не соответствует положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям пункта 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд находит позицию заявителя ошибочной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Заявитель полагает, что при разработке и утверждении карты градостроительного зонирования, которая является составной частью Правил землепользования и застройки города Пензы, не были обеспечены его права и законных интересы как правообладателя земельного участка и объекта капитального строительства, чем нарушены требования пункта 3 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются также и в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
При этом в соответствии с частью 4 вышеназванной нормы на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Как видно из представленной в материалы дела карты градостроительного зонирования, территория, на которой расположен предоставленный Агапову Ю.С. в аренду земельный участок с кадастровым номером 58:29:02015001:21, входит в зону городской рекреации (Р-2), составляющую значительную по протяженности территорию. Земельные участки, отведенные для каких-либо целей (за исключением земельного участка с кадастровым номером 58:29:02015001:21), на ней отсутствуют (т.1 л.д.122).
Следовательно, установление иной территориальной зоны приведет к ее установлению только в границах одного земельного участка.
Заявитель полагает, что при разработке и утверждении карты градостроительного зонирования, которая является составной частью Правил землепользования и застройки города Пензы, в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не было учтено существующее пользование земельным участком, на котором находится принадлежащий ему объект недвижимости - магазин. В силу части 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель рекреационного назначения не могут входить земельные участки, на которых находятся объекты торговли.
Суд считает указанный довод ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно части 2 статьи 23 Правил землепользования и застройки г.Пензы (Градостроительные регламенты. Природно-рекреационные зоны) зона городской рекреации Р-2 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населением.
Как следует из пояснений Администрации города Пензы (т.1 л.д.116), установление в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок по адресу: г. Пенза, ул. Светлая, 74, зоны Р-2 (зона городской рекреации) продиктовано необходимостью сохранения территории озеленения, так как она отделяет значительную по протяженности территориальную зону Ц-6 (зона учреждений здравоохранения, медицинских комплексов) от территориальной зоны ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса).
Генеральным планом города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 № 916-44/4, установлено, что город Пенза является развитым промышленным и транспортным центром, по индексу загрязнения атмосферы (8,4) Пенза относится к городам с высоким уровнем загрязнения, имеет недостаточно развитую систему зеленых насаждений общего пользования (скверы, парки, сады) и специального (СЗЗ) (раздел 2.4). В целях улучшения экологического благополучия решениями Генерального плана зеленые насаждения общего пользования (з.н.о.п.) увеличиваются на 1425,15 га, что составит на расчетный срок округленно 1892,07 га вместе с сохраняемыми (469,06 га.) или 34,0 кв. м/чел., что достигается путем включения городских лесов в число объектов зеленых насаждений общего пользования. В черте города выделены рекреационные зоны существующие и проектные на площади - 221,5 га. На I очередь все существующие зеленые насаждения общего пользования сохраняются площадью 467,00 га и включаются 100 новых объектов. Соответственно на I очередь зеленые насаждения общего пользования составят 728,2 га - 15 кв. м/чел.
Как усматривается из графического изображения Генерального плана города Пенза, территория, составляющая зону Р-2 в районе ул. Светлая, 74 в г. Пенза, включена в функциональную зону природно-рекреационных территорий и является территорией зеленых насаждений общего пользования (т.1 д.л.120).
Согласно части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что территориальная зона Р-2 - зона городской рекреации (в районе нахождения спорного земельного участка) установлена в Правилах землепользования и застройки города Пензы и в карте градостроительного зонирования, утвержденных решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009 (в редакции решения Пензенской городской Думы от 24.09.2010 № 414-21/5), в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, и положениями Генерального плана города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 № 916-44/4.
Таким образом, проверив карту градостроительного зонирования в оспариваемой заявителем части на соответствие положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям пункта 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации, суд не установил какого-либо несоответствия ее закону.
Каких-либо иных норм законов либо нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовала карта градостроительного зонирования, заявитель в процессе рассмотрения дела не привел.
Кроме того, суд считает, что обжалуемый нормативный правовой акт не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, исходя из следующего.
Как подтверждается материалами дела, земельный участок, расположенный по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, с кадастровым номером 58:29:02015001:21, находится на праве аренды у Агапова Ю.С. основании заключенного между ним и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Пензы договора аренды земельного участка № 3579 от 09 августа 2002г. Расположенный на данном земельном участке объект недвижимости - магазин площадью 118,8 кв.м находится у заявителя в собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2008г. серия 58АА 361569 (т.1л.д.16).
Согласно статье 23 Правил землепользования и застройки г.Пензы в зоне городской рекреации (Р-2) к условно разрешенным видам использования земельных участков отнесены предприятия общественного питания.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства дела, и не оспаривается представителем заявителя, объект капитального строительства, принадлежащий Агапову Ю.С. на праве собственности, расположенный по адресу: г.Пенза, ул.Светлая, 74, используется предпринимателем как магазин и как объект общественного питания - кафе "Восторг".
В соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В этой связи, суд считает, что у заявителя в настоящее время не имеется препятствий ни в пользовании земельным участком, находящимся в аренде, ни в пользовании объектом недвижимости, расположенном на этом земельном участке.
Кроме того, статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, которым заявитель может воспользоваться, претендуя на приобретение в собственность земельного участка под объектом недвижимости, расположенным в зоне городской рекреации.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку карта градостроительного зонирования, утвержденная решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009г. "Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Пензы" (в редакции решения Пензенской городской Думы от 24.09.2010 № 414-21/5) в части отнесения земельного участка по адресу: г.Пенза, ул.Светлая,74, кадастровый номер:58:29:02015001:21, площадью 105 кв.м. к территориальной зоне городской рекреации (Р-2) не противоречит положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям пункта 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка представителя заявителя на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2010 по делу № А14-6273-2008 (т.2 л.д.56-59) как на обоснование правомерности заявленных требований судом отклоняется.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В данном случае в деле № А49-6487/2010 участвуют не те же лица, которые участвовали в деле NА14-6273-2008, в связи с чем, решение по названному делу не может быть расценено как обязательный судебный акт для разрешения Арбитражным судом Пензенской области дела NА49-6487/2010.
При таких обстоятельствах требования, заявленные индивидуальным предпринимателем Агаповым Юрием Сергеевичем, удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины судом относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований, заявленных индивидуальным предпринимателем Агаповым Юрием Сергеевичем, отказать.
Признать карту градостроительного зонирования города Пензы, утвержденную в составе Правил землепользования и застройки города Пензы в виде приложения N2 решением Пензенской городской Думы N229-13/5 от 22.12.2009 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" (в редакции решения Пензенской городской Думы от 24.09.2010 № 414-21/5), в части отнесения земельного участка, находящегося по адресу: г.Пенза, ул. Светлая, 74, кадастровый номер 58:29:02015001:21, площадью 105кв.м., к территориальной зоне городской рекреации соответствующей положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Н.В.ГОЛОВАНОВА

Судьи:
Н.В.ДУДОРОВА
М.В.ТАБАЧЕНКОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Поволжского округа от 25.03.2011 по делу № А49-6487/2010 данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пензенской области.

Решение Арбитражного суда Пензенской обл. от 08.12.2010 по делу № А49-6487/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей карты градостроительного зонирования г. Пензы, утвержденной решением Пензенской городской Думы № 229-13/5 от 22.12.2009 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Пензы">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru