АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. № 1700
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАСЕЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД ТУЛА
В целях упорядочения деятельности муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создания условий для организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула, на основании Устава
муниципального образования город Тула администрация города Тулы постановляет:
1. Утвердить Положение
об организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула (приложение).
2. Отделу информационных технологий администрации города Тулы (Д.А. Гусев) разместить данное Постановление на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет".
3. Опубликовать настоящее Постановление в общественно-политической региональной газете "Тула".
4. Контроль исполнения Постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальной политике И.М. Матыженкову.
5. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Глава администрации города Тулы
О.К.САМЫЛИН
Приложение
к Постановлению
администрации города Тулы
от 06.07.2011 № 1700
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАСЕЛЕНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ТУЛА
1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула (далее - Положение).
2. Система психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула представляет собой сеть муниципальных учреждений, реализующих деятельность по психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула.
3. Под участниками образовательного процесса понимаются:
- обучающиеся образовательных учреждений всех типов и видов;
- родители (законные представители) обучающихся;
- педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов.
Под населением муниципального образования город Тула понимаются:
- граждане от 3-х до 18 лет, не посещающие муниципальные образовательные учреждения;
- их родители (законные представители).
4. В систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула входит управление образования администрации города Тулы, а также подведомственные ему учреждения (далее - ПМСС - Центры):
- муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - Центр психолого-медико-социального сопровождения "Преображение";
- муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центр психолого-медико-социального сопровождения "Валеоцентр".
5. В своей деятельности ПМСС-Центры руководствуются международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, решениями органов управления образованием, настоящим Положением.
2. Цели и задачи деятельности
2.1. К целям психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула относятся:
- оказание образовательных услуг средствами индивидуального или (и) группового психолого-педагогического, медико-социального консультирования; психолого-педагогической, медико-социальной и коррекционно-развивающей работы; психолого-медико-педагогической диагностики; психолого-педагогической профилактики и просвещения;
- оказание психолого-педагогических и медико-социальных услуг детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
- оказание психолого-педагогических услуг общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации;
- содействие индивидуальному и социальному развитию ребенка, социализации, реализации личностного потенциала, профессиональному самоопределению;
- повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
2.2. Основными задачами психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула являются:
- психологический и социологический анализ социальной ситуации в образовательных учреждениях города, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
- оказание специализированной, индивидуально ориентированной помощи (консультативно-диагностической, коррекционно-развивающей) и поддержки детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- оказание индивидуально ориентированных педагогических, психологических, социальных, медицинских услуг детям;
- оказание консультативных услуг родителям (законным представителям), педагогическим работникам, а также образовательным учреждениям различного типа и вида в разработке и реализации программ индивидуального развития, воспитания и обучения детей с проблемами школьной и социальной адаптации;
- содействие педагогическим коллективам образовательных учреждений в гармонизации социально-психологического климата;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- профилактика и преодоление проблем в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
- разработка, осуществление и распространение психопрофилактических программ, способствующих свободному развитию личности ребенка, имеющего проблемы в психофизическом развитии;
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
3. Направления и виды деятельности
3.1. Основными направлениями деятельности ПМСС-Центров являются:
- образовательное - организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (психокоррекционной, развивающей, профилактической, диагностической, консультативной, просветительской и пр.), рассчитанным на детей в возрасте от 3-х до 18 лет, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
- диагностико-коррекционное, развивающее - диагностика уровня психического и физического развития и отклонений в поведении детей с целью выявления проблем каждого ребенка и выбора соответствующей образовательной программы и формы ее освоения в рамках комплекса психолого-педагогической и медико-социальной помощи; коррекционно-развивающая работа;
- научно-методическое - организация и проведение проблемных психолого-педагогических и социологических исследований, повышение профессионального мастерства специалистов в межкурсовой период, создание базы данных, подготовка и выпуск информационных, методических, аналитических и других материалов.
3.2. Основные виды деятельности ПМСС-Центров:
3.2.1. Психолого-педагогическое и медико-социальное консультирование (консультативная деятельность) - оказание помощи детям и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и населению муниципального образования город Тула в вопросах развития, воспитания и обучения посредством консультирования специалистами различного профиля (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами и другими специалистами службы).
3.2.2. Психолого-педагогическая коррекция и развитие - создание условий для активного воздействия на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, социальных педагогов и других специалистов.
3.2.3. Психолого-медико-педагогическая диагностика - углубленное психолого-медико-педагогическое изучение детей и подростков, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и адаптации. Психолого-медико-педагогическая диагностика проводится специалистами различного профиля как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников.
3.2.4. Психолого-педагогическая профилактика - предупреждение возникновения отклонений в полноценном личностном развитии и поведении детей и подростков в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
3.2.5. Психолого-педагогическое просвещение - формирование у детей и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях; желание использовать их в интересах собственного развития, создание условий для полноценного личностного развития обучающихся, воспитанников и их самоопределения на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
3.2.6. Социологические исследования - осуществление социологических исследований с целью получения объективной информации о ходе общественных процессов в образовательном пространстве города.
3.2.7. Научно-методическая работа реализация мер по созданию единого информационно-методического пространства и оказание конкретной методической помощи.
4. Полномочия органов местного самоуправления
муниципального образования город Тула
4.1. Учредителем учреждений, входящих в систему психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула, является администрация города Тулы, которая вправе делегировать часть своих полномочий управлению образования администрации города Тулы.
4.2. Финансовое обеспечение деятельности по организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула является расходным обязательством муниципального образования город Тула и осуществляется за счет средств бюджета города Тулы и иных источников, не запрещенных законодательством.
4.3. Для развития материальной базы системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи участникам образовательного процесса учреждений образования и населению муниципального образования город Тула могут привлекаться добровольные пожертвования и другие источники в соответствии с действующим законодательством.