Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Электронная отчетность: работа над ошибками

Развитие информационных технологий не обходит стороной взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов. Главная цель внедрения Интернет-технологий в сферу государственных услуг - повышение качества обслуживания, создание новых возможностей для пользователей, гарантированная прозрачность и доступность необходимых сервисов и процедур 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Одним из основных направлений информационного взаимодействия налоговых органов с организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами является электронная отчетность: с 2003 года налогоплательщики имеют возможность направлять налоговые декларации и расчеты по телекоммуникационным каналам связи через Интернет.
Ежегодно число пользователей, присоединяющихся к системе представления отчетности в электронном виде через Интернет, растет: каждый налогоплательщик может оценить ее надежность и комфорт в работе с налоговыми инспекциями.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 и зарегистрирован Минюстом России 16.05.2002.
Установленный порядок предусматривает, что отправка документов налогоплательщика в налоговые органы в электронном виде осуществляется через независимого посредника - специализированного оператора связи. Кроме того, направляемые документы подписываются электронной подписью налогоплательщика и зашифровываются с помощью средств криптографии. Таким образом, обеспечивается информационная безопасность и юридическая значимость обмена.
Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Налоговый орган направляет налогоплательщику электронную квитанцию о приеме, которая подтверждает факт приема декларации. Извещением о вводе налоговый орган подтверждает налогоплательщику факт переноса данных декларации в свои информационные ресурсы. Подробнее о порядке электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками можно узнать, ознакомившись с соответствующими Методическими указаниями, утвержденными приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@. Этот и другие документы по вопросам электронной отчетности размещены на сайте Управления www.r74.nalog.ru в разделе "Налоговая отчетность".
Порядок заполнения и отправки электронных деклараций по существу мало отличается от заполнения отчетности вручную на бумаге: и в том, и в другом случае можно совершить одни и те же ошибки. Разница в том, что информацию об ошибках в электронном документе налогоплательщик получит гораздо оперативнее, чем в случае ее отправки на бумаге. Это значит, что времени на устранение ошибок у налогоплательщика, отправившего электронный документ, больше.
Какие же ошибки подстерегают налогоплательщиков? Как их распознать и вовремя исправить?
Все ошибки можно классифицировать следующим образом:
- ошибки, связанные с нарушением установленного порядка представления сведений,
- ошибки, выявляемые при форматном контроле,
- ошибки, выявляемые в ходе логического контроля,
- ошибки, выявляемые при проверке по справочникам.
Примером ошибки первого типа может служить представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета). К этой же группе ошибок относится отсутствие сообщения о доверенности, которая необходима, если документ подписан не самим налогоплательщиком (его законным представителем). Бывает, что представитель не имеет полномочий подписи и представления налоговой отчетности, например, когда срок доверенности истек.
Ошибки, выявляемые при форматном контроле, связаны с внутренним содержанием декларации. Среди них отсутствие в налоговой декларации (расчете) фамилии, имени, отчества налогоплательщика (для физического лица) или полного наименования организации (ее обособленного подразделения). Отсутствие значений в полях декларации, которые не могут быть пустыми, например, если не заполнен или неверно заполнен реквизит ОКАТО документа, отсутствие в налоговой декларации (расчете) ИНН налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, также автоматически выявляется на этапе форматного контроля.
Логический контроль налоговой декларации позволяет избежать или вовремя исправить ошибки в предоставляемых сведениях. Например, причиной сообщения об ошибке может стать неверно заданный год отчетного периода в документе, либо попытка повторно отправить файл с признаком "Вид документа" (первичный, корректирующий) ранее принятый и зарегистрированный налоговым органом.
Ошибки, выявляемые при проверке по справочникам, указывают на отсутствие значений элемента в заданном классификаторе (справочнике): например, код налогового органа представления отчетности, указанный в файле отчетности, отсутствует в классификаторе Системы обозначений налоговых органов (СОНО) или банк не включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для выдачи банковских гарантий.
Таким образом, налогоплательщики, заполняющие отчетность от руки и предоставляющие ее, минуя Интернет, лишены подсказок со стороны систем форматно-логического контроля.
Первичный контроль на соответствие электронного документа налогоплательщика установленным требованиям налоговая инспекция осуществляет не позднее 4 часов с момента его получения. Для электронного документа, не соответствующего требованиям, автоматически формируется сообщение об ошибке, которое передается отправителю через специализированного оператора связи.
В течение следующих 4 часов (с момента поступления в программный комплекс налогового органа) инспекция проводит окончательный контроль электронного документа на соответствие установленным требованиям и при отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме.
Итак, если при заполнении и отправке налоговой декларации в электронном виде допущены ошибки, отправитель получит сообщение о них. Разобраться в сообщении поможет справочник КОФО - Классификатор ошибок форматно-логического контроля файлов налоговой и бухгалтерской отчетности ФНС России. Документ размещен в электронном виде на сайте Управления www.r74.nalog.ru в разделе "Налоговая отчетность" - рубрика "Нормативные акты и регламентирующие документы".
Справочник КОФО систематизирует ошибки в отчетности: каждой из них присвоен отдельный числовой код. Сопоставив содержание сообщения об ошибке с КОФО, можно понять, где проблема.
Столкнувшись с ошибкой, важно знать, что можно уточнить любую декларацию, представленную в налоговую инспекцию. Соответствующие права и обязанности налогоплательщиков установлены статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации. Последствия уточнений зависят от того, истек ли срок представления отчетности к моменту выявления ошибок и от характера самих ошибок.
Обсуждаемые ошибки в отчетности не связаны непосредственно с определением налоговой базы для исчисления и уплаты налогов. Достаточно соблюдать элементарные правила. При отправке отчетности необходимо проверить ее соответствие установленной форме (формату), правильно выбрать налоговый орган, в который направляется декларация, поставить электронную подпись налогоплательщика. В случае, когда декларация подписывается по доверенности уполномоченным представителем налогоплательщика, необходимо убедиться в наличии информационного сообщения о доверенности, которое направляется одновременно с декларацией.
Копию доверенности на бумаге следует однажды до отправки отчетности представить в налоговый орган по месту учета. Действие доверенности ограничено трехлетним сроком, поэтому представление копии новой доверенности необходимо после истечения срока предыдущей. Пренебрежение этими простыми правилами может привести к критическим ошибкам с неприятными последствиями.
Итак, если получено сообщение об ошибке в электронном документе, допущенную неточность следует оперативно устранить и представить в налоговую инспекцию уточненную отчетность.
Если самостоятельно разобраться в причинах ошибки не получается - обратитесь в налоговый орган по месту учета. Система представления отчетности в электронном виде через Интернет предоставляет такой сервис пользователям.
Пользуйтесь преимуществом!

Начальник отдела
работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России
по Челябинской области
П.С.ЛОГИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
"Налоговые вести", № 4, май-июнь, 2011


Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <20.06.2011>
"Электронная отчетность: работа над ошибками"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru