Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


 
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2010 г. по делу № 58-АМЗ-2010

Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2010 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2010 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

    Председатель Комиссии:

    Гаврилов А.А. - заместитель    руководителя    Управления   Федеральной
                    антимонопольной   службы   по  Чувашской  Республике  -
                    Чувашии;

    Члены Комиссии:

    Железина Л.А. - начальник отдела естественных монополий и рекламы;

    Соколова В.И. - главный    специалист-эксперт    отдела    естественных
                    монополий и рекламы;

    Гадилова А.Р. - старший   специалист   1  разряда  отдела  естественных
                    монополий и рекламы,

при ведении протокола заседания Комиссии Соколовой В.И.,
в присутствии:
от заявителя - Администрации г. Алатырь (адрес: 429820, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 87): первого заместителя главы Е. (распоряжение по личному составу от 02.12.2005 № 101);
от ответчика - ОАО "А." (адрес: 429820, г. Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, д. 45): В. (доверенность <...>), С. (доверенность <...>),
от заинтересованного лица - ООО "У." г. Алатырь: директора Б. (приказ о вступлении в должность директора общества от 31.01.2009 г. № 8), юрисконсульта Р. (доверенность <...>),
рассмотрев дело № 58-АМЗ-2010 по признакам нарушения ОАО "А." части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Чувашское УФАС России обратилась Администрация г. Алатырь с заявлением о том, что ОАО "А." письмом от 27.02.2010 г. № 411 уведомило администрацию о прекращении с 01.05.2010 г. поставки тепловой энергии для муниципальных нужд в связи с решением акционеров в лице Министерства обороны Российской Федерации. В письме ОАО "А." сообщает, что все договоры на поставку и потребление тепловой энергии с контрагентами заключены сроком до 30.04.2010 г.
Администрация г. Алатырь в заявлении сообщает, что ОАО "А." является единственным поставщиком тепловой энергии в данном районе города. Кроме того, все договоры на поставку и потребление тепловой энергии заключены ОАО "А." с контрагентами до 31.12.2010 г. Администрация г. Алатырь принимает конкретные меры по строительству автономных газовых котельных для обеспечения теплоснабжения социальной сферы и населения и планирует отказаться от услуг теплоснабжающих организаций, находящихся в собственности промышленных предприятий. Однако в короткий срок решить эту проблему Администрация г. Алатырь не может.
Администрация г. Алатырь считает, что ОАО "А." как единственный поставщик тепловой энергии, необоснованно намеревается отключить теплоэнергию потребителям данного района города.
Из пояснения ОАО "А." по указанному вопросу следует, что в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров, в условиях естественной монополии, и деятельность субъектов естественных монополий подлежит регулированию, в том числе в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
ОАО "А." указывает, что передача пара и горячей воды (тепловой энергии) не является основным видом деятельности общества. Оказание обществом услуг по передаче тепловой энергии для ООО "У." не свидетельствует о том, что оно является субъектом естественной монополии на данном товарном рынке.
Кроме того, ОАО "А." не входит в реестр организаций (предприятий), которые являются субъектами естественной монополии в Чувашской Республике.
То обстоятельство, что в последующем продаваемая ОАО "А." тепловая энергия поступает населению г. Алатырь, не подтверждает факт оказания обществом коммунальных услуг населению, а также возможность применения к обществу положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 утвержден порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям потребителям при неоплате им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с указанным порядком при неоплате за один период платежа энергоснабжающая организация предупреждает потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа подача энергетических ресурсов может быть ограничена. О введении ограничения потребитель предупреждается за сутки.
Ограничение вводится до уровня аварийной брони. Энергоснабжающая организация вправе прекратить подачу топливно-энергетических ресурсов полностью до полного погашения задолженности, если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов образовавшаяся задолженность не будет погашена.
Запрета в прекращении подачи либо ограничении подачи тепловой энергии для таких потребителей при нарушении ими условий договора теплоснабжения нормативно-правовыми актами не установлено.
Наличие задолженности за поставленную тепловую энергию ООО "У." в данном случае не опровергается, поэтому это обстоятельство является бесспорным.
Предупреждение о прекращении подачи тепловой энергии со 02 мая 2010 год (исх. № 838 от 21.04.2010 года) было направлено с соблюдением требований законодательства, регулирующего порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии.

Кроме того, пункт 3.9 договора на поставку и потребление тепловой энергии № 264 от 20.11.2009 года, заключенного между ОАО "А." и ООО "У.", предусматривает прекращение подачи теплоносителя полностью или частично в одностороннем порядке, в случаях: неуплаты за использование тепловой энергии более 2 расчетных периодов подряд, при потреблении тепловой энергии и теплоносителя без договора теплоснабжения, при присоединении теплопотребляющих установок помимо приборов учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В соответствии со статьями 9, 12 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют защиту принадлежащих им гражданских прав.
В рамках договора между ОАО "А." и ООО "У." общество вынесло предупреждение об ограничении подачи тепловой энергии, используя данное полномочие как средство защиты своих имущественных прав (взыскание задолженности), однако действий, направленных на прекращение подачи теплоэнергии общество не осуществляло.
После предупреждения должником - ООО "У." с участием Главы г. Алатырь Марискина М.В. был составлен и утвержден график погашения задолженности за потребленную тепловую энергию. Согласно графику первый платеж поступил 14 мая 2010 года в сумме 400 000 рублей.
ОАО "А." отмечает, что согласно Постановлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2009 года № 15-5/тн тариф на тепловую энергию, поставляемую в 2010 году энергоснабжающими организациями населению г. Алатырь, утвержден в размере 1052 рубля 59 копеек с НДС за 1 Гкал. На основании договора № 264 от 20.11.2009 года, ООО "У." оплачивает обществу за отпущенную теплоэнергию по цене 937,33 руб. за 1 Гкал с НДС (794,35 без НДС). Таким образом, управляющая компания имеет доход в размере 97 рублей 67 копеек за 1 Гкал.
ОАО "А." указывает, что общество из года в год несет убытки, в связи с необоснованным занижением тарифа, устанавливаемым Государственно службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. Размер убытков составляет за 2007 год - 1 159990 рублей, за 2008 год - 3 078 800 рублей, 2009 год - 4 123 290 рублей.
Представители ОАО "А." на заседании Комиссии сообщили, что общество в дальнейшем не сможет отпускать теплоэнергию сторонним потребителям по техническим причинам. Это связано с тем, что паровые котлы технически изношены. Из 3 котлов эксплуатируются только 2 котла: один котел эксплуатируется с 1976 года, второй котел эксплуатируется примерно 20 лет. В связи с отсутствием финансовых средств, общество не имеет возможности отремонтировать эти котлы. Для того, чтобы Администрация г. Алатырь безотлагательно приняла меры по поиску другого поставщика тепловой энергии, ОАО "А." сообщило главе г. Алатырь об этом еще в 2007 году. В настоящее время обществом заключен договор с ООО "У. "К." на проведение экспертизы промышленной безопасности (техническому диагностированию) парового котла ДКВР 10-13, который эксплуатируется с истекшим сроком службы.
Представители ОАО "А." отметили, что предупреждения о прекращении подачи теплоэнергии направлены в Администрацию г. Алатырь и ООО "У." для принятия мер по погашению задолженности за потребленную электроэнергию, которая составляет более 3 млн. руб. При этом, действий по прекращению подачи теплоэнергии общество не осуществляло.
Первый заместитель главы Администрации г. Алатырь подтвердила заявленное и просила о продолжении поставки тепловой энергии, т.к. в противном случае граждане 11 многоквартирных домов и 3 социальных учреждений данного района останутся без тепла и горячей воды.
Директор ООО "У." пояснила, что управляющая компания не является перепродавцом тепловой энергии, а является исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах. ОАО "А." единственный поставщик тепловой энергии населению данного района г. Алатырь. Прекращение действия договора на поставку и потребление тепловой энергии повлечет нарушение прав граждан-потребителей на получение коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующие обстоятельства.
ООО "У." получает тепловую энергию на основании договора на поставку и потребление тепловой энергии № 264 от 20.11.2009, заключенного с ОАО "А." со сроком действия до 31.12.2010 г. ОАО "А." является единственным поставщиком тепловой энергии для потребителей данного района г. Алатырь и ООО "У." не имеет возможности подключения к другим источникам теплоснабжения.
ОАО "А." письмом от 27.02.2010 г. № 411 уведомило администрацию о том, что решением акционеров в лице Министерства обороны Российской Федерации, с 01.05.2010 г. будет прекращена поставка тепловой энергии для муниципальных нужд, а также об истечении 30.04.2010 г. срока действия договора. 29.04.2010 г. (письмо № 911) ОАО "А." направило главе г. Алатырь уведомление аналогичного содержания и сообщило о том, что на второе полугодие 2010 года договор на поставку тепловой энергии заключаться не будет.
21.04.2010 ОАО "А." направило письмо № 838 в ООО "У." и Администрацию г. Алатырь о том, что в связи с регулярной неоплатой за потребленную тепловую энергию и в соответствии с пунктом 3.9 договора прекращается подача тепловой энергии на объекты ЖКХ.
В ответ на данное письмо Администрация г. Алатырь предложила согласовать график погашения задолженности ООО "У." в сумме 3537776 руб. (письмо от 28.04.2010 № 967). Из пояснения ОАО "А." следует, что данный график сторонами согласован, платежи по графику производятся.
Из положений пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) следует, что под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению граждан, проживающих в управляемом жилом доме, водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением и отоплением. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ООО "У." как управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг. При этом, ООО "У.", заключая договор на поставку и потребление тепловой энергии с ОАО "А.", выступает не в своих интересах, а в интересах населения.
Согласно пункту 3 статьи 541 и пункту 2 статьи 548 ГК РФ гражданин вправе потребовать энергию в необходимом ему количестве. В силу требований части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. постановлением Правительства от 05.01.1998 г. № 1), предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Одновременно Комиссия отмечает, что наличие у ООО "У." задолженности по оплате поставленной энергии гражданам в жилом доме не является основанием для прекращения подачи тепловой энергии. Кроме того, граждане, потребляющие тепловую энергию для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную энергию, в том числе и объекты социально-культурного назначения. Приостановление или ограничение подачи горячей воды не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, проживающих в многоквартирном доме, которые своевременно оплачивают потребленную тепловую энергию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии определяется как субъект естественной монополии.
Согласно статье 4 указанного федерального закона услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Материалами дела и Комиссией установлено, что ОАО "А." осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии населению района города Алатырь и учреждениям социального назначения г. Алатырь.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, Общество находится в состоянии естественной монополии и занимает доминирующее положение в пределах границ своих тепловых сетей. Граница раздела между ОАО "А." и ООО "У." является ответный фланец задвижки на врезке в центральную тепловую сеть ОАО "А.", определяемая актом и схемой разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (п. 9.1. договора № 264 от 20.11.2009, приложение № 2 к договору).
Довод ОАО "А." о том, что оно не является субъектом естественной монополии, поскольку не включено в установленном законом порядке в Реестр субъектов естественных монополий, не состоятелен, т.к. противоречит пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласно которого лицо, не включенное в реестр хозяйствующих субъектов, нельзя считать не занимающим доминирующее положение на рынке лишь только на этом основании. Факт занятия доминирующего положения может быть установлен также на основании иных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения (теплоснабжения) относится к публичным договорам, т.е. к договорам, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится
Обязанность заключения договора энергоснабжения основывается также на том, что энергоснабжающие организации являются субъектами естественных монополий.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "А." как субъект естественных монополий, не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Экономически и технологически отказ от оказания услуг по передаче электроэнергии ОАО "А." не обосновало и не доказало.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению, что ОАО "А.", направив уведомление от 27.02.2010 г. № 411 о прекращении с 01.05.2010 г. поставки тепловой энергии для муниципальных нужд, а также уведомление от 29.04.2010 № 911 об отказе исполнения договора на поставку тепловой энергии во втором полугодии 2010г., и письма от 21.04.2010 № 838 о прекращении подачи тепловой энергии на объекты ЖКХ в мае 2010 г., оговоренные в договоре № 264 от 20.11.2009, нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать действия ОАО "А." нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с направлением уведомления от 27.02.2010 г. № 411 о прекращении с 01.05.2010 г. поставки тепловой энергии для муниципальных нужд, а также уведомления от 29.04.2010 № 911 об отказе исполнения договора на поставку тепловой энергии во втором полугодии 2010г., и письма от 21.04.2010 № 838 о прекращении подачи тепловой энергии на объекты ЖКХ в мае 2010г., оговоренные в договоре № 264 от 20.11.2009.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Выдать ОАО "А." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
В.И.СОКОЛОВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.11.2010 по делу № А79-5552/2010 данное решение признано недействительным.

Решение Чувашского УФАС РФ от 28.05.2010 по делу № 58-АМЗ-2010
<О нарушении законодательства в области защиты конкуренции>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru