УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2010 г. по делу № 217-10К
Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Попов В.Г. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
Михин С.В. - член Комиссии, начальник отдела;
Степанов Р.М. - член Комиссии, главный специалист-эксперт;
Бестаев Г.У. - член Комиссии, специалист-эксперт;
Константинова М.В. - член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело № 217-10К, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием "В" (далее - МКП "В", ответчик; <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от МКП "В" - В. (доверенность от 25.12.2009 г. № 46);
от ООО "Б" - С. (Протокол общего собрания учредителей ООО "Б" от 17.12.2008 г. № 2),
установила:
03.09.2010 г. в Управление поступило заявление (исх. от 02.09.2010 г. № 90) Общества с ограниченной ответственностью "Б" (далее - ООО "Б", заявитель; <...>) на действия МКП "В" по угрозе прекращения оказания жильцам многоквартирного дома № 67 (<...>) услуг по горячему водоснабжению.
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, 01.09.2010 г. в адрес ООО "Б" от МКП "В" поступило уведомление от 30.08.2010 г. № 4548/10 об отключении горячего водоснабжения, следующего содержания:
"Вашей организацией не выполнены обязательства по оплате задолженности за потребленную тепловую энергию и горячую воду по Договору № 360 от 15.04.2009 г. на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
Задолженность Вашего предприятия по состоянию на 27.08.2010 г. составляет 1 104 758 руб. 67 коп.
Настоящим письмом уведомляем Вас, что с 06.09.2010 г. МКП "В" приступит к прекращению поставки горячей воды жилому дому по адресу <...>.
Возобновление поставки горячей воды будет возможно только после оплаты фактической задолженности...".
При этом, как следует из заявления, какая-либо задолженность за отопление и горячее водоснабжение непосредственно у жителей дома № 67 (<...>) отсутствует.
В письменных объяснениях (исх. от 29.09.2010 г. № 5180 и от 13.10.2010 г. б/н) МКП "В" указало, что основанием для направления уведомления послужило наличие задолженности ООО "Б" перед ответчиком в размере, превышающем 6 ежемесячных размеров платы.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении МКП "В" возбуждено дело № 217-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в технологически и экономически необоснованной угрозе прекращения оказания жильцам многоквартирного дома № 67 (<...>) услуг по горячему водоснабжению и поставке тепловой энергии.
Рассмотрение дела № 217-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 30.09.2010 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела № 217-10К о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 19.10.2010 г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 217-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МКП "В" по созданию для ООО "Б" и жильцов многоквартирного дома № 67 (<...>) необоснованной угрозы прекращения оказания им услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Управления от 30.12.1997 г. № 17 МКП "В" включено в Реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр
), по видам услуг - предоставление услуг по теплоснабжению, в географических границах - зона обслуживания в г. Воронеже, с долей на рынке - более 50 процентов (выписка из Реестра
имеется в материалах дела).
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Учитывая изложенное, МКП "В" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по теплоснабжению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже.
Частью 1 статья 15 Закона о теплоснабжении установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
На момент рассмотрения настоящего дела Правила организации теплоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждены.
Согласно части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, между МКП "В" и ООО "Б" заключен договор от 15.04.2009 г. № 360 на отпуск тепловой энергии и горячей воды (далее - Договор № 360) в редакции решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2009 г. по делу № А14-9303-2009/290/18.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, МКП "В" обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды ООО "Б" через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) заявителя, а ООО "Б" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Пунктом 2.2.1 Договора № 360 установлено, что МКП "В" имеет право приостановить или ограничить поставку тепловой энергии через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) ООО "Б" в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. При этом под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
Как следует из уведомления от 30.08.2010 г. № 4548/10, основанием для его направления послужила именно сложившаяся задолженность у ООО "Б" перед ответчиком за потребленную тепловую энергию и горячую воду в сумме 1 104 758 руб. 67 коп.
В соответствии с предоставленным ответчиком расчетом сумм основного долга ООО "Б" перед МКП "В" за период с 01.01.2010 г. по 31.08.2010 г. (имеется в материалах дела), начисленная ООО "Б" плата за услуги по теплоснабжению за период с марта по август 2010 года составила 1 527 730 руб. 87 коп.
Таким образом, задолженность, сложившаяся у ООО "Б" перед МКП "В" по состоянию на 27.08.2010 г., не превысила 6 ежемесячных размеров платы (с марта по август 2010 года), так как 1 104 758 руб. 67 коп. (фактическая задолженность) меньше чем 1 527 730 руб. 87 коп. (плата, начисленная за 6 месяцев), в связи с чем аргумент ответчика о наличие задолженности ООО "Б" перед МКП "В" в размере, превышающем 6 ежемесячных размеров платы противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, законные основания для направления заявителю уведомления от 30.08.2010 г. № 4548/10, предусмотренные подпунктом а) пункта 2.2.1 Договора № 360 у МКП "В" отсутствовали.
Помимо этого, при рассмотрении настоящего дела Комиссией Управления одновременно учитывается следующее обстоятельство.
В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта а) статьи 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В случаях, предусмотренных подпунктами а, б, в, г, д, е пункта 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
При этом Правилами предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Таким образом, возможность ограничения подачи тепловой энергии по инициативе энергоснабжающей организации зависит от наличия задолженности исполнителя, а также от наличия абонентов, не имеющих задолженности за потребленные ресурсы, поскольку, в силу указанных Правил и части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, их интересы не должны пострадать в случае ограничения энергоснабжения.
При рассмотрении настоящего дела МКП "В" не представлено каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что абсолютно все жильцы дома № 67 (<...>) имеют задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению в виде горячей воды. Напротив, как следует из заявления (исх. от 02.09.2010 г. № 90) ООО "Б", какая-либо задолженность за отопление и горячее водоснабжение непосредственно у жителей дома № 67 (<...>) полностью отсутствует.
Указанная информация была подтверждена представителем ООО "Б" при рассмотрении дела № 217-1ОК о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, угроза прекращения оказания жильцам многоквартирного дома № 67 (<...>) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, содержащаяся в уведомлении МКП "В" от 30.08.2010 г. № 4548/10, была направлена не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за горячее водоснабжение, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение, что является нарушением части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что прекращение МКП "В" оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому по адресу <...> приведет к ущемлению интересов жильцов указанного дома, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
Одновременно следует отметить, что ООО "Б" является исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирном доме и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников.
С учетом изложенного, действия ответчика по необоснованной угрозе ООО "Б", содержащейся в уведомлении от 30.08.2010 г. № 4548/10 об отключении горячего водоснабжения могут привести к нарушению прав и интересов заявителя в сфере его предпринимательской деятельности, так как создают препятствия для исполнения ООО "Б" своих обязанностей перед добросовестными плательщиками-гражданами по предоставлению им коммунальных услуг, в том числе услуг по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах, действия МКП "В" по необоснованной угрозе ООО "Б" и, соответственно, его потребителям-жильцам дома № 67 (<...>), своевременно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг, прекращения оказания им услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Направив уведомление от 30.08.2010 г. № 4548/10 об отключении горячего водоснабжения, МКП "В" создало необоснованную угрозу наступления для ООО "Б" и его потребителей-жильцов дома № 67 (<...>), своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг, негативных последствий (прекращение горячего водоснабжения), что могло привести к ущемлению их интересов.
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности МКП "В", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "б" и подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать действия МКП "В" по необоснованной угрозе ООО "Б" и жильцам дома № 67 (<...>), своевременно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг, прекращения оказания им услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать МКП "В" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Выдать МКП "В" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
В.Г.ПОПОВ
Члены Комиссии
С.В.МИХИН
Р.М.СТЕПАНОВ
Г.У.БЕСТАЕВ
М.В.КОНСТАНТИНОВА