Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
В 2010 ГОДУ

1. Общие положения

1.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет правительства Воронежской области об исполнении в 2010 году Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и Законом Воронежской области "О Контрольно-счетной палате Воронежской области".
Заключение основано на результатах проверки бюджетной отчетности за 2010 год департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, а также на материалах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Воронежской области в 2010 году и первом квартале 2011 года.
1.2. В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и ст. 74 Закона Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год представлен правительством Воронежской области в Контрольно-счетную палату области в установленный срок - 14 апреля 2011 года.

2. Итоги социально-экономического развития области

2.1. В первом полугодии 2010 года продолжился восстановительный рост экономики Воронежской области. Однако из-за засухи и последующего падения сельскохозяйственного производства в экономическом оживлении наметилась пауза. Несмотря на это, в целом 2010 год характеризуется положительной динамикой по большинству макроэкономических показателей. Это связано, прежде всего, с восстановлением как инвестиционного, так и потребительского внутреннего спроса, стимулируемого антикризисными мерами федерального и областного уровня.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (далее - Воронежстат), в инвестиции на развитие экономики области направлено 123 млрд. рублей, что на 22,5% больше предыдущего года и на 16,5 п. п. - среднероссийского уровня.
Промышленное производство по итогам 2010 года увеличилось на 4,5%.
В то же время аномальные погодные условия нивелировали устойчивую позитивную динамику аграрного сектора: объем продукции сельского хозяйства по итогам года составил только 72,9% к уровню прошедшего года (по России - 88,1%).
Ниже уровня 2009 года оказался и объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - 22,8 млрд. рублей, или 98,2%.
Сравнительный анализ социально-экономических показателей Российской Федерации и Воронежской области в 2010 году представлен на диаграмме 1 (не приводится).
Из диаграммы видно, что тенденции социально-экономического развития области в целом соответствовали общероссийской динамике.
2.2. Прибыль предприятий <*> области по итогам года составила 19,3 млрд. рублей, что на 24,5% выше показателя 2009 года, одновременно выросло и число нерентабельных предприятий - до 284 единиц (почти треть от общего количества), и сумма их убытков - с 8,3 млрд. рублей до 12,8 млрд. рублей.
--------------------------------
<*> Без учета субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков и страховых организаций.

Темпы роста убытков и количества убыточных предприятий Воронежской области оказались в отчетном году самыми высокими среди регионов Центрального Черноземья.

Основные показатели социально-экономического развития
Российской Федерации и Воронежской области в 2010 году

Рисунок не приводится.

Проблемы в деятельности предприятий всех отраслей привели к увеличению кредиторской задолженности, которая за год выросла на 42,2 млрд. рублей (на 40%) и в декабре составила 145,4 млрд. рублей. Дебиторская задолженность также увеличилась на 29,1%.
2.3. Общее оживление экономики региона также оказало неоднозначное влияние на благосостояние населения.
С одной стороны, номинальные денежные доходы, полученные населением в 2010 году, увеличились по сравнению с предыдущим годом на 12% и составили 357,4 млрд. рублей. Выросли и реальные денежные доходы на 5,5% - это на 1,2 п. п. выше среднероссийского уровня. Среднемесячная начисленная заработная плата за отчетный год составила 15187 рублей (по России - 21291,8 тыс. рублей), темпы роста реального размера заработной платы - 107,1% к предыдущему году.
С другой стороны, величина прожиточного минимума увеличилась на 13,6% по сравнению с прошедшим годом и в IV квартале 2010 года составила 5594 рубля. Одновременно произошло значительное увеличение стоимости минимального набора продуктов питания - по сравнению с декабрем 2009 года - на 22,4%, его величина составила 2549,2 рубля. Число жителей области, живущих за чертой бедности, за год возросло на 4,5 процентных пункта и составило более 500 тыс. человек.
На этом фоне отрадно отметить, что среднегодовая численность безработных, официально зарегистрированных в 2010 году, уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 29,7% и составила 19,8 тыс. человек.
Помимо этого, к концу года удалось более чем на треть сократить численность работников, перед которыми имелась задолженность по заработной плате. Общий долг по заработной плате при этом незначительно вырос с 16,2 млн. рублей до 25,5 млн. рублей.
2.4. Макроэкономические условия исполнения бюджета Воронежской области в 2010 году характеризовались ростом целого ряда бюджетообразующих показателей.
Данные о прогнозных и фактических величинах основных показателей социально-экономического развития Воронежской области представлены на диаграмме 2 (не приводится).
За основу расчета доходов бюджета в 2010 году был взят умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития области. В реальности экономика региона восстанавливалась более быстрыми темпами, что говорит о результативности государственного антикризисного регулирования. При этом отклонения показателей, принятых в расчетах к областному бюджету на 2010 год, от фактически сложившихся показателей по некоторым позициям были значительными.
Так, например, в результате неточности прогнозирования фонда заработной платы работников организаций и предприятий первоначально утвержденные показатели налога на доходы физических лиц в течение года перевыполнены на 0,5 млрд. рублей. После произведенного увеличения уточненный план по этому источнику исполнен на 103,1%.

Отклонение фактических от прогнозных значений основных
показателей социально-экономического развития
Воронежской области в 2010 году

Рисунок не приводится.



┌─────────────┬─────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────────┐
│   Остаток   │Выдано в │Погашено в│ Списано в │Остаток на│  Изменение   │
│задолженности│2010 году│2010 году │ 2010 году │01.01.2011│   остатка    │
│на 01.01.2010│         │          │           │          │задолженности │
├─────────────┴─────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────────┤
│Бюджетные  кредиты,  предоставленные  муниципальным  образованиям  (млн.│
│рублей)                                                                 │
├─────────────┬─────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────────┤
│   1 027,4   │  601,6  │  287,9   │   33,8    │ 1 307,3  │    +279,9    │
├─────────────┴─────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────────┤
│Бюджетные кредиты, предоставленные юридическим лицам (млн. рублей)      │
├─────────────┬─────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────────┤
│    96,2     │    -    │   2,8    │     -     │   93,4   │     -2,8     │
├─────────────┴─────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────────┤
│Всего бюджетных кредитов                                                │
├─────────────┬─────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────────┤
│   1 123,6   │  601,6  │  290,7   │   33,8    │ 1 400,7  │    +277,1    │
└─────────────┴─────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────────┘

7.1. Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям, за 2010 год выросла на 279,9 млн. рублей (на 27,2%) и на 1 января 2011 года составила 1307,3 млн. рублей. Долг перед областным бюджетом на конец 2010 года имели 32 из 34 муниципальных образований области. Задолженность отсутствовала только по 2 городским округам: Борисоглебск и Нововоронеж. Значительная сумма долга - 59,8% или 782,2 млн. рублей приходится на 5 муниципальных районов: Калачеевский (107,3 млн. рублей), Острогожский (143,0 млн. рублей), Подгоренский (196,6 млн. рублей), Семилукский (92,2 млн. рублей), Эртильский (106,1 млн. рублей) и городской округ - город Воронеж (137 млн. рублей). Основная часть этой задолженности (52%) реструктурирована до 2019 года и выплачивается районами своевременно в соответствии с утвержденным графиком.
Следует отметить, что в разрезе муниципальных образований соотношение задолженности по бюджетным кредитам к сумме налоговых и неналоговых доходов различается значительно. Так, если долг Воробьевского муниципального района по бюджетным кредитам составил всего 0,3% налоговых и неналоговых доходов районного бюджета, Поворинского - 1,7%, Репьевского - 1,9%, то задолженность Калачеевского муниципального района составила 41,8%, Острогожского - 63,5% налоговых и неналоговых доходов, а по Подгоренскому более чем в 2 раза превысила собственные налоговые и неналоговые доходы.
7.2. Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим лицам, за 2010 год снизилась на 2,9% (2,8 млн. рублей) и на 01.01.2011 составила 93,4 млн. рублей. Основная сумма задолженности - 89,3 млн. рублей приходится на ЖСК "Дом-2". В настоящее время с целью взыскания задолженности с ЖСК "Дом-2", департаментом имущественных и земельных отношений и департаментом финансово-бюджетной политики проводится претензионная работа.

9. Исполнение адресной инвестиционной программы (АИП)

Инвестиций в объекты капитального строительства по сравнению с 2009 годом увеличились на 55,2% и составили 4076,3 млн. рублей. План исполнен на 87% (в 2009 году - на 93,3%). Из общей суммы расходов 2 158,1 млн. рублей или 53% направлено на строительство объектов областной собственности. Исполнение плановых назначений составило 79%. Субсидии местным бюджетам на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности составили 1918,2 млн. рублей, или 47% общих капвложений. План выполнен на 99%. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений по итогам 2010 года составила 613 млн. рублей.
Одной из причин неосвоения бюджетных ассигнований стало то, что на отдельные объекты (строительство автодороги и моста через реку Девица, объектов инженерной инфраструктуры моногорода Семилуки, проектно-изыскательские работы по реконструкции трех блоков областной клинической больницы № 1) лимиты бюджетных обязательств были выделены только в конце года. Поэтому с учетом длительности конкурсных процедур и отсутствием необходимых для расчетов с подрядчиками документов средства не освоены.
Еще одной причиной неосвоения выделенных лимитов послужило внесение изменений в проектно-сметную документацию в ходе строительства и повторное проведение торгов. Например:
- 28,1 млн. рублей или 29% ассигнований, запланированных на реконструкцию кардиохирургической реанимации ОКБ № 1, остались неосвоенными по причине изменения департаментом здравоохранения техзадания в части крепления оборудования;
- 15,1 млн. рублей (17% выделенных лимитов) не освоены при строительстве областного центра реабилитации "Парус надежды". Причина в изменении руководством центра и департаментом труда и соцразвития перечня реабилитационного оборудования, а также нарушение подрядчиком (ООО "Ассоциация Строительный Альянс") сроков по монтажу лифтов.
Вместе с тем по ряду объектов была снижена цена контрактов при проведении торгов, получена экономия по фактически выполненным работам, особенно по объектам газификации. Новые объекты не успели профинансировать из-за длительности конкурсных процедур, в результате чего также сложился неиспользованный остаток бюджетных средств.
Как показали проверки Контрольно-счетной палаты, в ходе освоения бюджетных инвестиций имели место факты неисполнения подрядными организациями договорных обязательств. При этом, претензионная работа не всегда велась на должном уровне, в результате чего упущены предусмотренные контрактами компенсации бюджету. Например, при строительстве инженерной инфраструктуры в с. Александровка администрацией Новоусманского района требование об уплате пени за нарушение сроков выполнения работ были направлены подрядчику только после проверки КСП.
В рамках областной адресной инвестиционной программы финансировались и субсидировались 315 объектов, в том числе 214 объектов газификации и 101 объект социальной сферы и инженерной инфраструктуры.
В 2010 году из предусмотренных к вводу 229 объектов введены в эксплуатацию 210 или 92%. Сроки ввода в эксплуатацию объектов нарушены по причине задержки оформления исполнительной техдокументации.
На конец 2010 года кредиторская задолженность областного бюджета перед подрядчиками составила 2,6 млн. рублей. В ходе реализации программы практически погашена задолженность предыдущего года, сумма которой составляла 8,4 млн. рублей.
Вместе с тем неотработанные подрядчиками авансы - в десятки раз больше (на конец 2010 года их сумма составила 180,4 млн. рублей).
Объем незавершенного строительства на 1 января 2011 года увеличился по сравнению с прошлым годом на 42% и в денежном исчислении составил 3771,4 млн. рублей. В 2010 году в рамках программы осуществлялось финансирование социально-значимых для области объектов, строительство которых требует первоочередного завершения.

10. Анализ финансирования и реализации
региональных программ

Бюджетом Воронежской области в 2010 году предусмотрено финансирование 36 областных целевых, 7 региональных и 36 ведомственных программ. На их исполнение направлено - 21 430,6 млн. рублей, или 98,1% плана.
Реализация областных целевых и региональных программ направлена на решение крупномасштабных задач социально-экономического развития области, в решении которых заинтересованы как хозяйствующие субъекты и население области, так и федеральные органы власти. Это позволяет привлекать для реализации мероприятий средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетные источники финансирования. По результатам анализа можно с уверенностью констатировать наметившуюся тенденцию увеличения доли привлеченных средств в общих расходах на реализацию ОЦП (диаграмма 16) (не приводится).

Диаграмма 16. Привлечено средств из других источников
(рублей на 1 рубль расходов областного бюджета)

Диаграмма не приводится.

Вместе с тем доля программных расходов в общих расходах областного бюджета за последние годы сокращается (диаграмма 17) (не приводится).
При принятии закона о бюджете на 2010 год КСП отмечала нарушение требований ст. 179 БК РФ и соответствующих положений закона о бюджетном процессе Воронежской области, а именно:
- принятие к финансированию программ, которые не были утверждены в установленные законом сроки;
- несоответствие предусмотренных бюджетом ассигнований и потребности в финансовых ресурсах, указанной в паспортах программ.
В итоге программы, которые не были утверждены в установленные законом сроки, прошли процедуру утверждения до конца 2009 года.
Кроме того, пять региональных программ, мероприятия которых направлены на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и на проведение капремонта многоквартирных домов, также были утверждены в течение 2010 года. Однако это связано со сроками принятия решения на федеральном уровне по вопросу софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, которое составляет 95% общего объема расходов на эти программы.

Диаграмма 17. Доля расходов на ОЦП в общем объеме
расходов бюджета

Диаграмма не приводится.

Важно отметить, что в отличие от 2009 года, когда суммарная потребность всех ОЦП в финансовых ресурсах была обеспечена бюджетом лишь наполовину, в 2010 году существовала реальная возможность обеспечить потребность финансирования программ в полном объеме, так как уточненный план предусматривал на их реализацию 6333,6 млн. рублей, что составляет 104,1% суммарной потребности, указанной в паспортах. В этом случае были бы соблюдены и требования статьи 179 БК РФ, в которой говорится о необходимости включения в бюджет тех объемов финансирования, которые отражены в документах, утвердивших программы.
В течение года проводились корректировки программ, а также уточнялись объемы их финансирования в законе о бюджете. Проведенные изменения в ряде случаев позволили согласовать показатели бюджета и данные паспортов программ. Однако по нескольким программам корректировки были направлены на увеличение разрыва между показателями бюджета и паспортными назначениями. Это произошло, например, по программам "Развитие дошкольного образования...", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками..." и "Социальное развитие села...", где увеличение плановых назначений привело к превышению потребности, указанной в паспорте в 2,5 - 5 раз. Причем по программе "Социальное развитие села..." сначала произвели корректировку программы, приведя ее в соответствие с бюджетом, а затем в несколько раз увеличили объем финансирования, предусмотренный на ее реализацию. В результате финансирование 7 программ предусмотрено со значительным превышением сумм, указанных в паспортах. И, наоборот, на реализацию 7 программ бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме менее 80% от указанных в паспортах значений. Наиболее низкие показатели по программе "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников..." - 11,2%.
Фактическое финансирование областных целевых программ в 2010 году также не всегда соответствовала плановым назначениям. Так, три программы профинансированы менее чем на 80% от предусмотренного бюджетом объема. Это ОЦП "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников..." (32,7%), ОЦП "Развитие инновационной деятельности..." (53,8%) и ОЦП "Пожарная безопасность..." (71,5%). Низкий уровень финансирования сложился и по ОЦП "Социальная поддержка инвалидов..." (81,1%) и еще по целому ряду программ. Только по 12 программам финансирование составило 100%.
Следует отметить, что софинансирование за счет средств федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, предусмотренное паспортом программы, не обеспечивалось в полном объеме. Это говорит о недостаточной работе по их привлечению, проводимой государственными заказчиками программ. Например, программа "Развитие образования..." профинансирована из федерального бюджета за весь период ее реализации менее чем на 80%, а из внебюджетных источников - на 85,9%. По программам "Патриотическое воспитание..." и "Дети Воронежской области..." внебюджетные источники финансирования привлечены лишь на 76,5% и 82,8% соответственно. Средства местных бюджетов по программе "Реформирование и модернизация ЖКХ..." поступили лишь в объеме 88,5% от запланированных показателей.

Диаграмма 18. Уровень обеспеченности программ финансовыми
ресурсами.

Диаграмма не приводится.

Уровень финансирования из всех источников (в процентах к паспортам) и результат (количество достигнутых целевых показателей к общему числу целевых индикаторов программы) по завершенным программам представлены на диаграмме 19 (не приводится):

Диаграмма 19. Финансирование региональных программ
и достижение результатов, определенных программами,
за весь период реализации.

Диаграмма не приводится.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод, что не всегда достаточный уровень финансирования обеспечивает достижение поставленных в программе целей. К примеру, если по программе "Развитие образования..." при чуть более чем 100-процентном финансировании достигнуты одиннадцать из двенадцати показателей, то по программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства..." при превышении финансирования в 2,5 раза ни один целевой показатель не достигнут.
Негативное влияние на результативность исполнения ОЦП оказывают также нарушения и недостатки, допускаемые в ходе их реализации, о чем в тексте заключения приведены многочисленные примеры.

11. Заключительные положения

Обобщив материалы Заключения, Контрольно-счетная палата отмечает, что при исполнении областного бюджета нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены, выявленные нарушения не повлияли на достоверность бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении областного бюджета. Причин для отклонения отчета правительства Воронежской области об исполнении Закона "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Контрольно-счетная палата не усматривает.

Председатель Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 1(21), 2011


Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 18.07.2011
"Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении областного бюджета в 2010 году"

1. Общие положения
2. Итоги социально-экономического развития области
3. Общая характеристика исполнения областного бюджета
4. Исполнение доходной части областного бюджета
Таблица 1. Характеристика доходов областного бюджета в 2009 - 2010 годах
4.1. Налоговые доходы
4.1.1. Налог на доходы физических лиц
4.1.2. Налог на прибыль организаций
4.1.3. Акцизы
4.1.4. Сумма налога на имущество организаций
4.1.5. Недоимка по налогам и платежам в областной бюджет
4.2. Неналоговые доходы областного бюджета
4.3. Безвозмездные поступления
Таблица 2. Характеристика безвозмездных поступлений
5. Состояние государственного долга Воронежской области
6. Исполнение расходной части бюджета
Таблица 3
6.1. Раздел "Общегосударственные вопросы"
6.2. Раздел "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность"
6.3. Раздел "Национальная экономика"
6.4. Раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство"
6.5. Раздел "Образование"
6.6. Раздел "Культура, кинематография, СМИ"
6.7. Раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт"
6.8. Раздел "Социальная политика"
6.9. Раздел "Межбюджетные трансферты"
7. Реализация государственной политики в сфере занятости населения
8. Предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета
Таблица 4
9. Исполнение адресной инвестиционной программы (АИП)
10. Анализ финансирования и реализации региональных программ
11. Заключительные положения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru