Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2010 г. по делу № А33-16724/2009

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
об оспаривании решения от 21.07.2009 № 8383 и предписания от 21.07.2009 № 8384
при участии:
от ответчика: Гнединой А.Ю. - представителя по доверенности от 14.01.2010 № 17 (удостоверение) после перерыва, Мосиной Т.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2010 № 2 (удостоверение)
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,

установил:

открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - общество "Аэрофлот - российские авиалинии", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения от 21.07.2009 № 8383 и предписания от 21.07.2009 № 8384 по делу № 002-10-09.
Заявление принято к производству суда. Определением от 05.10.2009 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2009 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2010 года, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.06.2010 указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Представители ответчика заявленные требования не признали, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях.
Представитель заявителя надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В порядке статьи 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 11 час. 40 мин 20.08.2010 до 10 час. 00 мин. 27.08.2010. После перерыва рассмотрение дела было продолжено.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" зарегистрировано Управлением МНС России по городу Москве в Едином государственном реестре юридических лиц 02.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027700092661.
Общество "Аэрофлот - российские авиалинии" имеет лицензию № ПП 0009 от 21.11.2007 на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров, действующую до 21.11.2012, и сертификат эксплуатанта № 1, действительный до 09.11.2010; осуществляет, в том числе деятельность по авиационным перевозкам пассажиров по международным и внутренним авиалиниям на коммерческой основе.
На основании заявления гражданина Петрова М.М. от 07.11.2008 о повышении открытым акционерным обществом "Аэрофлот - российские авиалинии" в ноябре 2008 года цен на авиаперевозки по маршруту Красноярск - Норильск - Красноярск Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в отношении открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" возбуждено дело № 002-10-09 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 21.07.2009 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю признало открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск за период октябрь - декабрь 2008 года, январь - март 2009 года.
В решении антимонопольного органа зафиксировано следующее.
Приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск" с 23.08.2008 установлен предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в размере 8500,0 руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
Общество "Аэрофлот - российские авиалинии" осуществляет с сентября 2008 года рейсы N№ SU-801 Красноярск - Норильск, SU 802 Норильск - Красноярск.
В период с 04.09.2008 по 31.03.2009 открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" при осуществлении деятельности по авиаперевозкам пассажиров по маршруту Красноярск - Норильск - Красноярск применяло тарифы экономического класса для продажи пассажирских авиаперевозок на рейсы общества в размере от 3000 руб. до 16800 руб. в одну сторону.
На рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в периоды с октября по декабрь 2008 года и с января по март 2009 года общество "Аэрофлот - российские авиалинии" занимает долю более 35% от общего объема оказанных услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, что свидетельствует о наличии доминирующего положения указанного общества на соответствующем товарном рынке.
Воздушные перевозки по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск являются перевозками на местных авиалиниях.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по авиаперевозке пассажиров может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке в части создания возможности для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также к ущемлению интересов потребителей названного вида услуг.
Предписанием от 21.07.2009 № 8384 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю предписало открытому акционерному обществу "Аэрофлот - российские авиалинии" прекратить нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования при оказании услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в части завышения предельного тарифа экономического класса на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, а также в срок до 20.09.2009 перечислить в федеральный бюджет сумму излишне полученной выручки за период октябрь - декабрь 2008 года, январь - март 2009 года от реализации услуг по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск вследствие неправомерного завышения предельного тарифа, установленного Приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск".
Несогласие открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" с вышеуказанными решением и предписанием явилось поводом его обращения в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Из положений частей 4, 5 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" названный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Пункт 7 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под конкуренцией понимает - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
В силу статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган, в том числе проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, оспариваемые решение и предписание вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Суд установил, что порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренный Федеральным законом "О защите конкуренции", а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5), ответчиком соблюден.
Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" вменяется антимонопольным органом нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 указанного выше закона.
Статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен общий запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Согласно части 1 названной статьи запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (п. 10 указанной статьи).
При этом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Приведенное определение связывает установление факта доминирующего поведения лица с конкретными товаром и товарным рынком.
Для постановки вывода о том, совершило ли общество "Аэрофлот - российские авиалинии" вменяемое ему нарушение антимонопольного законодательства, следует установить, занимает ли общество как хозяйствующий субъект доминирующее положение на товарном рынке, на котором им совершены действия, квалифицированные антимонопольным органом как нарушающие запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пунктам 1, 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
С уд полагает, что антимонопольный орган доказал факт доминирующего положения ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" на соответствующем товарном рынке на основании следующего.
Из содержания оспариваемого решения следует, что антимонопольным органом был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о конкуренции федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
На момент проведения антимонопольным органом анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск и вынесения оспариваемого решения действовал Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 № 108 (далее - Порядок № 108).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 108 проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
и) составление аналитического отчета.
В соответствии с пунктом 55 Порядка № 108 в аналитическом отчете приводятся результаты проведенного анализа товарного рынка, включая обоснованную оценку состояния конкурентной среды на данном рынке. Аналитический отчет включает, в том числе:
б) временной интервал исследования:
- период, за который анализируется информация;
- основание для выбора данного временного интервала;
в) продуктовые границы товарного рынка:
- наименование товара;
- перечисление основных свойств товара, определяющих выбор покупателя;
- перечень (в случае необходимости) стандартов (ГОСТ/ОСТ) или технических условий (ТУ), регламентов выполнения работ, строительных норм и правил, сертификатов или иных документов, содержащих определенные требования к товару;
- перечисление состава группы (набора) взаимозаменяемых товаров, в том числе взаимозаменяемых с данным товаром по производству;
- метод определения и выводы о продуктовых границах товарного рынка;
- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы о взаимозаменяемости товаров;
г) географические границы товарного рынка:
- обоснование уровня рассматриваемого товарного рынка (федеральный, межрегиональный, региональный или местный, в том числе локальный);
- условия обращения товара, ограничивающие экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);
- метод определения и выводы о географических границах товарного рынка;


- информацию, подтверждающую или уточняющую выводы об экономической возможности покупателя (покупателей) приобретать товар в рассматриваемых границах товарного рынка;
д) состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке:
- перечень продавцов (производителей и посредников) с указанием их наименования и адреса (места нахождения);
- условия, позволяющие объединить действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов в группы лиц;
- информацию о покупателях (продавцах) либо регионах продаж действующих на рассматриваемом рынке хозяйствующих субъектов (в случае ее наличия);
- перечень групп покупателей;
- связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами (представленные в схематическом или табличном виде);
е) объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке:
- объем товарного рынка с указанием основания выбора способа его определения;
- доли действующих на рассматриваемом товарном рынке хозяйствующих субъектов.
В пунктах 9 и 10 раздела 2 "Определение временного интервала исследования товарного рынка" Порядка № 108 указано, что временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В случае, если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Согласно пункту 5 Порядка № 108 при определении продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка используется один из следующих методов:
а) метод, основанный на сведениях, представляемых покупателем (покупателями) данного товара, или на результатах выборочного опроса покупателей;
б) метод, основанный на результатах наблюдений за товарными рынками и экономико-статистических расчетов;
в) метод, основанный на экспертных оценках характеристик товаров и особенностей потребления товаров;
г) метод, основанный на сведениях о товарных рынках, конкурентах и формировании ценовой политики, представляемых продавцами данного товара.
Основным методом определения продуктовых (географических) границ товарного рынка является метод, предусмотренный подпунктом "а" настоящего пункта.
Иные методы используются в случаях недостаточности информации, необходимой для определения продуктовых (географических) границ товарного рынка данным методом. Если продуктовые (географические) границы товарного рынка, определенные на основании метода, предусмотренного подпунктом "б", не совпадают с продуктовыми (географическими) границами товарного рынка, определенными на основании метода, предусмотренного подпунктом "в", то продуктовыми (географическими) границами товарного рынка признаются границы, определенные в соответствии с подпунктом "б". Метод, предусмотренный подпунктом "г", применяется в тех случаях, когда использование методов, предусмотренных подпунктами "б " и "в", невозможно.
При определении продуктовых границ товарного рынка в соответствии с пунктом 55 Порядка № 108 в аналитическом отчете должно содержаться наименование товара; перечисление состава группы (набора) взаимозаменяемых товаров, в том числе взаимозаменяемых с данным товаром по производству.
В соответствии с пунктом 13 Порядка № 108 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее определение продуктовых границ товарного рынка), включает:
- предварительное определение товара;
- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
- определение взаимозаменяемых товаров.
Согласно пункту 37 Порядка № 108 расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж (поставок);
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным поставщикам и потребителям.
В пункте 38 Порядка № 108 предусмотрено, что в зависимости от наличия информации объем рынка определяется:
а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;
б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;
в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке покупателями, которая может, в том числе определяться:
- как скорректированный на величину средней торговой наценки объем розничного товарооборота (для оптовых рынков);
- как произведение обоснованных норм потребления товара на численность покупателей или на душу населения (например, для розничных товарных рынков с большим количеством покупателей) с корректировкой, при необходимости, на фактическую степень достижения норм потребления;
г) иным способом.
В соответствии с пунктом 39 Порядка № 108 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Показатели, используемые при расчете доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема товарного рынка.
Из аналитического отчета от 06.07.2009, составленного по результатам анализа оценки состояния конкурентной среды на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, следует, что информационной базой исследования являются сведения, предоставленные авиакомпаниями, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг перевозки пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, Сибирским окружным управлением воздушного транспорта, ООО "ЭРА Терминал", ООО "Алыкель".
Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены как услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, временной интервал исследования товарного рынка - 2008 год, январь - март 2009 года.
Географические границы рассматриваемого продуктового рынка, в случае, если хозяйствующим субъектом будут оказаны услуги по авиаперевозке пассажиров по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, ограничены административной территорией аэропорта "Алыкель", административной территорией аэропорта "Красноярск".
В указанных географических границах рассматриваемого продуктового рынка в период 2008 год, январь - март 2009 года услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск оказывали пять хозяйствующих субъектов: ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ЗАО "Авиакомпания "Заполярье", ОАО "Авиакомпания "Сибирь", ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Авиалинии Кубани".
При проведении анализа антимонопольным органом осуществлен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке на основании показателя в натуральном выражении (таблица № 1 аналитического отчета "Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке"). Доля каждого хозяйствующего субъекта рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок, к показателю, характеризующему объем товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта определена применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (таблица № 2 аналитического отчета "Расчет долей хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги авиаперевозки пассажиров").
По результатам проведенного анализа антимонопольным органом сделан вывод о том, что доля общества "Аэрофлот - российские авиалинии" на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в период с октября 2008 года по март 2009 года составила более 35%, что свидетельствует о наличии доминирующего положения указанного общества на названном товарном рынке.
Оценив содержание указанного аналитического отчета в совокупности с иными доказательствами, представленными ответчиком в подтверждение его обоснованности, суд приходит к выводу о том, что аналитический отчет составлен с соблюдением Порядка № 108.
Таким образом, суд полагает, что материалами дела, в том числе аналитическим отчетом от 06.07.2009, составленным по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг перевозки пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, подтверждается тот факт, что общество "Аэрофлот - российские авиалинии" занимает доминирующее положение на рынке перевозок пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в период с октября 2008 года по март 2009 года.
Довод заявителя о том, что за период с 01.09.2008 по 31.12.2008 и с 01.01.2009 по 30.04.2009 перевозки осуществлялись также иными авиакомпаниями, причем в 2009 году наибольшее количество рейсов выполнено авиакомпанией "Заполярье", не может быть принят судом во внимание на основании следующего.
Во-первых, временной интервал исследования товарного рынка ограничен мартом 2009 года.
Во-вторых, при расчете долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке антимонопольный орган исходил из количества перевезенных пассажиров за каждый месяц исследуемого периода. Ссылка заявителя на то, что все авиакомпании осуществляли перевозки на воздушных суднах типа ТУ-154 значения не имеет, поскольку заявитель не представляет сведений о коммерческой загрузке каждого конкретного рейса.
В-третьих, в сентябре 2008 года ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Сибирь" действительно осуществляли перевозки пассажиров на маршрутах Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, однако в ноябре 2008 года названные авиакомпании прекратили осуществление перевозок по указанным маршрутам.
Приведенные заявителем суммарные сведения за период с сентября по декабрь 2008 года не опровергают вывод антимонопольного органа о наличии доминирующего положения общества с октября по декабрь 2008 года, рассчитанные помесячно.
Из данных, представленных в таблице № 2 аналитического отчета "Расчет долей хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги авиаперевозки пассажиров" видно, что доля заявителя на маршруте Красноярск - Норильск составляла: в сентябре 2008 года - 14%, в октябре 2008 года - 42%, в ноябре 2008 года - 97%, в декабре 2008 года - 76%, в январе 2009 года - 77%, в феврале 2009 года - 66%, в марте 2009 года - 70%, на маршруте Норильск - Красноярск доля заявителя составляла: в сентябре 2008 года - 31%, в октябре 2008 года - 57%, в ноябре 2008 года - 97%, в декабре 2008 года - 74%, в январе 2009 года - 84%, в феврале 2009 года - 69%, в марте 2009 года - 69%.
Довод заявителя о необходимости доказывания ограничения конкуренции действиями общества в силу указанных выше разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30 от 30.06.2008, является необоснованным.
Оспариваемым решением ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в форме нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск за период октябрь - декабрь 2008 года, январь - март 2009 года.
Правонарушение, по мнению антимонопольного органа, выразилось в том, что по указанному маршруту общество осуществляло воздушные перевозки по завышенному тарифу, чем это установлено приказом от 14.07.2008 № 194 п.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194п "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск" с 23.08.2008 установлен предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в размере 8500,0 руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
В период с октября 2008 года по март 2009 года открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" при осуществлении деятельности по авиаперевозкам пассажиров по маршруту Красноярск - Норильск - Красноярск применяло тарифы экономического класса для продажи пассажирских авиаперевозок на рейсы общества в размере от 3000 руб. до 16800 руб. в одну сторону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В целях повышения эффективности рыночной экономики Президентом Российской Федерации издан Указ от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии с которым Правительство Российской Федерации обязано определить с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 (ред. 23.04.2008) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден, в том числе, перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В Перечень включены перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением от 24.09.2001 № 670-п "О государственном регулировании цен (тарифов) в крае" администрация Красноярского края утвердила перечень регулируемых цен и тарифов на продукцию, товары и услуги в крае, включив в него перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Приказом департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края от 14.07.2008 № 194 п (в редакции от 29.07.2008) "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск" установлен предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск в размере 8000 рублей с учетом НДС, а с 23 августа 2008 года - 8500 рублей с учетом НДС.
Таким образом, установив предельный тариф на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, органы исполнительной власти Красноярского края реализовали полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно абзацу 4 пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, завышение ОАО "Аэрофлот" предельного тарифа, установленного приказом департамента от 14.07.2008 № 194 п (в редакции от 29.07.2008) "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск", при оказании услуг по перевозке пассажиров по указанным рейсам является неправомерным.
Ссылки заявителя на нормы Воздушного кодекса РФ в обоснование довода о том, что антимонопольный орган не доказал факт осуществления обществом полетов по местным авиалиниям, являются несостоятельными. Воздушный кодекс Российской Федерации не подлежит применению к возникшим правоотношениям, так как данный нормативный правовой акт устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Настоящий спор возник в связи с нарушением перевозчиком установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом.
Довод заявителя об отсутствии легального определения понятия "местные авиалинии" не может быть принят судом во внимание.
Как видно из приказа департамента от 14.07.2008 № 194 п, тарифы на услуги перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом были установлены на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск.
Согласно пункту 55 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
В силу пункта 3.1 статьи 26.3 приведенного закона по указанному вопросу органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При таких условиях, приказ департамента от 14.07.2008 № 194 п, изданный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации, предоставившего органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации право вводить государственное регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров на местных авиалиниях, и Постановления администрации Красноярского края № 670-П, содержит все необходимые элементы для определения местной авиалинии: маршрут воздушной перевозки Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск, пункт отправления и пункт назначения которой находятся на территории Красноярского края.
Отсутствие легального определения понятия местные авиалинии, не имеет правового значения для данного дела, так как орган исполнительной власти в принятом им нормативном правовом акте реализовал полномочия по установлению подлежащих государственному регулирования тарифов, приказ от 14.07.2008 № 194 п не признан в судебном порядке недействующим.
Довод ОАО "Аэрофлот" о том, что по техническим обстоятельствам общество летает по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск только воздушными трассами и не осуществляет перевозку по местным воздушным линиям, не может быть принят судом во внимание.
Оценка способов осуществления полетов не входит в предмет судебного исследования, поскольку обществу вменяется нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услугу по перевозке. Услуга по перевозке пассажиров в данном случае не предполагает учет технических способов перевозки (по воздушным трассам или местным воздушным линиям).
При вышеизложенных обстоятельствах, действия ОАО "Аэрофлот", выразившиеся в завышении предельного тарифа, установленного приказом департамента от 14.07.2008 № 194 п (в редакции от 29.07.2008) "Об установлении предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемые организациями воздушного транспорта на местных авиалиниях по рейсам Красноярск - Норильск, Норильск - Красноярск", при оказании услуг по перевозке пассажиров по указанным рейсам, обоснованно расценены антимонопольным органом как злоупотребление доминирующим положением, нарушающее часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При обращении в Арбитражного суда Красноярского края заявителем по квитанции СБ7970/01704 от 10.09.2009 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
С апелляционной и кассационной жалобами обращался антимонопольный орган, освобожденный в силу действующего законодательства от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, с открытого акционерного общества "Аэрофлот - Российские авиалинии" по настоящему делу подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб. за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21.07.2009 № 8383 и предписания от 21.07.2009 № 8384 по делу № 002-10-09.
Взыскать с открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2011 по делу № А33-16724/2011 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу № А33-16724/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу № А33-16724/2009
<В удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа отказано, так как действия заявителя, выразившиеся в завышении установленного предельного тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом, осуществляемой на местных авиалиниях, являются злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания указанных услуг, нарушающим законодательство о защите конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru