Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2009 года

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
при секретаре судебного заседания Ускове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" о признании противоречащим закону и недействующим Приказа № 221п от 27 августа 2008 года "Об утверждении количества поездок по единому социальному проездному билету" департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края

установил:

ООО "Крас-Бус" обратилось в суд с заявлением, в котором просило суд признать противоречащим закону и недействующим Приказ № 221п от 27.08.2008 "Об утверждении количества поездок по единому социальному проездному билету" департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края (л.д. 4) (далее - Приказ № 221п).
Обосновывая требование, заявитель указал на то, что Приказом № 221п утверждены 26 поездок по единому социальному проездному билету при реализации права льготного проезда на территории города Красноярска на всех коммерческих и муниципальных маршрутах.
По мнению заявителя, установление такого количества поездок нарушает право транспортной организации, занимающейся перевозками пассажиров, на полное возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготы по провозной плате, и противоречит пункту 5 статьи 790 ГК РФ и статье 15 ГК РФ.
Помимо этого, заявитель указывает на то, что Приказ № 221п противоречит Постановлению Совета администрации Красноярского края № 66-п от 28.02.2005 и Постановлению Росстата № 9 от 19.01.2007 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения...".
При подготовке дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица было привлечено министерство транспорта и связи края, поскольку в его компетенцию входят полномочия в области транспорта.
В судебном заседании представитель ООО "Крас-Бус" Сергеева М.В. требование поддержала, представитель министерства транспорта и связи Красноярского края Жученко Т.В. требование не признала.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, приведенные ими в обоснование своих требований и возражений, приняв во внимание заключение прокурора Черных А.В., просившего об отказе в удовлетворении требования, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предоставляет организациям, считающим, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права, гарантированные законами и другими нормативными правовыми актами, право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Приказ № 221п издан в установленном порядке департаментом экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края, который относился к органам исполнительной власти Красноярского края, как это следует из пункта 1 раздела III приложения № 2, утвержденного Указом Губернатора края от 22.12.2006 № 146-уг "О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края" (л.д. 95 - 97), а также пункта 1.1 Положения о департаменте экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 16.08.2007 № 351-п (л.д. 98 - 99).
Подписан Приказ № 221п министром экономики и регионального развития Красноярского края, на которого Распоряжением Губернатора края от 14.07.2008 № 196-рг было возложено руководство департаментом экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края (л.д. 100).
Приказ № 221п был опубликован в "Краевом вестнике" № 81 от 10.09.2008 (приложение к газете "Вечерний Красноярск") (л.д. 5).
От утвержденного Приказом № 221п количества поездок по единому социальному проездному билету, при реализации права льготного проезда на территории города Красноярска на всех коммерческих и муниципальных маршрутах, зависит размер выпадающих доходов перевозчиков, подлежащих возмещению.
Это следует из пункта 3 Методики расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (далее - Методика) (л.д. 87 - 89), утвержденной Постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 № 66-п (л.д. 82 - 83), в соответствии с которым выпадающие доходы перевозчика на городских маршрутах по каждому виду перевозок рассчитываются с учетом количества поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках.
Следовательно, Приказ № 221п, утверждая количество поездок по единому социальному проездному билету при реализации права льготного проезда на территории города Красноярска на всех коммерческих и муниципальных маршрутах, является обязательным для применения в отношении всех транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей), предоставляющих транспортные услуги гражданам.
Таким образом, Приказ № 221п следует отнести к нормативному правовому акту, поскольку он обладает необходимыми признаками, а именно: издан в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; направлен на урегулирование общественных отношений.
Пункт 5 статьи 790 ГК РФ предусматривает: если законом или иными правовыми актами установлены льготы и преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Постановление Совета администрации края от 28.02.2005 № 66-п "О едином социальном проездном билете и социальной карте", как следует из его преамбулы, принято с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории Красноярского края для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края.
Приказ № 221п принят в соответствии с Постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 № 66-п.
Таким образом, рассматриваемые по данному делу правоотношения основаны на социальной защите.
Согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из этого следует вывод о праве органов исполнительной власти Красноярского края принять соответствующее постановление и утвердить порядок возмещения предприятиям транспорта расходов на реализацию мер социальной поддержки, связанных с перевозкой отдельных категорий жителей края.
Пункт 4 Положения о возмещении транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (л.д. 85 - 87), утвержденного Постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 № 66-п, предусматривает, что размер и структура ежемесячного возмещения определяются в соответствии с Методикой.
В пункте 3 Методики (л.д. 88) указано на то, что выпадающие доходы перевозчика на городских маршрутах по каждому виду перевозок рассчитываются как произведение между действующими тарифами на перевозку пассажиров по городским маршрутам, количеством поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках и количеством реализованных льготникам единых социальных проездных билетов на территориях муниципальных образований, в границах которых перевозчик предоставляет транспортные услуги льготникам на городских маршрутах.
Действительно, пункт 6 Методики (л.д. 88) устанавливает, что количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте утверждается министерством Красноярского края по каждому маршруту отдельно, в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на возмещение расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей), связанных с предоставлением услуг общественного транспорта по единому социальному проездному билету гражданам.
Однако ни Постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 № 66-п, ни федеральным законодательством не урегулирован порядок, в соответствии с которым должно определяться количество поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках на территориях муниципальных образований при реализации права льготного проезда в городском пассажирском транспорте.
Установление в Приказе № 221п количества поездок равного 26 для всех коммерческих и муниципальных маршрутов не противоречит пункту 6 Методики. Указание в пункте 6 Методики на то, что количество поездок определяется по каждому маршруту отдельно, не препятствует установлению одинакового количества поездок для всех маршрутов, без перечисления их конкретных номерных обозначений.
Доводы заявителя о противоречии Приказа № 221п Постановлению от 19.01.2007 № 9 Федеральной службы государственной статистики "Об утверждении порядка заполнения и представления форм государственного статистического наблюдения..." суд не принимает.
Указанным Постановлением введен порядок заполнения и представления форм государственного статистического наблюдения, поэтому его использование в качестве нормативного акта для определения количества поездок по единому социальному проездному билету с целью определения выпадающих расходов перевозчиков недопустимо.
Кроме этого, пункт 54 этого Постановления предусматривает, что при продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда, количество поездок в месяц принимается равным 50, но суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях.
Заявитель ссылается также на то, что ранее по Приказу департамента экономического планирования и промышленной политики от 21.11.2007 № 204п (л.д. 6) для него было установлено иное количество поездок, в зависимости от маршрута. На этих условиях с ним был заключен 06.02.2008 договор № 02/45-08 (л.д. 14 - 17) на возмещение расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг отдельным категориям граждан. Уменьшение количества поездок на основании Приказа № 221п привело к тому, что в нарушение условий названного договора суммы возмещения уменьшились.
Суд полагает, что этот довод заявителя в данном гражданском деле рассмотрен быть не может.
Вопрос о компенсации заявителю понесенных им расходов может быть предметом рассмотрения требования, которое ООО "Крас-Бус" вправе заявить в порядке искового производства.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования, заявленного ООО "Крас-Бус", не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью "Крас-Бус" в удовлетворении требования о признании противоречащим закону и недействующим Приказа № 221п от 27 августа 2008 года "Об утверждении количества поездок по единому социальному проездному билету" департамента экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 20.05.2009 № 53-Г09-9 данное решение оставлено без изменения.

Решение Красноярского краевого суда от 26.02.2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа от 27.08.2008 № 221п "Об утверждении количества поездок по единому социальному проездному билету>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru