ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2011 г. № 573
ОБ ОБРАЩЕНИИ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ В КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И К МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.А.ФУРСЕНКО ПО ВОПРОСУ О ПРОЕКТЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое обращение
депутатов Законодательного собрания Ленинградской области в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и к Министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко по вопросу о проекте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение
в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и Министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко.
3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного собрания
И.Хабаров
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 31.05.2011 № 573
(приложение)
ОБРАЩЕНИЕ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И К МИНИСТРУ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.А.ФУРСЕНКО ПО ВОПРОСУ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области, рассмотрев и обсудив представленный для общественного обсуждения проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, подчеркивают актуальность и важность его разработки для создания условий получения качественного образования.
Однако в проект необходимо внести некоторые изменения:
1. В пункте 12 раздела "Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования", рассматривающем вопрос об итоговой оценке результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
включить требования к итоговой аттестации, касающиеся содержания контрольно-измерительных материалов, систем и шкал оценивания в соответствии с уровнями обучения;
четко сформулировать общие принципы и подходы к государственной итоговой аттестации;
определить место и статус портфолио учащегося в итоговой оценке результатов освоения основной образовательной программы.
Также в пункте отмечается, что "оценка личностных результатов освоения основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований". Для однозначного понимания содержания пункта важно указать:
кто разрабатывает процедуру мониторинговых исследований;
кто их проводит (учредитель, образовательное учреждение, научные учреждения, независимые эксперты);
где, каким образом и кто может использовать результаты мониторинговых исследований.
Кроме того, в данном разделе необходимо доработать предметные результаты по отдельным дисциплинам, в первую очередь интегрированным учебным предметам ("Россия в мире", "Русская словесность" и др.), в целях недопущения чрезмерного понижения уровня их изучения по сравнению с базовым.
2. В разделе "Требования к структуре основной образовательной программы среднего (полного) общего образования" существенно изменены требования к учебному плану среднего (полного) общего образования в части структуры и доходчивости изложения схемы формирования как самого учебного плана, так и индивидуального учебного плана учащегося.
Однако необходимо:
предоставить учащимся право выбирать более двух учебных предметов из обязательных предметных областей;
определить в основной образовательной программе оптимальное соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
разработать варианты учебных планов образовательных учреждений с учетом реализации различных профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся и механизмы их реализации.
3. В разделе "Требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования" доработаны требования к кадровым и финансовым условиям реализации основной образовательной программы и предусмотрены требования по созданию необходимых условий организации образовательного процесса для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако по ряду вопросов требуются разъяснения и дополнения.
Во-первых, необходимо разработать квалификационные требования к учителю-предметнику старшей школы.
Во-вторых, пункт 2 раздела "Общие положения" дополнен положением: "стандарт является основой для формирования государственного (муниципального) задания", конкретизированным в четвертом разделе пункта 24 "Финансовые условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования". В связи с этим в части формирования государственного (муниципального) задания необходимо:
доработать показатели, характеризующие состав, качество и(или) объем оказываемых образовательных услуг в соответствии с условиями реализации и результатами освоения стандарта;
доработать оценку качества выполнения задания;
указать ссылки на нормативно-правовые документы соответствующего содержания.
В-третьих, предлагаемые радикальные изменения учебного плана требуют серьезного финансово-экономического обоснования. Для введения стандарта в образовательных учреждениях необходим анализ финансовых затрат, иначе декларируемую программу индивидуального выбора будет невозможно реализовать в существующих образовательных учреждениях.
Таким образом, проект федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования нуждается в доработке текста в части требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования с учетом альтернативного варианта (авторы М.Рыжаков, А.Кузнецов) и организации апробации в образовательных учреждениях регионов Российской Федерации.