Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тверская область


ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТВЕРИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 27 июня 2011 года

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ ПО РЕГЛАМЕНТАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ТСЖ, ЖСК ПО РАСЧЕТУ ПЛАТЫ
ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ПОКАЗАНИЯМ КОЛЛЕКТИВНОГО
(ОБЩЕДОМОВОГО) И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ
ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА НАЧИСЛЕНИЯМИ ЭТОЙ ПЛАТЫ

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из основных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде является обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Так, согласно статье 13 указанного Закона, до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены не только коллективными (общедомовыми), но и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета коммунальных услуг.
Согласно п. 23 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к Правилам.
Так, размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9):

                                        V
                                         D
                         P      = -------------  x V    x T  ,
                          ky3.i     V    + V        i.p    ky
                                     n.p    n.n

    где
    V  - объем (количество)  коммунального  ресурса (холодной воды, горячей
     D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период,  определенный  по  показанию  коллективного  (общедомового) прибора
учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт x час);
    V    - суммарный  объем  (количество)  коммунального  ресурса (холодной
     n.p
воды,   горячей  воды,  газа  или  электрической  энергии),    потребленный
за   расчетный    период   в   помещениях,  оборудованных  приборами  учета
(за  исключением помещений общего пользования), измеренный  индивидуальными
приборами   учета,   а   в  коммунальных  квартирах - общими  (квартирными)
приборами учета (куб. м, кВт x час);
    V    - суммарный  объем  (количество)  коммунального  ресурса (холодной
     n.n
воды,   горячей   воды,   газа   или   электрической энергии), потребленный
за  расчетный  период  в  помещениях,  не  оборудованных  приборами  учета,
определенный   исходя   из   нормативов   потребления   коммунальных  услуг
по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт x час);
    V    - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
     i.p
воды,  газа  или  электрической  энергии), потребленный за расчетный период
в i-том  помещении,  оборудованном прибором учета (за исключением помещений
общего   пользования),   измеренный   индивидуальными    приборами   учета,
а в коммунальных квартирах - общими  (квартирными) приборами учета (куб. м,
кВт x час);

    T   - тариф   на  соответствующий  коммунальный  ресурс,  установленный
     ky
в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации (для холодного
водоснабжения,  горячего  водоснабжения,  газоснабжения  и  водоотведения -
руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт x час).
Следует иметь в виду, что в настоящее время в подавляющем числе многоквартирных домов индивидуальными приборами учета оснащена лишь небольшая часть жилых помещений (квартир).
Согласно Правилам, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле (3):

                         P     = n  x №  x T  , (3)
                          ky.i    i    j    ky

    где
    n  - количество граждан, проживающих (зарегистрированных)  в i-м  жилом
     i
помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
    №  - норматив потребления  соответствующей  коммунальной   услуги  (для
     j
холодного  водоснабжения,  горячего  водоснабжения и водоотведения - куб. м
в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВтxчас в месяц на 1 чел.);
    T   - тариф  на  соответствующий  коммунальный  ресурс,   установленный
     ky
в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации (для холодного
водоснабжения,  горячего  водоснабжения  и водоотведения - руб./куб. м; для
электроснабжения - руб./кВт x час).
Поэтому, если многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, а квартиры в этом доме оборудованы индивидуальными приборами учета лишь частично, то при расчете по формуле (9) размера платы за соответствующие коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном приборами учета, объем (количество) коммунального ресурса, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, должен быть уменьшен на суммарный объем (количество) коммунального ресурса, рассчитанный по формуле (3) для всех жилых помещений, не оборудованных приборами учета.
С другой стороны, до момента оборудования данного многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги, потребленные в конкретном жилом помещении в этом доме, оборудованном приборами учета, учитывается исключительно объем (количество) коммунального ресурса, определенный по показанию индивидуального прибора.
При этом согласно действующему законодательству органы местного самоуправления не вправе своими нормативными актами устанавливать, изменять, дополнять или иным образом вмешиваться в процесс реализации порядка расчета платы за коммунальные услуги, установленного Правительством РФ.
Однако, сами собственники жилых помещений многоквартирного дома имеют возможность непосредственно участвовать в регулировании этого процесса в рамках (в зависимости от способа управления) исполнения договора управления этим домом с соответствующей управляющей организацией либо в рамках устава или специального локального акта соответствующего ТСЖ или жилищного кооператива.
В частности, согласно ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Таким образом, собственники жилых помещений на своем общем собрании совместно с управляющей организацией могут определить порядок действий управляющей организации по расчету платы за коммунальные услуги на основании показаний коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, а также возможность и порядок проведения на регулярной основе контроля за начислением этой платы, например, путем избрания специальной ревизионной группы из числа собственников жилых помещений, которые ежемесячно совместно с управляющей организацией будут снимать показания общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг.
В счетах на оплату за потребленные коммунальные услуги отопления, водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, следует указывать объем (количество) потребленной коммунальной услуги (в куб. м, Гкал) в расчете на жилое помещение (на 1 кв. м с указанием площади жилого помещения (по услуге "отопление") и размер платы в расчете на единицу материального носителя коммунальной услуги (куб. м воды или сточной жидкости, Гкал тепловой энергии). Это значит, что в счете-квитанции на оплату, например, услуги "отопление" должна содержаться следующая информация:
- о наименование коммунальной услуги ("отопление");
- количество потребленной услуги на 1 кв. м площади жилого помещения (Гкал);
- размер платы в расчете на единицу коммунальной услуги (руб./Гкал);
- площадь жилого помещения, на которую начислен платеж; размер платы за услугу с учетом площади жилого помещения.
Пример расчета:

┌─────────┬─────┬───────────┬─────────┬─────────┬──────────┬──────────────┐
│Наимено- │ Ед. │  Кол-во   │ Размер  │ Площадь │Перерасчет│Сумма к оплате│
│вание ЖКУ│изм. │потреблен. │платы за │  жил.   │          │(гр. 3 x гр. 4│
│         │     │ услуги на │   ед.   │помещения│          │   x гр. 5 -  │
│         │     │ ед. изм.  │потребл. │ (кол-во │          │     гр. 6)   │
│         │     │           │ услуги  │прожив.) │          │              │
├─────────┼─────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────────┤
│    1    │  2  │     3     │    4    │    5    │    6     │      7       │
├─────────┼─────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼──────────────┤
│Отопление│кв. м│0,0257 Гкал│974,41   │50 кв.  м│    -     │1252 руб.     │
│         │     │/кв. м <*> │руб./Гкал│<*>      │          │              │
└─────────┴─────┴───────────┴─────────┴─────────┴──────────┴──────────────┘

Чтобы избежать конфликтных ситуаций, в счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг справочно указывать общее количество потребленных коммунальных услуг и общую площадь помещений в многоквартирном доме (количество проживающих), на которые коммунальные услуги были распределены.
Увеличение объема потребления тепловой энергии на отопление в пик отопительного сезона (декабрь - февраль) явление объективное, связанное с наиболее низкой среднемесячной температурой наружного воздуха по сравнению с другими месяцами отопительного периода, а также с более высокой температурой внутри жилых помещений (выше +18 °С).
Вместе с тем, обращаем внимание, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые вступят в силу не ранее чем через пять месяцев.

И.о. начальника департамента ЖКХ
Г.П.САВИЦКАЯ




Официальная публикация в СМИ:
"Муниципальные вести", № 34 (27 июня), 2011


Информация Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери от 27.06.2011
"Рекомендации для собственников помещений по регламентации действий управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК по расчету платы за коммунальные услуги по показаниям коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, а также по порядку проведения контроля за начислениями этой платы"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru