УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2011 г. по делу № 04-01/17-11
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: начальник отдела естественных монополий и рекламы Бай-Бородина Л.Ю., главный специалист-эксперт Правдина С.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело № 04-01/17-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года на странице 9 телепрограммы и № 32-т от 12 - 19 августа 2010 года на странице 15 телепрограммы (модуль 703-11) рекламы медицинской техники, реализуемой в магазине "М", содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", а именно, в сопровождении предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению, составляющим менее чем пять процентов рекламной площади,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, индивидуального предпринимателя Б.О.А.,
установила:
в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года на странице 9 телепрограммы и № 32-т от 12 - 19 августа 2010 года на странице 15 телепрограммы (модуль 703-11) размещена информация следующего содержания: "703-11 Реклама Самый широкий ассортимент медицинской техники, лабораторного оборудования и медицинской мебели. 3% скидка предъявителю. Медтехника тонометры и запчасти к ним; массажные аппараты, шприцы и иглы, перевязочный материал; физиотерапевтические аппараты, кварцевые лампы; корсеты, бандажи, подушки ортопедические, костыли, трости; ингаляторы и небулайзеры, глюкометры и многое другое. Можно оформить заказ на технику. Адрес: <...>. Тел. <...>. Необходимо ознакомиться с инструкцией. О противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом".
Рассматриваемая реклама медицинской техники сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению, необходимости ознакомления с инструкцией по применению, которое составляет менее чем пять процентов рекламной площади (2,9 процента).
Индивидуальный предприниматель Б.О.А. (далее - ИП Б.О.А.) с вменяемым правонарушением согласен. На рассмотрении дела пояснил, что макет данной рекламы был изготовлен ООО "И" в соответствии с пунктом 2.1 договора № 201/10 на оказание рекламных услуг от 1 мая 2010 года. В макете имелось предупреждение о необходимости ознакомления с инструкцией и консультации со специалистом. ИП Б.О.А. размеры данного предупреждения проверять не стал, полагаясь на профессионализм сотрудников ООО "И". Макет согласовал в письменной форме в том виде, в каком была размещена реклама в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года и № 32-т от 12 - 19 августа 2010 года. Начиная с 11 сентября 2010 года, публикуется рекламный модуль магазина "М", в котором предупреждение увеличено до необходимых размеров. Рекламный модуль с предупреждением о противопоказаниях, необходимости ознакомления с инструкцией и консультации со специалистом с размерами не менее 5 процентов от рекламной площади выходил до конца срока действия договора (до января 2011 года). ИП Б.О.А. представил в материалы дела копию страницы газеты "К" № 52-т за 30 декабря - 6 января 2011 года.
Рассмотрев материалы дела, приняв во внимание пояснения ИП Б.О.А., Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещенная в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года на странице 9 телепрограммы и № 32-т от 12 - 19 августа 2010 года на странице 15 телепрограммы (модуль 703-11) информация о медицинской технике обладает всеми перечисленными признаками и, следовательно, является рекламой. Одним из объектов рекламирования является медицинская техника.
Рассматриваемая реклама размещена на основании договора № 201/10 на оказание рекламных услуг от 1 мая 2010 года, заключенного между ООО "И" (Агентство) и ИП Б.О.А. (Рекламодатель). Макет рекламы согласован Рекламодателем в письменной форме. Размещение данной рекламы в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года и в № 32-т от 12 - 19 августа (модуль 703-11) принято ИП Б.О.А. по актам об оказании услуг № 1064 от 05.08.2010 и № 1126 от 12.08.2010 без претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг, оплачено в полном объеме (платежное поручение № 473 от 30.08.2010).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При данном способе распространения рекламы предупреждение должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
В рассматриваемой рекламе медицинской техники, размещенной в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года на странице 9 телепрограммы и № 32-т от 12 - 19 августа на странице 15 телепрограммы (модуль 703-11), предупреждение о наличии противопоказаний к применению медицинской техники и о необходимости ознакомления с инструкцией по применению в нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", составляет менее чем пять процентов рекламной площади (2,9 процента).
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона, несет рекламодатель.
Пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" определяет рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", договором № 201/10 на оказание рекламных услуг от 1 мая 2010 года, актами об оказании услуг № 1064 от 05.08.2010, № 1126 от 12.08.2010, платежным поручением № 473 от 30.08.2010, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Б.О.А.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "703-11 Реклама Самый широкий ассортимент медицинской техники, лабораторного оборудования и медицинской мебели. 3% скидка предъявителю. Медтехника тонометры и запчасти к ним; массажные аппараты, шприцы и иглы, перевязочный материал; физиотерапевтические аппараты, кварцевые лампы; корсеты, бандажи, подушки ортопедические, костыли, трости; ингаляторы и небулайзеры, глюкометры и многое другое. Можно оформить заказ на технику. Адрес: <...>. Тел.: <...>. Необходимо ознакомиться с инструкцией. О противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом", размещенную в газете "К" № 31-т от 5 - 12 августа 2010 года на странице 9 телепрограммы и № 32-т от 12 - 19 августа 2010 года на странице 15 телепрограммы, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдать ИП Б.О.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ
Члены Комиссии:
Л.Ю.БАЙ-БОРОДИНА
С.Н.ПРАВДИНА
М.И.ОРЛОВА