Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2010 г. по делу № А13-14569/2009

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 4 июня 2010 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе: судьи Кургина А.Ф., арбитражных заседателей А.А.Н. и О.М.Д. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Разработка, Освоение Скважин - Ойл", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" о взыскании 1 402 305 руб. 15 коп.,
при участии представителей истца Л.М.А. по доверенности от 22.10.2009, Ч.О.А. по доверенности от 22.10.2009, представителей ответчика Б.А.П. по доверенности от 01.02.2010 № 10, Г.Л.С. по доверенности от 01.02.2010 № 11, представителя третьего лица С.Е.А. по доверенности от 09.10.2009 № 10,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Разработка, Освоение Скважин - Ойл" (далее - ООО "НК "РОС-ОЙЛ", ответчик), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "ПГК", третье лицо) о взыскании 1 402 305 руб. 15 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика с 29 октября по 26 ноября 2008 года по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Бакланка Северной железной дороги.
В обоснование заявленных требований ОАО "РЖД" сослалось на договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Бакланка Северной железной дороги от 19.03.2008 № 4-175, ведомости подачи и уборки вагонов формы ГУ-46ВЦ, акты общей формы и статьи 39, 62 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно пояснили, что спорный железнодорожный путь № 6 на станции Бакланка является собственностью ОАО "РЖД".
ООО "НК "РОС-ОЙЛ" в отзыве (т. 1 л.д. 51 - 54, т. 2 л.д. 154 - 161) исковые требования не признало, считает, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, так как заявок (формы ГУ-12) ответчик на поставку вагонов на станцию Бакланка в спорный период не подавал, железнодорожные пути 8-ой, 10-ый, 12-ый и, в том числе спорный 6-ой, являются собственностью ответчика, и эксплуатируются ООО "НК "РОС-ОЙЛ". Указанные пути в собственность ОАО "РЖД" не переданы и истцом не зарегистрированы.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковые требования, и дополнительно пояснили, ссылаясь на Технические условия от 14.11.2003 № 627, что ООО "НК "РОС-ОЙЛ" выполнило первый этап реконструкции станции Бакланка, в том числе реконструкцию и удлинение 6-го и 8-го станционных путей и строительство 10-го и 12-го станционного пути, которые стали их собственностью.
Третье лицо в отзыве (т. 2 л.д. 162 - 163) считает, что иск заявлен ненадлежащему ответчику, так как спорные вагоны поставлены ОАО "ПГК" на станцию Бакланка в адрес ООО "НК РОС-ОЙЛ" по договору между ОАО "ПГК" с ООО "СЕТКо" на основании заявок последнего без согласования с ответчиком.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, и дополнительно пояснил, что вагоны поставлены на станцию Бакланка без заявки и согласования с ООО "НК "РОС-ОЙЛ".
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ООО "Северкомплектстрой" (Владелец), заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Северкомплектстрой" по станции Бакланка Северной железной дороги от 19.03.2008 № 4-175 с дополнительными соглашениями (т. 1 л.д. 13 - 17). В соответствии с параграфом № 2 договора № 4-175 развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 5270 метров. Путь принадлежит Владельцу на основании договора аренды недвижимого имущества от 14.01.2007 № 262/06 с ООО "НК "РОС-ОЙЛ".
Согласно параграфа 4 договора № 4-175 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом Перевозчика на любой из свободных приемоотправочных путей № 6 или № 10 станции Бакланка, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой их по местам погрузки. Возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на любой из свободных приемоотправочных путей № 6, № 10.
Сдача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производится по уведомлению (параграф 5 договора № 4-175).
На условиях договора № 4-175 вагоны подаются Контрагенту ООО "НК РОС-ОЙЛ". Согласно пункту 7 Соглашения № 3 к договору № 4-175 за задержку приема или отправления собственных и арендованных вагонов Контрагент уплачивает Перевозчику плату за время нахождения собственных, арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2.
ОАО "РЖД" полагая, что на условиях договора № 4-175 в адрес ООО "НК "РОС-ОЙЛ" на станцию Бакланка прибыли вагоны от раскредитования которых ООО "НК "РОС-ОЙЛ" отказалось, в связи с чем вагоны были поставлены на пути общего пользования. На не подписанные ответчиком ведомости подачи и уборки вагонов ОАО "РЖД" были составлены акты общей формы (т. 1 л.д. 19 - 23). За нахождение вагонов на 6 пути в период с 29 октября по 26 ноября 2008 года в ожидании их подачи на пути необщего пользования ответчику начислена плата за время нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 1 402 305 руб. 15 коп. В связи с отказом ООО "НК РОС-ОЙЛ" от оплаты начисленной платы истец с настоящим иском обратился в суд.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу статьи 62 Устава вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Вместе с тем, вагоны на станцию Бакланка в адрес ответчика в спорный период прибыли порожними под погрузку и направлены третьим лицом ОАО "ПГК" без заявки ООО "НК "РОС-ОЙЛ", в нарушение статьи 11 Устава о подаче вагонов на перевозку грузов на основании заявки формы ГУ-12 и пункта 2 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 16.06.2003 № 21.
Указанных заявок истец суду не представил, а ответчик заявок не подавал.
О том, что ООО "НК "РОС-ОЙЛ" заявок на поставку вагонов не подавал и вагоны пришли ошибочно подтверждено в письмах ответчика в адрес Вологодского отделения и филиала Северной железной дороги (т. 1 л.д. 78 - 84).
Вагоны, поступившие на станцию Бакланка являются собственностью ОАО "ПГК", с которым истец не имеет договорных отношений на поставку вагонов на станцию Бакланка, что нашло подтверждение в отзыве на исковые требования третьего лица, объяснении его представителя в судебном заседании и письма филиала Северная железная дорога № М-19/1753 от 19.11.2008 (т. 1 л.д. 82).
Материалами дела не подтверждено, что прибывшие вагоны на станцию Бакланка в спорный период являются собственностью или были арендованы ООО "НК "РОС-ОЙЛ".
Кроме того, истец в нарушение статьи 20 Устава не уведомил ответчика в установленный срок о поданных под погрузку вагонах.
Представленные истцом документы: распоряжение от 30.09.2003 № 4557-р/6-р/884р, свидетельство о государственной регистрации права от 02.03.2004, акт № 11 (т. 2 л.д. 145 - 154) не подтверждают справа собственности ОАО "РЖД" на путь № 6 станции Бакланка и судом во внимание не принимается.
Согласно Техническим условиям от 14.11.2003 № 627 "На строительство на станции Бакланка двухсторонней железнодорожной эстакады и транспортировки маршрутов с нефтепродуктами" ООО "НК "РОС-ОЙЛ" за счет собственных средств выполнило первый этап реконструкции и удлинение 6-го и 8-го станционных путей, строительство 10-го и 12-го станционных путей, что подтверждено актом о приемке от 07.11.2006 и актом выполненных работ по устранению нарушений от 11.01.2007 № 19/5 и учитываются на балансе ответчика. Фактически ответчиком построены новые пути. В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона или иных правовых актов, приобретается этим лицом.
С разрешения ОАО "РЖД" ответчиком проводится опытная (пробная) эксплуатация объекта, в состав которого входят 6, 8, 10, 12 пути, в период опытной эксплуатации являются собственностью ООО "НК "РОС-ОЙЛ". Данные пути не переданы ОАО "РЖД", право собственности на них ОАО "РЖД" не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, фактически вагоны ОАО "ПГК" в спорный период находились на путях принадлежащих ООО "НК "РОС-ОЙЛ".
При таких обстоятельствах дела суд считает, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по государственной пошлине в сумме 18 511 руб. 53 коп. возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

отказать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная компания "Разработка, Освоение Скважин - Ойл" 1 402 305 руб. 15 коп. задолженности и 18 511 руб. 53 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.КУРГИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.06.2010 по делу № А13-14569/2009
<Суд отказал во взыскании с ответчика платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования, поскольку ответчик вагоны не заказывал, они не являются его собственными или арендованными, в связи с чем плата за задержку их приема начисляться не может, истец не доказал, что вагоны находились на путях общего пользования>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru