Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 27 июля 2011 г. № 19-27/39599@

О МЕРАХ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
ЗА СЧЕТ ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, ПРАВА НА КОТОРЫЕ ПЕРЕХОДЯТ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ НА ЗДАНИЕ, СТРОЕНИЕ, СООРУЖЕНИЕ)

В целях мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога, учитывая решения, принятые на консультативно-методическом семинаре-совещании работников территориальных налоговых органов УФНС России по Московской области (далее - Управление), проведенном в соответствии с приказом Управления от 29.06.2011 № 01-04-19/215, направляем прилагаемые разъяснения (рекомендации) и поручения по вопросу, касающемуся мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, права на которые переходят при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.
Начальникам налоговых инспекций необходимо установить административный контроль за исполнением указанных поручений, а также организовать оперативный мониторинг исполнения поручений Управления, касающихся резервов повышения собираемости имущественных налогов за счет привлечения имущества, ранее не задействованного в процессе налогообложения:
- письмо Управления от 28.06.2011 № 19-22/33940@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога";
- письмо Управления от 06.07.2011 № 19-21/35699@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога (в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами)";
- письмо Управления от 07.07.2011 № 19-21/35915@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога (в отношении земельных участков, по которым не определена кадастровая стоимость)";
- письмо Управления от 08.07.2011 № 19-42/36409@ "О дополнительных мерах по администрированию земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства";
- письмо Управления от 13.07.2011 № 19-27/37092@ "О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания налогов на имущество физических лиц (в отношении объектов капитального строительства, права на которые зарегистрированы без проведения технической инвентаризации)".
Вопрос о результатах исполнения указанных поручений (в разрезе каждой налоговой инспекции) будет рассмотрен на коллегии Управления по теме "О состоянии работы по администрированию имущественных и ресурсных налогов", проведение которой запланировано на сентябрь 2011 г.

Руководитель
Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
В.А. Полежаев





Приложение
к письму
УФНС по Московской области
от 27 июля 2011 г. № 19-27/39599@

РАЗЪЯСНЕНИЯ
(РЕКОМЕНДАЦИИ) О МЕРАХ ПО МОБИЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ЗА СЧЕТ ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРАВА НА КОТОРЫЕ ПЕРЕХОДЯТ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗДАНИЕ,
СТРОЕНИЕ, СООРУЖЕНИЕ <1>

--------------------------------
<1> Настоящие рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным налоговым органам Управления, имеют сугубо информационно-справочный характер, не содержат новых правовых норм и официальных (общеобязательных) разъяснений законодательства и не могут рассматриваться препятствующими непосредственному применению положений нормативных правовых актов Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса, касающегося администрирования земельного налога (далее - налог) в отношении земельных участков, права на которые переходят при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, целесообразно учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Исходя из положений статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. При этом:
- в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом;
- в случае, когда продавец не является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость (недвижимость расположена на чужом земельном участке), продажа такой недвижимости допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В целях применения перечисленных положений законодательства в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснялось следующее.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Учитывая, что соответствующее право на земельный участок при продаже расположенной на нем недвижимости возникает у покупателя одновременно с переходом к нему права на такую недвижимость (причем момент перехода права на земельный участок не связывается ЗК РФ с обязательной государственной регистрацией возникновения такого права на земельный участок у покупателя недвижимости) в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.10.2003 № 7644/03 отмечалось следующее.
Организация, будучи собственником зданий и сооружений, находящихся на чужом земельном участке, не уплачивала налог и не представляла налоговую декларацию (не имея при этом оформленных надлежащим образом прав на землю). Между тем отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. Аналогичная позиция, основанная на нормах статьи 35 ЗК РФ, изложена в письмах Минфина России от 07.02.2005 № 03-06-02-04/08, от 11.01.2006 № 21-4-04/2, от 13.02.2006 № 03-06-02-04/19.
В письме Минфина России от 21.01.2005 № 03-06-02-02/03 обращалось внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Кроме того, Минфином России по вопросу об основаниях уплаты налога в отношении земельных участков, предоставленных после введения в действие Закона № 122-ФЗ, на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, права на которые не зарегистрированы в соответствии с Законом № 122-ФЗ, разъяснялось, что, по мнению Минфина России, факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
Государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с чем, если вышеуказанные земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, по мнению Минфина России, должны подлежать налогообложению налогом, поскольку такие факты в соответствии с действующим законодательством должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.
В этой связи Минфином России сообщалось о том, что при установлении фактов неуплаты налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует привлекать таких лиц к уплате налога и применять предусмотренные статьей 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного налогового правонарушения, а также сообщать в органы, принявшие решение о предоставлении земельных участков после введения в действие Закона № 122-ФЗ, о несоблюдении лицами, которым переданы эти земельные участки, требований Закона № 122-ФЗ (письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82). Кроме того, при рассмотрении вопроса о налогообложении объектов недвижимости, в отношении которых не проведена государственная регистрация соответствующих прав, следует учитывать решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2007 № 8464/07.
В связи с изложенным также обращаем внимание:
- на положения подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которыми налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 № 301-О (в части, касающейся полномочий налоговых органов по реализации вышеуказанных положений Кодекса).
Территориальным налоговым органам УФНС России по Московской области поручается:
1. Провести совещания межведомственных комиссий по мобилизации дополнительных налоговых доходов с приглашением представителей муниципальных органов, уполномоченных принимать решения по вопросам управления земельными ресурсами, а также должностных лиц территориальных отделов Управления Росреестра по Московской области, уполномоченных на осуществление мероприятий госземконтроля, по вопросам, касающимся вовлечения в число налогооблагаемых объектов земельных участков, вещные права на которые перешли в связи с отчуждением зданий, строений, сооружений, но не зарегистрированы в порядке, установленном Законом № 122-ФЗ.
2. В рамках указанной деятельности, в т.ч. на основе информации органов, осуществляющих госземконтроль, а также информации о плательщиках налога на имущество организаций (в отношении объектов капитального строительства), необходимо выявить соответствующие земельные участки и их пользователей и принять меры, предусмотренные законодательством для вовлечения указанных земельных участков в число налогооблагаемых объектов.
3. Об исполнении настоящего поручения представить отчет (с указанием количества земельных участков, в отношении которых приняты меры для администрирования налога) в отдел имущественных налогов УФНС России по Московской области в срок не позднее 22.08.2011 (по Lotus Notes Жукевич Елене Константиновне), а также в дальнейшем использовать соответствующие меры налогового администрирования на постоянной основе.
4. Установить надлежащий административный контроль за исполнением настоящего поручения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> УФНС РФ по МО от 27.07.2011 № 19-27/39599@
"О мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога (в отношении земельных участков, права на которые переходят при переходе права собственности на здание, строение, сооружение)"
(вместе с "Разъяснениями (рекомендациями) о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, права на которые переходят при переходе права собственности на здание, строение, сооружение")

Письмо
Приложение. Разъяснения (рекомендации) о мерах по мобилизации дополнительных налоговых доходов за счет взимания земельного налога в отношении земельных участков, права на которые переходят при переходе права собственности на здание, строение, сооружение

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru