Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 мая 2011 года

ПО ДЕЛУ № 11-01-10-04/120 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 мая 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 11-01-10-04/120 о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденная приказом руководителя Волгоградского УФАС от 14 марта 2011 года № 144, в составе:
<...> - заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии,
<...> - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии,
<...> - государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии,
рассмотрев дело № 11-01-10-04/120 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения ОАО "М1" (<...>) п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) поступило заявление действующего по поручению М. на основании доверенности Г. (далее также - Заявитель), в котором последний указывал, что при обращении в структурные подразделения и производственные отделения филиала ОАО "М2" были выявлены подозрения в нарушении законодательства в части технологического подключения энергопринимающих устройств.
Из заявления, а также из материалов дела следует, что 25 октября 2010 года главному инженеру производственного отделения "Левобережные электрические сети" филиала ОАО "М2" М. была направлена "заявка физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику" (далее - Заявка). Заявка зарегистрирована 10.11.2010 за вх. № 4963.
Согласно данной Заявке:
- требовалось осуществить технологическое присоединение стройплощадки шиномонтажной мастерской с. Савинка;
- максимальная мощность энергопринимающего устройства - 15 кВт;
- категория (уровень) надежности - III;
- уровень напряжения - 0,38 кВ.
13 декабря 2010 года Заявителем был получен проект договора об осуществлении технологического присоединения объекта. В связи с тем, что в проекте договора об осуществлении технологического присоединения уровень напряжения, на котором планировалось осуществить присоединение энергопринимающего устройства, был определен в 10 кВ (вместо запрошенных в заявке 0,38 кВ), представитель М. по доверенности Г. направил в производственное отделение "Левобережные электрические сети" филиала ОАО "М2" заявление, в котором указывал на несоответствие уровня напряжения, определенного в проекте договора (10 кВ), уровню напряжения, запрошенному в заявке (0,38 кВ), в связи с чем просил внести изменения в проект договора в части предоставляемого уровня напряжения. Письмом от 29.12.2010 № Л02/4116 Заявитель был уведомлен, что производственное отделение "Левобережные электрические сети" заключает договоры технологического присоединения при наличии технической возможности и отсутствии выполнения мероприятий по строительству новых и реконструкции существующих электрических сетей. В связи с тем, что для подключения стройплощадки шиномонтажной мастерской М. по уровню напряжения 0,38 кВ необходимо строительство электрических сетей, заявка будет передана в филиал ОАО "М2", поскольку заключение договоров указанной категории находится в компетенции филиала.
8 февраля 2011 года, не получив на тот момент повторного проекта договора с исправленным уровнем напряжения, Заявитель обратился в Управление.
По результатам рассмотрения заявления Управлением, по признакам нарушения ОАО "М1" (далее также - ОАО "М1", ответчик по делу) п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 11-01-10-04/120.
Определением от 16 марта 2011 года дело № 11-01-10-04/120 было назначено к рассмотрению на 26 апреля 2011 года на 11 час. 00 мин.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, на рассмотрение дела не явился. В адрес Управления представил письмо (вх. 2370 от 08.04.2011), в котором сообщил, что претензий Г., как и его доверитель М., к филиалу ОАО "М2" более не имеет. Свое присутствие на рассмотрении дела № 11-01-10-04/120 считает нецелесообразным.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции дело № 11-01-10-04/120 о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается в отсутствие Заявителя.
Присутствовавший при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель ОАО "М1" <...> полагает, что в действиях ОАО "М1" отсутствует состав нарушения антимонопольного законодательства. Комиссии пояснила, что задержка в заключении договора на технологическое присоединение объекта Заявителя обусловлена отсутствием электрической сети заявленного уровня напряжения рядом с земельным участком Заявителя и необходимостью согласования в аппарате управления филиала ОАО "М2" мероприятий по строительству новых и реконструкции существующих объектов ОАО "М1" для обеспечения исполнения заявки на технологическое присоединение. Договор на осуществление технологического присоединения передан Заявителю со стороны ОАО "М1" 25.02.2011. 28.02.2011 договор был подписан Заявителем. Полагает, что заключив договор на осуществление технологического присоединения с М., ОАО "М1" добровольно устранило нарушение законодательства в части сроков осуществления технологического присоединения.
Рассмотрев доводы сторон и проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
Пунктом 2 Правил технологического присоединения Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно п. 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил;
г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Из материалов дела следует, что на основании Заявки М. производственное отделение "Левобережные электрические сети" филиала ОАО "М2" направило проект договора об осуществлении технологического присоединения, на который представителем М. Г. был представлен мотивированный отказ от подписания проекта договора в связи с несоответствием устанавливаемого уровня напряжения заявленному.
Заявление, в котором Г. изложил мотивированный отказ от подписания договора на осуществление технологического присоединения, было получено адресатом 23.12.2010, что подтверждается уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо, копии которых имеются в материалах дела.
Однако в нарушение установленного п. 15 Правил технологического присоединения срока новая редакция проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору М. (его представителю Г.) направлены не были.
Доказательств отсутствия технической возможности для технологического присоединения энергопринимающего устройства М. к электрическим сетям ОАО "М1" представлено не было.
Более того, из Заявки усматривается, что М. относится к категории лиц, указанной в п. 14 Правил технологического присоединения (заявка подана физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), тогда как в соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно ст. 4 данного Закона в сферу деятельности естественных монополий входят услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Обязательство по совершению действий, указанных в ст. 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу ст. 26 данного Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения. Как следует из п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названных Правил устанавливает обязанность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.
Из ст. 26 Закона об электроэнергетике следует, что по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), повторного заключения такого договора не предполагается. Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
При этом услуги по передаче электрической энергии могут быть оказаны только той сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с п. 3.2 устава ОАО "М1" для получения прибыли и для обеспечения собственных нужд Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе оказывать услуги по передаче электрической энергии; по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
При таких обстоятельствах Управление приходит к выводу, что ОАО "М1", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией, и занимает доминирующее положение на товарном рынке передачи электрической энергии в границах принадлежащих ОАО "М1" электрических сетей, и обязано осуществлять мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям в порядке и сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
Таким образом, ОАО "М1", не исполнив требования п. 3 и п. 15 Правил технологического присоединения, совершило действия по уклонению от заключения договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства М. к электрическим сетям, нарушив тем самым п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения Комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что ОАО "М1" добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, заключив с М. договор об осуществлении технологического присоединения от 28.02.2011 № 3470110053. Копия договора была представлена представителем ОАО "М1" при рассмотрении Комиссией дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание факт отсутствия разногласий между ОАО "М1" и Заявителем (что подтверждается письмами Г. за вх. № 1149 от 25.02.2011; вх. № 2370 от 08.04.2011), Комиссия считает возможным не выдавать ответчику по делу предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать ОАО "М1" нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства со стороны ОАО "М1".

Председатель Комиссии

Члены Комиссии




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Волгоградского УФАС РФ от 10.05.2011
"По делу № 11-01-10-04/120 о нарушении антимонопольного законодательства"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru