АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. по делу № А13-14538/2009
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2010 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шумиловой Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.И.С., рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Вологодской области о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Кумитэ"
при участии от истца - Д.Л.А., представитель по доверенности от 16.12.2009;
установил:
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 29 декабря 2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" имеет номер 244-ФЗ, а не номер 224-ФЗ.
Межрайонная инспекция ФНС России № 12 по Вологодской области (далее - истец) обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Кумитэ" (далее - ответчик, ООО "Кумитэ"). В обоснование своего заявления ссылается на статьи 61, 90 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", статью 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 224-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 224-ФЗ). Указала, что ООО "Кумитэ" в нарушение статьи 16 ФЗ-244 осуществляет деятельность по организации и содержанию зала игровых автоматов.
В судебном заседании представитель истца поддержал свои требования в полном объеме.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направил, отзыва в суд не представил.
Дело рассматривается в порядке статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика.
Изучив представленные документы, оценив собранные по делу доказательства, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований о ликвидации ООО "Кумитэ" по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании поручения № 01-78/2/447 от 22.06.2009 главный инспектор межрайонной налоговой инспекции ФНС России № 12 по Вологодской области К.Е.Л. в ходе проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) и использование платежных карт" установила, что в нарушении Закона № 244-ФЗ и Закона
Вологодской области от 30.01.2007 № 1563-ОЗ "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Вологодской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты области" в помещении ООО "Кумитэ" - Интернет "Клуб "Кумитэ" функционирует зал с игровыми автоматами, о чем составила акт № 17-18/447 от 24.06.2009. В частности, в акте инспектор указала, что для вступления в игру на аппаратах электронного оборудования приобретается в качестве лотерейного билета - шариковая ручка стоимостью 100 руб., администратор Интернет-клуба ключом вводит информацию в лотерейное оборудование о праве на игру, выигрыш выдается посетителю наличными средствами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138 - Федеральный закон "О лотереях" (далее - Закон "О лотереях") лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1). Лотерейное оборудование это оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (пункт 14).
В силу пункта 3 статьи 3 названного Закона лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, и лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, представленный налоговым органом акт проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) и использование платежных карт" № 17-18/447 от 24.06.2009 не позволяют суду сделать вывод о том, что ответчик в своей деятельности по проведению стимулирующей лотереи допустил нарушения требований Закона № 244-ФЗ и Закона
Вологодской области от 30.01.2007 № 1563-ОЗ "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Вологодской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты области", поскольку выводы контролирующих органов носят предположительный характер.
В соответствии со статьей 5 № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Игорные заведения вне зависимости от их вида, имеющие соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным названными статьями, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Проверив обоснованность требования налогового органа о ликвидации организатора азартных игр, суд пришел к выводу о том, что данное требование не основано на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 названной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции от 17.07.2009) налоговым органам предоставлено право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организации по установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 14 статьи 31 Кодекса) не предусматривает возможность предъявления требований по заявленным налоговым органом основаниям, также как и Закон № 244-ФЗ.
Учитывая изложенное выше суд приходит к выводу о том, что налоговый орган не является лицом, имеющим право обращаться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридических лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса, поскольку обладает только полномочиями по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям.
Так, в соответствии с пунктом 15 раздела III Инструкции к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 г. № 100н в случае выявления в результате проведения проверки в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ, нарушений требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона, руководителю налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр надлежит вынести предписание об устранении выявленных нарушений.
В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляется протокол об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
решил:
отказать межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Вологодской области в удовлетворении требований о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Кумитэ".
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья
Л.Ф.ШУМИЛОВА