Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. № 33-1174

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С.Е.Н. на решение Кораблинского районного суда Рязанской области от 13 мая 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С.Е.Н. к Совету депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании не подлежащими применению постановлений Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 3 от 18 марта 2010 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о своей работе и деятельности администрации Кораблинского городского поселения за 2009 год" и № 1 от 10 февраля 2011 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о своей деятельности и работе Кораблинского городского поселения за 2010 год", о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 2 от 4 марта 2011 года "Об удалении в отставку главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. и досрочном прекращении его полномочий" и о восстановлении его на работе в должности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области с 5 марта 2011 года, - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения С.Е.Н., его представителя Р.В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на указанные доводы представителя Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области - Ш.С.А., заключение прокурора М.Т.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению, судебная коллегия

установила:

С.Е.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области о признании не подлежащими применению постановлений Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 3 от 18 марта 2010 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о своей работе и работе администрации Кораблинского городского поселения за 2009 год" и № 1 от 10 февраля 2011 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о своей деятельности и работе администрации Кораблинского городского поселения за 2010 год", о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 2 от 4 марта 2011 года "Об удалении в отставку главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. и досрочном прекращении его полномочий", и о восстановлении его на работе в прежней должности с 5 марта 2011 года.
В обоснование своих требований истец указал, что в марте 2009 года он был избран главой муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области.
4 марта 2011 года Советом депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области было принято решение № 2 "Об удалении в отставку главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. и досрочном прекращении его полномочий".
С.Е.Н. полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку формальным поводом для его принятия послужили незаконные постановления представительного муниципального органа № 3 от 18 марта 2010 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о деятельности администрации Кораблинского городского поселения за 2009 год" и № 1 от 10 февраля 2011 года "Об оценке деятельности главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области С.Е.Н. по результатам ежегодного отчета о своей деятельности и работе администрации Кораблинского городского поселения за 2010 год".
Вопреки требованиям части 3 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 28, ч. 5 ст. 29 Устава муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области депутаты голосовали и принимали не решения, подлежащие обязательному официальному опубликованию, а постановления, обнародование которых произведено не было. По этой причине указанные постановления являются недействующими и не порождают никаких правовых последствий.
Существо постановлений Совета депутатов о неудовлетворительной оценке главы муниципального образования по результатам работы за 2009 - 2010 годы сводится к тому, что истец не исполнял надлежащим образом свои обязанности, вместе с тем из постановлений не понятно, какие именно полномочия не исполнены. Все выводы неконкретны, а некоторые носят предположительный характер.
При этом 10.02.2011 он фактически впервые отчитывался перед депутатами, поскольку между администрациями района и городского поселения до 31.12.2009 действовало соглашение от 10.11.2008, согласно которому именно администрацией Кораблинского района исполнялись возложенные на главу городского поселения полномочия.
Процедура обращения инициативной группы депутатов представительного органа, предусмотренная ч. 3 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответчиком нарушена. По указанию закона не менее чем 1/3 депутатов вносит в представительный орган муниципального образования обращение вместе с проектом соответствующего решения об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования, а также Губернатор Рязанской области должны быть уведомлены не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного обращения, то есть не позднее 15 февраля 2011 года.
Игнорируя установленные федеральным законом требования, ни инициативная группа, ни Совет депутатов не уведомили главу муниципального образования в необходимый срок о внесении такого обращения. Полагает, что порядок уведомления высшего должностного лица Рязанской области также грубо нарушен.
В нарушение требования ч. 15 ст. 74.1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку было опубликовано в газете "Кораблинские вести" 5 марта 2011 года без изложения особого мнения главы муниципального образования.
Очередным нарушением, допущенным при удалении в отставку главы муниципального образования, является факт досрочного прекращения полномочий в период нахождения его в отпуске.
Решением суда в удовлетворении требований С.Е.Н. отказано.
В кассационной жалобе С.Е.Н. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований, ссылаясь на то, что ни ответчик ни суд в решении не указали конкретные нарушения, допущенные истцом, которые послужили основанием для признания его работы неудовлетворительной; что Совет депутатов не может в силу ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 5 ст. 29 Устава муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области принимать постановление, на неопубликование постановлений ответчика об оценке его деятельности, что свидетельствует об отсутствии оснований для принятия решения об удалении его в отставку; суд сделал неправильный вывод о соблюдении процедуры рассмотрения вопроса, так как уведомление с приложением обращения инициативной группы и проектом решения вручалось неуполномоченными лицами: председателем и депутатом; незаконным является вывод суда о нераспространении на спорные правоотношения трудового законодательства; судом не дана должная оценка нарушения требования об одновременной публикации решения об удалении в отставку и особого мнения главы; Совет депутатов дал необъективную оценку его деятельности, депутаты фактически не исследовали вопрос о его деятельности, а суд не дал должной оценки указанному обстоятельству; нарушена была процедура голосования, которое должно было проводиться тайно, а не открыто.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Из материалов дела усматривается, что С.Е.Н. избран на основании результатов голосования 1 марта 2009 г. главой муниципального образования - Кораблинское городское поселение.
Постановлением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 3 от 18 марта 2010 г. деятельность главы муниципального образования - Кораблинское городское поселение С.Е.Н. за 2009 г. признана неудовлетворительной.
Постановлением Совета депутатов от 10 февраля 2011 г. № 1 признана неудовлетворительной деятельность главы муниципального образования С.Е.Н. за 2010 г.
Решением Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области № 2 от 4 марта 2011 г. глава муниципального образования С.Е.Н. удален в отставку в связи с признанием два раза подряд его деятельности неудовлетворительной.
В силу подпункта 2.1 п. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении данного дела, районный суд правильно исходил из положений ст. 74.1 указанного Закона.
Так, в силу п. 1 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 3 п. 2 этой же статьи неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку.
П. 3 предусмотрено, что инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.
В соответствии с п. 4 той же нормы права рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу пп. 7 - 9 рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.
Пунктом 13 установлено, что при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
Главе муниципального образования, в случае, если он не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, п. 14 предоставлено право в письменном виде изложить свое особое мнение.
Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (п. 15).
При разрешении вопросов, поставленных в заявлении С.Е.Н., районный суд проверил соблюдение процедуры удаления главы муниципального образования С.Е.Н. в отставку, предусмотренную действующим законодательством: статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Уставом Кораблинского городского поселения, и дал в решении суда подробную оценку установленным обстоятельствам.
Нарушений указанной процедуры судом не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований С.Е.Н. отказано.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении вопросы, правильно применил нормы материального и процессуального законодательства.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы С.Е.Н. о надлежащем исполнении им своих должностных обязанностей и отсутствии оснований для признания его деятельности за 2009 и 2010 годы неудовлетворительной, подробно исследовались в суде первой инстанции и не нашли своего подтверждения материалами дела. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Совета депутатов муниципального образования - Кораблинское городское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области, имелись основания для принятия такого решения, которые были изложены в постановлениях об оценках деятельности главы муниципального образования.
Другие доводы жалобы о том, что Совет депутатов не может выносить постановления по рассматриваемым им вопросам, в частности об оценке деятельности главы муниципального образования, о неопубликовании указанных постановлений Советом депутатов, о нарушении требований проведения тайного голосования по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку, также приводились кассатором в суде первой инстанции, были предметом его рассмотрения и последующей оценки в решении суда. Указанные доводы фактически сводятся к несогласию с выводами суда. Однако судебная коллегия находит суждения суда первой инстанции, изложенные в решении правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм права и соответствуют исследованным обстоятельствам.
Утверждения кассатора о неправильности вывода суда о соблюдении Советом депутатов процедуры рассмотрения вопроса о прекращении полномочий главы муниципального образования, так как уведомление с приложением обращения инициативной группы и проектом решения вручалось неуполномоченными лицами: председателем и депутатом, основаны на неправильном толковании норм права и противоречат п. 3 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, из которого не следует, что указанные лица не могут вручить главе муниципального образования уведомление о выдвижении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.
Ссылка в жалобе на распространение на спорные правоотношения трудового законодательства, основана на ошибочном толковании норм материального права. Статьей 11 ТК РФ предусмотрено регулирование особенностей труда некоторых лиц отдельными нормативными правовыми актами. Деятельность главы муниципального образования, замещающего свою должность по результатам выборов, регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Тем самым законодатель дополнительно указал на необходимость применения при урегулировании вопросов, касающихся трудовых прав данной категории работников, специальных законов, а не Трудового кодекса РФ.
Доводы о нарушении требований закона об одновременной публикации решения депутатов об удалении в отставку главы муниципального образования и его особого мнения, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку п. 15 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает юридически значимых последствий несоблюдения указанного требования.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кораблинского районного суда Рязанской области от 13 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С.Е.Н. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 22.06.2011 № 33-1174
<Поскольку нарушений процедуры удаления главы муниципального образования в отставку установлено не было, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru