Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2011 г. № 33-1162

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Б.Г.П. на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани 27 апреля 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б.Г.П. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области, Министерству регионального развития Российской Федерации о признании в порядке наследования по закону имущественного права - права собственности на денежные средства в сумме <...> рублей, предоставляемые за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем ветеранов в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" и взыскании денежных средств в сумме <...> - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Л.Г.И., объяснения Б.Г.П., ее представителя по доверенности П.Е.К., судебная коллегия

установила:

Б.Г.П. обратилась в суд с иском Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании в порядке наследования по закону имущественного права - права собственности на денежные средства, предоставляемые за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем ветеранов в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", и взыскании указанных денежных средств.
Требования мотивировала тем, что ее мать Л. в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах", как член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны П., нуждалась в улучшении жилищных условий. Она, истица, являясь опекуном матери, 23.04.2010 обратилась в Клепиковский отдел МСЗН Рязанской области с заявлением об обеспечении Л. жильем за счет средств федерального бюджета.
04.05.2010 МСЗН Рязанской области уведомило Л. о том, что ее право на указанные меры социальной поддержки подтверждено, и обеспечение жильем будет осуществляться в соответствии с Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах". При этом гарантийное письмо не было выдано Л.
<...> Л. умерла.
Она, истица, являясь единственным наследником первой очереди после смерти матери, в установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Б.Г.П. полагает, что ее мать, получив уведомление о подтверждении ее права на меры социальной поддержки, получила за счет средств федерального бюджета имущественное право - приобрести в собственность жилое помещение (площадью <...> кв. м и средней рыночной стоимостью 1 кв. м, равной <...> руб.) стоимостью <...> руб.
Считает, что денежные средства в указанном размере входят в состав наследства в соответствии со ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ.
23.06.2010 она обратилась в МСЗН Рязанской области с заявлением о выдаче ей, как наследнику, причитающихся ее матери Л. денежных средств. Ей было отказано в удовлетворении заявления, со ссылкой на то, что денежная сумма не входит в состав наследства, поскольку Л. при жизни не реализовала свое право на обеспечение жильем.
Считая отказ ответчика незаконным, просила суд признать за ней в порядке наследования по закону первой очереди имущественное право собственности на денежные средства в сумме <...> руб., предоставляемые за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем в собственность нуждающейся в улучшении жилищных условий Л.; взыскать с ответчика в ее пользу в порядке наследования по закону первой очереди <...> руб.
Определением суда от 22.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство регионального развития РФ.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, в качестве соответчика указала Министерство регионального развития РФ, полагала, что ответчики не обеспечили жильем ее мать путем предоставления единовременной денежной выплаты, этим самым нарушили права ее матери и ее, истицы, как наследника первой очереди.
Просила признать за ней в порядке наследования по закону первой очереди имущественное право - право собственности на денежные средства в сумме <...> руб., предоставляемые за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем в собственность нуждающихся в улучшении жилищных условий Л., умершей <...>; взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области, Министерства регионального развития РФ в порядке наследования по закону в ее пользу денежные средства в сумме <...>.
Определением суда от 08.04.2011 Министерство регионального развития РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Суд отказал Б.Г.П. в удовлетворении требований, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Б.Г.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда представленным ею доказательствам, и неверное толкование норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство регионального развития Российской Федерации указывает на законность и обоснованность постановленного судом решения.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Судом установлено, и следует из материалов дела, что наследодатель Л., <...> года рождения, в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах", как член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны П. нуждалась в улучшении жилищных условий.
Б.Г.П., являясь опекуном Л., 23.04.2010 обратилась в Министерство социальной защиты населения Рязанской области с заявлением о предоставлении Л. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, определенном Законом Рязанской области "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области".
Уведомлением от 04.05.2010 № 1392/02 Министерство социальной защиты населения Рязанской области подтвердило право Л. на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и сообщило, что обеспечение жильем будет осуществляться в соответствии с Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ. Сообщениями от 31.05.2010 № 02/21-Бря-6132-7 Министерство социальной защиты населения Рязанской области повторно уведомило Б.Г.П. об обеспечении жильем Л. в соответствии Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области".
<...> Л. умерла.
Являясь единственным наследником Л., в установленный законом срок Б.Г.П. приняла наследство после смерти матери, своевременно обратившись с заявлением к нотариусу.
23.06.2010 Б.Г.П. обратилась в МСЗН Рязанской области с заявлением о выделении ей, как наследнику, денежных сумм, причитающихся в порядке предоставления мер социальной поддержки Л.
Сообщениями от 09.07.2010 № 02/09-Бря-9184-7, от 20.01.2011 № 02-Бря-17323-7 Министерство социальной защиты населения Рязанской области отказало Б.Г.П. в выплате указанных денежных сумм, указав, что мера социальной поддержки неразрывно связана с личностью наследодателя, в связи с чем, в наследственную массу не входит. Кроме того, министерство не располагало денежными средствами федерального бюджета в период с момента уведомления Л. (<...>) до даты ее смерти (<...>).
Судебная коллегия считает, что, установив вышеназванные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что наследодателем Л. при жизни не были совершены все необходимые действия, связанные с реализацией права на использование предоставленных мер социальной поддержки, установленные ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", поэтому правомерно отказал Б.Г.П. в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда постановлено в полном соответствии с приведенными нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежат.
Выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам, и действующему законодательству.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, на законность принятого судом решения не влияют, и не влекут его отмену.
Так, Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1., п. 2 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 № 12-ОЗ "Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в Рязанской области" утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст. 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 3 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах", является предоставление им жилых помещений в собственность, по заявлениям граждан обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.
Согласно пункту 11 названного Порядка, гражданин, уведомленный о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем и определившийся с вариантом приобретения жилого помещения в собственность, обращается в министерство с заявлением о выдаче гарантийного письма.
Заявление о выдаче гарантийного письма регистрируется в отдельном журнале и рассматривается министерством в день подачи заявления.
Гарантийное письмо выдается министерством при наличии средств федерального бюджета, предназначенных для обеспечения жильем граждан, в день подачи заявления о выдаче гарантийного письма.
В случае, если на момент обращения с заявлением о выдаче гарантийного письма министерство не располагает средствами федерального бюджета, предназначенными для обеспечения жильем граждан, заявителю направляется уведомление об отсутствии денежных средств на указанные цели на дату подачи заявления. При поступлении средств федерального бюджета гарантийные письма направляются заявителям в течение двух дней со дня поступления денежных средств в порядке очередности, сформированной при регистрации заявлений о выдаче гарантийного письма.
Гарантийное письмо подтверждает обязательство министерства перечислить денежные средства на приобретение жилого помещения в текущем квартале.
Как установлено судом, Б.Г.П., действующая в интересах своей матери, не обращалась с письменным заявлением о выдаче гарантийного письма, денежная выплата не рассчитывалась, документы, подтверждающие приобретение жилого помещения, в министерство не представлены.
Более того, в период с <...> по <...> МСЗН Рязанской области не располагало средствами федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уведомленных о предоставление мер социальной поддержки. В связи с чем, в указанный период гарантийные письма не выдавались, денежная выплата на приобретение жилья Л. не рассчитывалась и не начислялась, следовательно, Л. на день смерти не имела права на денежные средства в определенном размере.
Установив указанные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, что, в данном случае имущественные права в соответствии со ст. 1112 ГК РФ не перешли к наследнику.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда города Рязани от 27 апреля 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.Г.П. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 15.06.2011 № 33-1162
<В удовлетворении исковых требований о признании в порядке наследования по закону имущественного права отказано правомерно, поскольку истица, действующая в интересах своей матери, не обращалась с письменным заявлением о выдаче гарантийного письма, денежная выплата не рассчитывалась, документы, подтверждающие приобретение жилого помещения, в министерство не представлены>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru