Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. № 33-1189

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Шиловского района Рязанской области на решение Шиловского районного суда Рязанской области от 17 мая 2011 года, которым постановлено:
Отказать прокурору Шиловского района Рязанской области в удовлетворении его исковых требований к Администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании бездействия Администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выражающегося в непринятии мер по установлению указателей наименований улиц и нумерации домов в населенных пунктах <...> незаконным и обязании ответчика организовать установку указателей наименований улиц и нумерации домов в указанных населенных пунктах в срок до 01.12.2011.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения прокурора М.Т.Н., поддержавшей доводы представления, судебная коллегия

установила:

Прокурор Шиловского района Рязанской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области в населенных пунктах: <...> отсутствуют указатели наименований улиц и нумерация домов. Указанный факт подтверждается информацией, предоставленной администрацией Ерахтурского сельского поселения от 8 апреля 2011 г. № <...>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 настоящего Закона к вопросам местного значения поселения относятся вопросы присвоения наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номеров домов.
В силу п. 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади и пр.
В ст. 11 Устава муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района, принятого решением Совета депутатов муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района от 14 апреля 2006 г. № 18 указано, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Из положений ст. 36 Устава следует, что указанные выше полномочия отнесены к компетенции администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 1 ст. 39 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-I скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях) осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.
П. 30 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. № 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" установлено, что выездная бригада скорой медицинской помощи осуществляет немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории, устанавливает диагноз, проводит мероприятия, направленные на стабилизацию или улучшение состояния пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировку его в лечебно-профилактическое учреждение.
Отсутствие нумерации домов в указанных населенных пунктах нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, поскольку при отсутствии точного адреса невозможно обеспечить оказание скорой медицинской помощи, от своевременности которой зависит жизнь человека.
Кроме того, в ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. При этом ст. 22 настоящего Закона предусмотрено, что тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Между тем, в отсутствие нумерации домов в указанных выше населенных пунктах нарушается право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку отсутствие точного адреса затрудняет подразделениям пожарной охраны своевременное прибытие на место для тушения пожара.
На основании ст. 20, 22, 25, 35 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право частной собственности.
Как следует из положений ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", полиция создана для защиты жизни, здоровья, прав граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О полиции" полиция обязана в том числе прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.
Вместе с тем из-за отсутствия указателей наименований улиц и нумерации домов в населенных пунктах <...> нарушаются гарантированные Конституцией РФ указанные выше права, защиту которых осуществляет полиция, так как отсутствие точного адреса не позволяет ее подразделениям точно определить, а также своевременно прибыть на место происшествия и пресечь противоправные деяния против граждан.
На практике из-за отсутствия нумерации домов и указателей наименований улиц в населенных пунктах органы предварительного расследования по уголовным делам не могут точно указать на место совершения преступления, что входит в предмет доказывания согласно ст. 73 УПК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" определено, что почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу.
Отсутствие указателей наименований улиц и нумерации домов в указанных населенных пунктах муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение затрудняет работу почтовой связи, чем нарушается право граждан на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по почтовому адресу.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законом, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Прокуратура обратилась за защитой прав и интересов всех граждан, которые находятся и могут находиться в населенных пунктах: <...>, и установить круг лиц которых не представляется возможным, и ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ просила признать бездействие администрации муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области, выражающееся в непринятии мер по установке указателей наименований улиц и нумерации домов в населенных пунктах: <...>, незаконным и обязать администрацию организовать установку указателей наименований улиц и нумераций домов в указанных населенных пунктах, установив ответчику срок для совершения этих действий до 1 декабря 2011 г.
Решением суда в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор Шиловского района Рязанской области просит решение отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Согласно п. 1 ст. 11 Устава муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области к вопросам местного значения сельского поселения относятся: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Подпунктом 27 п. 1 ст. 12 Устава определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями организации освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Пунктом 1 ст. 36 Устава к компетенции местной администрации сельского поселения отнесена организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
По смыслу вышеуказанных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечивать наличие указателей с наименованием улиц и номерами домов в населенных пунктах, имеющих соответствующие наименования улиц и нумерацию домов.
Материалами дела установлено, что в населенных пунктах: <...> присвоения наименований улиц и нумерации домов не производилось.
Установив отсутствие присвоенных названий улиц и номеров домов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности в такой ситуации возложить обязанность на администрацию муниципального образования - Ерахтурское сельское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области установить указатели с наименованиями улиц и номерами домов в этих населенных пунктах.
Доводы кассационного представления прокурора Шиловского района о неправильном толковании судом норм материального права являются ошибочными и не могут служить поводом к отмене решения суда.
При рассмотрении дела районным судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шиловского районного суда Рязанской области от 17 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Шиловского района Рязанской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 22.06.2011 № 33-1189
<Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности возложить обязанность на администрацию муниципального образования установить указатели с наименованиями улиц и номерами домов, поскольку в населенных пунктах присвоения наименований улицам и нумерации домам не производилось>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru