Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


Решение Земского собрания Большемурашкинского района от 02.12.2010 № 91
"Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Земского собрания Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области (проектов нормативных правовых актов)"

Официальная публикация в СМИ:
"Знамя", № 104(10558), 17.12.2010






ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ БОЛЬШЕМУРАШКИНСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2010 г. № 91

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗЕМСКОГО
СОБРАНИЯ БОЛЬШЕМУРАШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)

В соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Законом Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области", на основании статьи 20 Устава Большемурашкинского муниципального района и в целях выявления в муниципальных нормативных правовых актах Земского собрания Большемурашкинского муниципального района, в проектах нормативных правовых актах, разрабатываемых Земским собранием Большемурашкинского муниципального района, коррупциогенных факторов и их последующего устранения Земское собрание решило:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Земского собрания Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области (проектов нормативных правовых актов).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления района разработать и принять соответствующий порядок антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издание которых относится к их компетенции.
3. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Знамя".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по местному самоуправлению и общественным связям (председатель Н.М. Колекин).

Глава местного самоуправления,
председатель Земского собрания
А.Ф.ЛОМАЧЕНКО





Утвержден
решением
Земского собрания
Большемурашкинского района
от 02.12.2010 № 91

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ
БОЛЬШЕМУРАШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ)

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов (далее - Порядок) определяет процедуру проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (решений) и проектов муниципальных нормативных правовых актов (решений) Земского собрания Большемурашкинского муниципального района (далее - Земское собрание) на предмет выявления в них коррупциогенных факторов, определенных Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", и их последующего устранения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правовой основой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Земского собрания и их проектов являются:
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 "О мерах по противодействию коррупции";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
- Устав Большемурашкинского муниципального района;
- настоящее Положение.
1.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на выявление в текстах муниципальных нормативных правовых актов и их проектов положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности, разработку рекомендаций, направленных на устранение таких факторов.
1.3. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
1.4. Целью антикоррупционной экспертизы является формирование эффективной системы противодействия коррупции в муниципальном образовании путем устранения правовых норм, которые создают предпосылки или повышают вероятность совершения коррупционных действий.

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ

2.1. Для целей настоящего Порядка применяются следующие понятия:
1) нормативное решение - решение, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, т.е. содержащее общеобязательные правила поведения - нормы права, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц (группу лиц) и рассчитанные на неоднократное применение;
2) проект акта - правовой акт, содержащий проекты общеобязательных правил поведения, т.е. проекты норм права, распространяющих свое действие на неопределенный круг лиц (группу лиц) и рассчитанных на неоднократное применение;
3) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
4) коррупциогенные нормы - нормы акта, содержащие коррупциогенные факторы;
5) антикоррупциогенные нормы - нормы акта, направленные на предупреждение проявлений коррупции.
2.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении всех действующих нормативных решений Земского собрания, а также проектов решений как затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, так и не затрагивающих их.
2.3. В целях обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы проверке подлежат каждая норма правового акта или положение проекта нормативного правового акта.

3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

3.1. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных муниципальных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных муниципальных правовых актов;
2) оценка нормативного муниципального правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных муниципальных правовых актов (проектов нормативных муниципальных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных муниципальных правовых актов (проектов нормативных муниципальных правовых актов);
5) сотрудничество с органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления Большемурашкинского муниципального района, а также их должностных лиц, гражданами при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных муниципальных правовых актов (проектов нормативных муниципальных правовых актов).

4. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ИХ ПРИЗНАКИ

4.1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) осуществляется одновременно при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения в соответствии с Методикой и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
4.2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
4.3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

5. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

5.1. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится одновременно с осуществлением правовой экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, предусмотренной Регламентом Земского собрания:
1) на стадии разработки проекта муниципального правового акта в Земском собрании, а также отраслевых, функциональных структурных подразделениях администрации Большемурашкинского муниципального района (далее - администрация района), руководители которых являются составителями проекта муниципального правового акта, путем проведения правовой экспертизы работниками, в должностные обязанности которых входит юридическое обеспечение деятельности соответствующего органа;
2) на стадии принятия проектов муниципальных правовых актов путем проведения правовой экспертизы:
- уполномоченным органом администрации района;
- аппаратом Земского собрания.
5.2. Завизированный руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений администрации района проект муниципального правового акта до его передачи в Земское собрание направляется в управление делами администрации района для проведения антикоррупционной экспертизы.
5.3. После рассмотрения профильной постоянной комиссией Земского собрания завизированный руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений администрации района и Земского собрания проект муниципального правового акта до его рассмотрения Земским собранием направляется в аппарат Земского собрания для проведения антикоррупционной экспертизы.
5.4. Антикоррупционная экспертиза одного проекта решения проводится в течение 7 календарных дней, одного нормативного решения - в течение 14 календарных дней, если иной срок не установлен председателем Земского собрания.
5.5. Антикоррупционной экспертизе подвергаются также принятые Земским собранием нормативные правовые акты в процессе их применения при установлении фактов, позволяющих сделать вывод о наличии в них коррупциогенных факторов, а также при ведении регистра нормативных правовых актов.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

6.1. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных решений составляется заключение (как отдельный документ), которое должно содержать указание на наличие или отсутствие в нормативном решении положений, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, с соответствующими обоснованиями, а также рекомендации по их устранению.
В заключении указываются:
- реквизиты нормативного правового акта (наименование вида документа, дата, регистрационный номер и заголовок);
- соответствующие структурные единицы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта), т.е. разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы, в которых выявлены коррупциогенные факторы;
- перечень выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков либо информация об отсутствии коррупциогенных факторов;
- предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов;
- основание для проведения антикоррупционной экспертизы (при проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов).
6.2. Заключение, составляемое по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов решений, является составной частью заключения, подготавливаемого аппаратом Земского собрания по результатам правовой экспертизы проекта решения.
6.3. Не позднее 5 рабочих дней до рассмотрения проекта нормативного правового акта постоянной комиссией Земского собрания данный проект с отметкой о проведении правовой экспертизы, в т.ч. антикоррупционной, представляется для проверки в прокуратуру Большемурашкинского района.
6.4. Принятый Земским собранием нормативный правовой акт в течение 5 дней со дня принятия направляется в прокуратуру Большемурашкинского района для проверки наличия (отсутствия) коррупциогенных факторов.
6.5. При выявлении в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Земского собрания коррупциогенных факторов прокуратурой Большемурашкинского района составляется требование прокурора, которое подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в Земское собрание района, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
6.6. О принятых мерах по приведению в соответствие с действующим законодательством о противодействии коррупции нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) Земское собрание письменно информирует прокуратуру Большемурашкинского района.
6.7. Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, рассматривается постоянной комиссией Земского собрания в порядке, установленном для работы с проектами решений Регламентом Земского собрания.
6.8. Положения проекта решения, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, должны быть устранены разработчиком проекта. В случае несогласия разработчика проекта с результатами антикоррупционной экспертизы он направляет в постоянную комиссию Земского собрания, назначенную ответственной по проекту акта, мотивированные обоснования своего несогласия.
6.9. Положения нормативного решения, которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, устраняются путем внесения изменений в такое решение или его отмены (полностью или в части) в порядке, установленном для принятия решений Регламентом Земского собрания.
6.10. Анализ нормативных решений, а также проектов решений на предмет выявления в них коррупциогенных факторов может осуществляться институтами гражданского общества и гражданами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
6.11. Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы обобщаются постоянной комиссией Земского собрания в соответствии с вопросами ее компетенции, замечания и предложения к тексту проекта акта, сгруппированные по статьям (пунктам, подпунктам статьи), оформляются в виде таблицы и направляются постоянной комиссией для доработки проекта акта его разработчику.
6.12. Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению руководителем органа местного самоуправления Большемурашкинского муниципального района - составителем проекта муниципального правового акта.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru