| |
Региональное законодательство / Нижегородская область
Распоряжение администрации Чкаловского района от 23.11.2010 № 1166-р
"О Концепции районной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района Нижегородской области на 2011 - 2013 годы"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. № 1166-р
О КОНЦЕПЦИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением администрации Чкаловского района от 23.07.2008 № 268 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Чкаловском районе":
1. Утвердить Концепцию районной целевой Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района на 2011 - 2013 годы" (приложение 1).
2. Определить отдел образования администрации Чкаловского района координатором-разработчиком районной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района на 2011 - 2013 годы" и поручить ему в установленном порядке разработку проекта программы.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя главы администрации Чкаловского района А.А. Мясникова.
Глава местного самоуправления района
С.А.ЛУНЬКОВ
Приложение 1
к распоряжению
администрации Чкаловского района
от 23.11.2010 № 1166-р
КОНЦЕПЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
1. Концепция муниципальной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района Нижегородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Концепция) разработана на основании Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Чкаловском районе, принятого постановлением администрации Чкаловского района № 268 от 23.07.2008, и с целью ее дальнейшего использования для разработки муниципальных целевых программ и комплексных планов мероприятий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района. Ориентация на программно-целевой характер деятельности означает повышение роли планирования в решении данной проблемы, в том числе стратегического планирования. Концепция, выделяя направления и формулируя главную цель, задачи и планируемые результаты, предлагает структурированный материал для создания программ и ежегодных комплексных планов. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определены внутри программ и планов.
Среди решаемых на среднесрочную перспективу задач социально-экономического развития Чкаловского района важное место занимает сокращение правонарушений в целом, а также совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве одной из ключевых стратегий сокращения уровня преступности. В то же время в последние десятилетия отмечается тенденция роста количества детей, имеющих значительные отклонения в социальном поведении, - отклонения от нравственно-правовых норм общества, которые являются проявлением подростковой дезадаптации и результатом асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных факторов. Особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами в детской и подростковой среде. Именно в подростковый период возрастает уровень преступности несовершеннолетних, отмечается рост их духовной непритязательности, повышенной тревожности, жестокости и агрессивности. С другой стороны, не менее острой является проблема насилия и жестокого обращения в отношении детей, проблема повышения уровня их социальной безопасности. Обеспечение прав и свобод несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений социальной политики в Чкаловском районе.
Концепция разработана на основании следующих документов:
1) Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
2) Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
3) Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
4) Закон Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области";
5) Закон Нижегородской области от 3 ноября 2006 года № 134-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
6) Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 года № 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области";
7) постановление Нижегородской области об утверждении областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2011 - 2013 годы";
8) Устав Чкаловского района.
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Целенаправленная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", реализация мероприятий областной и районной целевых программ позволили достичь определенных положительных результатов в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
В то же время особого внимания требует продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами в детской и подростковой среде. Именно в подростковой среде возрастает уровень преступности несовершеннолетних, отмечается рост их духовной непритязательности, повышенной тревожности, жестокости и агрессивности. На профилактическом учете в ПДН ОВД по Чкаловскому району на 12 октября 2010 года состоят: 51 учащийся образовательных учреждений Чкаловского района, 4 учащихся образовательных учреждений других районов Нижегородской области, 1 работающий несовершеннолетний. Количество несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях Чкаловского района, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, составляет 44 человека. За 2009 год на территории района несовершеннолетними совершено 13 преступлений (АППГ - 20). К уголовной ответственности за 2009 год привлечено 10 несовершеннолетних, в 2008 году - 22, снижение на 54,5%. Административных правонарушений 123 (АППГ - 115), из них связанных с употреблением спиртных напитков - 109 (АППГ - 131), в том числе на родителей за употребление спиртных напитков несовершеннолетними детьми в возрасте до 16 лет составлено 23 административных протокола по ст. 20.22 КоАП РФ (АППГ - 44). С другой стороны, не менее острой является проблема насилия и жесткого обращения в отношении детей, проблема повышения уровня их социальной безопасности. За 2009 год сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными ОВД по Чкаловскому району составлено 169 административных протоколов (АППГ - 168) на родителей и законных представителей несовершеннолетних, которые ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием своих детей, родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками и ведут аморальный образ жизни. В отдел опеки и попечительства направлено 24 материала на лишение родительских прав. Несмотря на положительную динамику, уровень преступности среди несовершеннолетних в Чкаловском районе остается достаточно высоким.
Финансовый кризис и негативные социальные факторы по-прежнему остаются основными причинами формирования социально-девиантного поведения подростков. Низкий уровень и качество жизни семей, безработица родителей, невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц, а также самовольные уходы несовершеннолетних из семей или учреждений, бродяжничество - основные негативные процессы, которые обусловливают социальные риски преступности детей и подростков в настоящее время.
Таким образом, анализ причин, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение несовершеннолетних, а также необходимость предотвращения прогнозируемого скачка подростковой преступности приводит к выводу о необходимости дальнейшего развития, повышения адресности, качества и эффективности районной системы профилактики ранней безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
В целом по итогам реализации районной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Чкаловского района Нижегородской области в 2007 - 2010 годах" отмечается снижение уровня подростковой преступности в общем количестве преступлений и правонарушений.
Таким образом, можно сделать выводы, что в Чкаловском районе создана и поэтапно развивается межведомственная система организации превентивной работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, проводится планомерная работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого направления социальной политики.
В то же время, несмотря на положительную динамику, уровень преступности среди несовершеннолетних в Чкаловском районе остается достаточно высоким.
Анализ современного опыта по профилактике правонарушений несовершеннолетних показывает постепенный переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке подростков групп социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции поведения детей и подростков с отклонениями в социальном развитии. Основной путь устранения дефектов социализации "подростков-девиантов" заключен в активизации деятельности субъектов системы ранней профилактики, в создании специальных социально-педагогических условий и реализации проектов, направленных на успешное формирование социальных навыков у детей и подростков.
Необходимо продолжить и совершенствовать такие эффективные технологии профилактики, как организация общественно полезного труда и временной занятости, отдыха и оздоровления подростков группы социального риска, привлечение несовершеннолетних к занятиям физической культурой и спортом, игровой и творческой деятельностью, вовлечение в культурные и досуговые мероприятия и т.п. Важная роль здесь должна быть отведена развитию добровольчества и волонтерского движения как среди взрослых, так и среди молодых сверстников социальных девиантов.
Особое внимание необходимо уделить внедрению профилактических программ, направленных на развитие культуры здоровья асоциальных подростков, оказанию практической помощи несовершеннолетним и их родителям по профилактике алкоголизма и наркомании, а также их социальной реабилитации и ресоциализации в связи с употреблением ПАВ.
Для повышения эффективности районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо выйти на качественно более высокий уровень межведомственного взаимодействия по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, и источников их социальной дезадаптации, по разработке, реализации и мониторингу индивидуальных профилактических программ социальной реабилитации и сопровождения несовершеннолетних и их семей.
Поэтому целью Программы является повышение эффективности реализации политики несовершеннолетних, направленной на сокращение числа правонарушений, асоциальных (антиобщественных) деяний несовершеннолетних, повышение адресности и эффективности межведомственной профилактической работы с несовершеннолетними.
4. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
Основной целью работы в направлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чкаловском районе в 2011 - 2013 годах является повышение эффективности реализации политики, направленной на сокращение числа правонарушений, асоциальных (антиобщественных) деяний несовершеннолетних, повышение адресности и эффективности межведомственной профилактической работы с несовершеннолетними. Программой предусматривается решение следующих задач:
- развитие системы ранней профилактики безнадзорности, асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних;
- осуществление мер по профилактике детского алкоголизма и потребления ПАВ несовершеннолетними;
- повышение эффективности работы по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
- создание условий для организации трудовой занятости, организованного отдыха и оздоровления несовершеннолетних группы социального риска;
- повышение качества работы и эффективности взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Потребность в решении этих задач в течение ограниченного времени, необходимость концентрировать финансовые ресурсы на проведении наиболее важных мероприятий, возможность осуществлять постоянный мониторинг результатов делают необходимым использование программно-целевого метода. Данный подход позволяет строить деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по решению проблем сокращения числа правонарушений, асоциальных (антиобщественных) деяний несовершеннолетними, на основе единой государственной политики, что будет способствовать более эффективным действиям и ощутимому результату. Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании мероприятий Программы будут более эффективные формы и методы контроля за использованием средств бюджетов всех уровней.
Отсутствие единой районной Программы может отрицательно сказаться на последовательности и системности проводимой работы. Отсутствие целевых средств не позволит в полной мере решать проблемы в данном направлении. Реализация в рамках Программы комплекса мероприятий предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в рассматриваемой сфере. Решение проблемы непрограммными средствами может привести к утрате комплексного скоординированного подхода к решению проблемы, достижение поставленных целей в указанные сроки будет невозможно, процесс развития сферы культуры утратит системность, будет отсутствовать комплекс программных мероприятий, увязанный по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
5. СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками, связанными с недостатками в управлении Программой.
Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут повлечь за собой слабую координацию действий, что, в свою очередь, может привести к неоправданному дублированию мероприятий и снижению эффективности использования выделяемых бюджетных средств. Этот риск может быть преодолен путем создания эффективной системы координации усилий органов исполнительной власти разных уровней. Чтобы минимизировать возможные отрицательные последствия, связанные с недостатками управления, в структуре управления Программой предусмотрено создание координационного совета по планированию, координации и анализу реализации Программы.
Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях.
При этом варианте сохраняются риски, указанные в первом варианте. Кроме того, без полного финансирования не представляется возможным в полной мере достичь цели и решить задачи Программы. Целевые показатели и индикаторы не будут выполнены в прогнозируемом объеме.
Наиболее оптимальным представляется первый вариант решения проблемы.
6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на реализацию в 2011 - 2013 годах в один этап.
Программа не предусматривает поэтапной разбивки сроков реализации. Сроки проведения мероприятий Программы предусмотрены системой программных мероприятий.
7. ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
Предельный уровень преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием в общем количестве преступлений, совершенных в Чкаловском районе, - 10,2%;
удельный вес количества несовершеннолетних, совершивших правонарушения или преступления, в общем количестве несовершеннолетних - 0,015%;
уровень безнадзорности несовершеннолетних: удельный вес количества несовершеннолетних - безнадзорных или беспризорных, зафиксированных ОВД, в общем количестве несовершеннолетних - 0,002%;
количество случаев лишения родительских прав за жестокое обращение с детьми - 0 ед. в год;
удельный вес несовершеннолетних, доставленных в ОВД за появление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, распитие спиртных напитков в общественных местах или на улицах, в общем количестве несовершеннолетних - 0,012%;
удельный вес несовершеннолетних, получивших услугу временного трудоустройства, от общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах ПДН ОВД, - 0,25%;
удельный вес несовершеннолетних, получивших услугу отдыха и оздоровления, от общего количества несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах ПДН ОВД, то есть совершивших или склонных к совершению преступлений, антиобщественных деяний, - 0,05%.
8. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Общий объем финансирования Программы на период 2011 - 2013 годов составляет 356,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 - 118,5 тыс. рублей, 2012 - 118,5 тыс. рублей, 2013 - 119,5 тыс. рублей.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Расчет общественной (социальной) эффективности реализации Программы при ее полном ресурсном обеспечении заключается в следующих основных параметрах:
- стабилизация предельного уровня преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием в общем количестве преступлений, совершенных в Чкаловском районе, за счет увеличения охвата несовершеннолетних программами ранней профилактики асоциального и противоправного поведения, нравственно-правового воспитания, профилактики употребления алкоголя и ПАВ;
- снижение количества случаев жестокого обращения с детьми за счет повышения охвата населения мероприятиями информационной кампании по профилактике всех форм жестокого обращения с детьми;
- снижение удельного веса несовершеннолетних, доставленных в ОВД за появление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, распитие спиртных напитков в общественных местах или на улицах, за счет увеличения охвата несовершеннолетних программами ранней профилактики асоциального и противоправного поведения, нравственно-правового воспитания, профилактики употребления алкоголя и ПАВ.
10. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации Программы основывается на принципах разграничения и ответственности муниципального заказчика и исполнителей Программы. По всем мероприятиям Программы определены ответственные исполнители, источники и соответствующие объемы финансирования.
Мероприятия Программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:
- совершенствование организационной структуры и ресурсного обеспечения реализации районной межведомственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие заинтересованным субъектам в реализации районной межведомственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализацию Программы обеспечивают:
- администрация Чкаловского района;
- отдел образования администрации Чкаловского района;
- отдел культуры и спорта администрации Чкаловского района;
- МУЗ "Чкаловская районная больница";
- ГУ Центр занятости населения Чкаловского района;
- территориальный орган Министерства социальной политики Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Чкаловского района);
- ОВД по Чкаловскому району;
- МУ "Редакция районной газеты "Знамя";
- общественные организации (при условии участия).
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|