Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. по делу № А14-18835/2009/621/23

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2010 г.
В полном объеме решение изготовлено 10.08.2010 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Воронежской области (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд с требованием к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик, Администрация района) о признании недействительным постановления от 15.05.2007 г. № 386 "О формировании земельного участка в целях постановки на кадастровый учет".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление лесного хозяйства Воронежской области, ФГУП "Р" в лице филиала "В", Управление Росреестра по Воронежской области, ООО "О", А., ОАО "Н".
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствии ФГУП "Р", Управления Росреестра по Воронежской области (правопреемник Управления Роснедвижимости по Воронежской области), надлежаще извещенных о судебном разбирательстве.
Рассмотрение дела откладывалось в связи с привлечение третьих лиц, производство по делу приостанавливалось в связи с проведением экспертизы, в судебном заседании 27.07.2010 г. объявлялся перерыв до 03.08.2010 г.
Из материалов дела следует.
15.05.2007 г. Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области издано постановление № 386 "О формировании земельного участка в целях постановки на кадастровый учет", в соответствии с которым проведены работы по формированию земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения площадью 110 000 кв. м, расположенного по адресу (имеющий адресный ориентир): 200 м северо-восточнее административного здания ОАО "М", Рамонский район, Воронежская область, подготовлен проект границ земельного участка, установлены его границы на местности, определено разрешенное использование земельного участка для размещения производственных объектов.
В результате проведенных землеустроительных работ сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 110 003 кв. м с кадастровым номером <...>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный реестр) от 14.01.2010 г. № <...> право собственности на земельный участок площадью 110 003 кв. м с кадастровым номером <...> было зарегистрировано за А.
Затем на основании заявления А. от 12.10.2009 г. указанный земельный участок был разделен на два обособленных земельных участка:
- земельный участок площадью 75 461 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>;
- земельный участок площадью 34 542 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Согласно выпискам из государственного реестра от 10.03.2010 г. № <...> право собственности на земельный участок площадью 75 461 кв. м с кадастровым номером <...> зарегистрировано за А., право собственности на земельный участок площадью 34 542 кв. м с кадастровым номером <...> зарегистрировано за Обществом с ограниченной ответственностью "О".
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что спорный земельный участок площадью 110 003 кв. м находится на территории Семилукского лесничества (квартал <...>), является участком лесного фонда, право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда зарегистрировано 07.12.2005 г. (свидетельство о государственной регистрации права серия 36-АБ <...>), утверждает, что оспариваемое постановление Администрации Рамонского района вынесено Администрацией района с превышением полномочий, не соответствует статьям 17, 19 Лесного кодекса РФ, статьям 8, 11, 69 Земельного кодекса РФ.
Третье лицо на стороне заявителя - Управление лесного хозяйства поддерживает требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ФГУП "Р" пояснил суду, что земельный участок площадью 110000 кв. м, сформированный на основании оспариваемого постановления Администрации Рамонского района, расположен на землях лесного фонда - Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, <...>.
Администрация Рамонского района возражает против удовлетворения заявленных требований, утверждая, что земельный участок был сформирован специализированной организацией по правилам, установленным Земельным кодексом РФ, при проведении землеустроительных работ не было установлено наложения границ земельных участков, категория земель спорного участка была установлена Рамонским филиалом ФГУ "З" по Воронежской области по результатам межевания земельных участков.
Третьи лица на стороне Администрации Рамонского района - А. и ООО "О" возражают против заявленных требований, утверждая, что установление границ и кадастровый учет земельного участка площадью 110 003 кв. м с кадастровым номером <...>, а затем кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> произведен в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Изучив материалы дела, заслушав доводы, участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы ООО "О" о пропуске заявителем трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не принимаются судом во внимание, поскольку из материалов дела видно, что заявитель узнал об оспариваемом постановлении 26.08.2009 г. из письма Управления лесного хозяйства Воронежской области (исх. № 03/1722 от 25.08.2009 г.), доказательства, опровергающие данные обстоятельства, суду не предоставлены.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ, в федеральной собственности Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на земли, а также земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 19 Лесного кодекса РФ 1997 года (в редакции, действовавшей на момент регистрации в 2005 году права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда) к федеральной собственности относила лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны.
При этом, согласно статье 8 Лесного кодекса РФ 1997 года в состав земель лесного фонда входят лесные земли (покрытые лесной растительностью и предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли (предназначенные для нужд лесного хозяйства, а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда).
В соответствии с Лесным кодексом 2006 года (статьи 6, 7) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса - с учетом материалов лесоустройства.
В порядке пункта 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного земельного кадастра; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
07.12.2005 в установленном законом порядке в ЕГРПН внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с условным номером <...>, площадью 237, 7 га с адресом: <...> (свидетельство о государственной регистрации права № 36-АБ <...>).
Судом установлено, что земельный участок лесного фонда не был перерегистрирован в лесной участок, кадастровый учет земельного участка лесного фонда квартал <...> был приостановлен.
Судом также установлено, что установление границ и кадастровый учет земельного участка площадью 110 003 кв. м с кадастровым номером <...> выполнен специализированной организацией ООО "Б", на основании сведений государственного земельного кадастра, предоставленных Рамонским филиалом ФГУ "З" по Воронежской области, землеустроительное дело и план границ земельного участка площадью 110 000 кв. м утвержден заместителем начальника территориального отдела № 10 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Воронежской области (Рамонский район) Ш. 05.06.2007 г.
Принимая во внимание противоречия между зарегистрированными правами Российской Федерации на указанный земельный участок и сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, по ходатайству Управления Росимущества судом назначена землеустроительная экспертиза, экспертиза проведена ОАО "Ц", эксперт Д.
На разрешение эксперта были поставлены вопросы о наложение границ спорных земельных участков: площадью 75461 кв. м с кадастровым номером <...> и площадью 34542 кв. м с кадастровым номером <...> с границами участка лесного фонда, расположенного по адресу: <...>.
Экспертом исследовались следующие материалы:
- землеустроительное дело по упорядочению на местности границ земельного участка, расположенного по адресу: 200 м северо-восточнее административного здания ОАО "М", Рамонский район, Воронежская область от 05.06.2007 г.;
- межевой план от 10.11.2009 г. по образованию двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: 200 м северо-восточнее административного здания ОАО "М", Рамонский район Воронежской области;
- межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка с кадастровым номером <...>, <...> от 11.12.2009 г.;
- кадастровые паспорта земельных участков: с кадастровым номером <...> от 21.09.2009 г. № <...>, с кадастровым номером <...> от 28.12.2009 г. № <...>.
При исследовании экспертом использовались материалы аэрофотосъемок 1977 года и дешифрирования 1978 года: аэрофотопланшеты М 1:10 000 (отдешифрированные аэрофотоснимки участка земной поверхности) Р-35-87-В-в-4 (1220) и Р-35-87-В-б-4 (1320), копии планшетов 1220, 1320, паспорта планшетов, геодезические координаты определялись в координатах государственной системы "М" (межевая система координат).
Согласно заключению эксперта от 08.07.2010 г. отсутствует наложение границ земельных участков: площадью 75461 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу примерно в 200 м по направлению на северо-восток от ориентира участка <...>, расположенного за пределами участка адрес ориентира: <...>, ОАО "М", площадью 34542 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, ОАО "М", поставленных на кадастровый учет как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны безопасности и земли иного специального назначения", с границами участка лесного фонда, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании 27.07.2010 г. эксперт Д. пояснил, что материалы лесоустройства при проведении экспертизы не использовались, поскольку Управление Лесного хозяйства Воронежской области и ФГУП "Р" не предоставили их в распоряжение эксперта. По мнению эксперта, материалы лесоустройства не могут быть использованы при проведении экспертизы, так как материалы лесоустройства являются схематическими чертежами и не имеют привязки к системе координат "МСК - Воронежская".
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку материалами дела не подтвержден довод заявителя о том, что спорный земельный участок площадью 110 003 кв. м с кадастровым номером <...> находился на территории Семилукского лесничества (квартал <...>), суд считает, что заявитель не доказал несоответствие оспариваемого постановления Администрации Рамонского района требованиям закона и нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина, а также денежные суммы, выплаченные экспертам.
Статьей 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления.
Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
На основании изложенного судебные расходы (денежная сумма, выплаченная экспертной организации) в сумме 5000 рублей возлагаются на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
Судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей возлагаются на федеральный бюджет.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд через суд, принявший решение.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 21.12.2010 по делу № А14-18835/2009/621/23 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.08.2010 по делу № А14-18835/2009/621/23
Суд отказал ТУФА УГИ по ВО в удовлетворении требования к администрации Рамонского МР ВО о признании недействительным постановления "О формировании земельного участка в целях постановки на кадастровый учет", поскольку материалами дела не был подтвержден довод заявителя о том, что спорный земельный участок находился на территории Семилукского лесничества, то есть заявитель не доказал несоответствие оспариваемого постановления администрации Рамонского МР ВО требованиям закона и нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru