Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2011 г. по делу № 3-22/11

"24" января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов",

установила:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор (далее по тексту - Прокурор) обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании частично недействующим Постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов".
В обосновании заявления Прокурор указал следующие доводы.
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведена проверка постановления Правительства Нижегородской области от 18.09.2009 года № 611, которым утверждена Методика определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение Мероприятий по охране защите и воспроизводству лесов (далее по тексту - Методика).
Установленный Методикой порядок определения начальной цены Предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, с Изъятием лесного ресурса, по мнению Прокурора, противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
В соответствии со ст. 73 Лесного Кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов Минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.05.2007 года № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в Федеральной собственности" (далее - Постановление).
Согласно данному Постановлению ставки платы дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки древесины.
Вопреки данным требованиям Методикой определен иной порядок расчета начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
Так, исходя из п.п. 2.1, 2.2, 2.3 раздела 2 Методики при расчете начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка учитывается стоимость за единицу лесного ресурса при его изъятии.
Стоимость за единицу лесного ресурса при его изъятии определяется на базе доходов и нормативных затрат в лесозаготовительном производстве и включает в себя:
цену кубометра круглых лесоматериалов франко пункт отгрузки потребителям, которая устанавливается ежемесячно на основании информации, представляемой по запросу министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области на основании федерального государственного статистического наблюдения, а также информации об использовании лесов, указанной в статье 49 Лесного кодекса Российской Федерации;
нормативные издержки на заготовку кубометра древесины за вычетом платы за использование лесов, которые устанавливаются как нормативная величина в зависимости от влияния факторов, представленных таксационными характеристиками лесных участков, находящихся в аренде. При этом расходы на издержки по заготовке кубометра круглых лесоматериалов состоят из суммарной трудоемкости, оплаты труда, единого социального налога, суммарной энергоемкости, амортизации, стоимости запасных частей, расходов на подготовку и освоение производств, содержание дорог и прочих расходов;
норматив рентабельности по отношению к себестоимости в процентах, обеспечивающих воспроизводство основного и оборотного капитала.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.4 раздела 2 Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611.

Более того, в нарушение требований лесного законодательства, устанавливающих, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке и не зависит от вида изготавливаемых лесных ресурсов - древесных или недревесных, п. 2.4 раздела Методики определено, что стоимость недревесных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по каждому виду использования лесов оценщик назначается арендодателем).
Таким образом, расчет начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, определенный Методикой, не соответствует требованиям федерального законодательства.
По данным основаниям Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 19.11.2010 г. принесен протест.
Правительством Нижегородской области протест Прокурора отклонен.
Прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу раздел 2 постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 года № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и нечета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов".
Старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующий по доверенности Волжского межрегионального природоохранного прокурора, Бахтин Н.А. в судебном заседании полностью поддержал доводы заявления прокурора, просил его удовлетворить. Кроме того, Б.Н.А. просил признать недействующими так же слова: "определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и" в названии и тексте самого Постановления, в названия Методики и в тексте пункта 1.1 Раздела 1 Методики.
Представитель правительства Нижегородской области, действующая по доверенности, Рыбарчук О.В. возражала против удовлетворения заявления Прокурора, мотивируя тем, что оспариваемое Постановление Правительства Нижегородской области не противоречит федеральному законодательству, поскольку в Методике, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области, речь идет о начальной цене предмета аукциона, а не о минимальном размере арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Запрет на применение более высокой начальной цены предмета аукциона, по сравнению с минимальной, законодателем не установлен, поэтому представитель Правительства Нижегородской области Рыбарчук О.В. просила суд отказать в удовлетворении заявления прокурору.
Представитель Департамента лесного хозяйства Нижегородской области по доверенности Смирнов С.В. полностью поддержал позицию Представителя Правительства Нижегородской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Волжского межрегионального природоохранного прокурора, заслушав участвующих по делу лиц: старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего по доверенности Волжского межрегионального природоохранного прокурора, Б.Н.А., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Р.О.В., представителя Департамента лесного хозяйства Нижегородской области С.С.В., судебная коллегия находит заявление Прокурора подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд Республики, краевой, областной суд рассматривают в качестве суда первой Инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов" является нормативным правовым актом, изданным органом государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, действующим на основании Закона Нижегородской области 27 сентября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области".
Оспариваемый частично нормативный правовой акт предназначен для неоднократного применения неограниченным кругом лиц.
Постановление Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов" опубликовано в изданиях "Нижегородские новости", № 47 (4419), 19.03.2010, ["Правовая среда", № 29 (1151), 19.03.2010].
Вопрос о признании частично недействующим этого нормативного правового акта как противоречащего федеральным нормативным правовым актам подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ природопользование и лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по данному вопросу принимаются федеральные законы и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
При этом согласно пунктам "д", "з" статьи 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею, федеральный бюджет находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (подпункт "г" части 1 статьи 114 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных Участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению лесных аукционов.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-Ф3 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации" по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 этой же статьи федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагаться аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям, установленным Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ.
В соответствии с п. 60 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Правительство Нижегородской области в соответствии с пунктами 19, 20, 21 - 27 статьи 16 Закона Нижегородской области "О Правительстве Нижегородской области":
осуществляет полномочия собственника в отношении лесных участков, находящихся в собственности области, в пределах своей компетенции;


устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности области, в целях его аренды;
устанавливает ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности области;
устанавливает для граждан ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
разрабатывает и утверждает лесной план области, лесохозяйственные регламенты, устанавливает порядок деятельности лесничих в пределах своих Полномочий, определенных федеральным законодательством, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов;
предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Из системного анализа приведенных выше положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены лишь вопросы организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, в компетенцию Правительства Нижегородской области, не входит вопрос об определении как минимального размера арендной платы, так и начальной цены предмета аукциона.
Поэтому указанное Постановление Правительства Нижегородской области в части, касающейся утверждения методики расчета начальной цены предмета аукциона, принято с превышением компетенции, органа его принявшего.
Правительство Нижегородской области полагает, что поскольку органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем эти органы вправе самостоятельно определять начальную цену предмета аукциона, которая не может быть меньше минимального размера арендной платы, исчисленного в соответствии с положениями статьи 73 Лесного кодекса РФ, следовательно, может ее превышать, а условия такого превышения вправе определять органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Свою правовую позицию Правительство Нижегородской области основывает на разъяснениях изложенных в письме Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 июня 2007 года № 01-09-29/5934.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такой правовой позицией, изложенной представителем Правительства Нижегородской области, так как эта позиция, по мнению судебной коллегии, основана на правильном толковании норм действующего федерального законодательства, регулирующего лесные отношения.
Согласно подпункта 4 пункта 4 ст. 79 Лесного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или Минимального размера платы по договору купли-продажи лесных Осаждений.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ.
В силу статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, на основании которых определяется минимальный размер арендной платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 76 Лесного кодекса РФ плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 этой статьи.
Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины согласно части 2 статьи 76 Лесного кодекса РФ.
Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 3 статьи 76 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса РФ Правительством Российской Федерации Постановлением № 310 от 22 мая 2007 года "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений является неналоговым доходом федерального бюджета по нормативу 100 процентов.
Из анализа приведенных выше положений федерального законодательства следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены лишь вопросы организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Определение непосредственно арендной платы за лесные участки, и, следовательно, начальной цены предмета аукциона, которая в силу требований Лесного кодекса РФ не может быть меньше минимального размера арендной платы, регулируется специальными нормами лесного законодательства (статья 73 Лесного кодекса РФ) и отнесено законодателем к ведению федеральных органов государственной власти, а именно к ведению Правительства Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводом Прокурора о том, что минимальный размер арендной платы и начальная цена предмета аукциона являются тождественными понятиями, поскольку порядок ' определения начальной цены предмета аукциона регламентируется теми же нормами и правилами, что и порядок определения минимального размера арендной платы, который в свою очередь, рассчитывается исходя из ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22.05.2007 года.
Свой вывод судебная коллегия основывает на положениях пункта 27 статьи 81 Лесного кодекса РФ, предусматривающего установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды как полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Кроме того, порядок исчисления начальной цены предмета аукциона на Право заключения договора аренды лесного участка уже урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22 мая 2007 года, которым установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в федеральной собственности, и в том числе и для лесов, расположенных на территории Нижегородской области.
Таким образом, вопросы установления минимального размера арендной платы (начальной цены предмета аукциона) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, урегулированы на федеральном уровне и к предметам ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как в данном случае - Правительства Нижегородской области, не относятся.
Оценивая письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 июня 2007 года № 01-09-29/5934 как доказательство по данному делу, представленное Правительством Нижегородской области в обосновании доводов своих возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что это доказательство не может быть принято во внимание, поскольку указанное письмо по своему содержанию не может опровергнуть правильность доводов заявления Прокурора.
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не наделено правом толкования норм федерального законодательства.
Разъяснения, содержащиеся в тексте письма, и касающиеся права субъекта Российской Федерации определять самостоятельно начальную цену предмета аукциона, опровергаются системным толкованием статей 73, 74, 76, 79 Лесного кодекса РФ и правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 11-Г10-16.
Кроме того, судебная коллегия считает возможным согласиться с доводами заявления Прокурора, касающихся установления в Методике иного порядка расчета начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 310 от 22 мая 2007 года "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки древесины.
При расчете начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы) на основании ставок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 310, используются также справочные и корректирующие коэффициенты.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" ставки платы единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством российской Федерации в 2007 году, применяются в 2010 году с коэффициентом 1,13.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 310 от 22 мая 2007 года, которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, используемые при расчете платы за аренду лесного участка и за куплю-продажу лесных насаждений, при расчете начальной цены предмета аукциона помимо пород лесных насаждений, разряда такс, лесотаксовых районов, расстояния вывозки, применяются также коэффициенты: при определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта (1,25 и 1,5); при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки (0,9, 1, 1,05); при расчете на лесосеках, расположенных на склонах с крутизной свыше 20 градусов (0,7; 0,5); при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий (от 0 до 0,9) и др.
Применение показателей, используемых при расчете начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, установленных п.п. 2.1, 2.2, 2.3 оспариваемого раздела 2 Методики, помимо тех, которые установлены Постановлением Правительства РФ № 310 от 22 мая 2007 года, федеральным законодательством не предусмотрено, в связи с чем эти показатели применяться не могут.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что Раздел 2 "Расчет начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" Методики противоречит федеральному законодательству не только по превышению полномочий, органа его принявшего, но и по своему содержанию, а поэтому не подлежит применению.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что весь раздел 2 Методики следует признать недействующим.
Кроме того, судебная коллегия, так же соглашается с позицией Прокурора, касающейся увеличения его требований в части признания недействующими слов: "определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и", содержащихся в названии Постановления, в тексте Постановления, в названии Методики, в тексте пункта 1.1. Раздела 1 Методики.
Так как Раздел 2 Методики полностью противоречит федеральному законодательству, то указание этих слов в названии самого Постановления, так и непосредственно в тексте Постановления, и в названии Методики, а также в содержании пункта 1.1. Раздела 1 Методики, будет противоречить федеральному законодательству. При этом коллегия исходит из изложенных выше мотивов.
При таких обстоятельствах заявление Прокурора подлежит Удовлетворению
Принимая решение об удовлетворении заявления Прокурора судебная коллегия также учитывает судебную практику и правовую позицию изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № П-ПО-16.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании Нормативных правовых актов полностью или в части", суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку до настоящего времени оспариваемый нормативный правовой акт применялся неоднократно, и были реализованы права неопределенного круга лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Постановление Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 года № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и нечета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов" подлежит признанию частично недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта недействующим или сведения о нем подлежит публикации в печатном издании, в котором был опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

решила:

Заявление Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоры аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов" - удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 в части слов: "определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоры аренды лесного участка и" содержащихся:
в названии Постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611,
в тексте самого Постановления Правительства Нижегородской области 18.08.2009 № 611,
в названии: "Методика определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоры аренды лесного участка и расчета контрактных цен выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов",
в тексте пункта 1.1. Раздела 1 Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоры аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, производству лесов, - со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Признать недействующим Раздел 2 "Расчет начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка" Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договоры аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 - со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Обязать Правительство Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете "Нижегородские новости" после вступления его законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий
В.В.САМАРЦЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.

Определением Верховного Суда РФ от 13.04.2011 № 9-Г11-22 данное решение оставлено без изменения.

Решение Нижегородского областного суда от 24.01.2011 по делу № 3-22/11
О признании частично недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 18.08.2009 № 611 "Об утверждении Методики определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru