Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2011 г. по делу № 02-01-01-10-11

Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2011.
Решение изготовлено в полном объеме 01.03.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Князькова С.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
в присутствии:
1) представителей заявителя ООО "А":
- Ж., генерального директора (по решению <...>),
- К. по доверенности <...>;
2) представителя заявителя ООО "Р":
- С., генерального директора (по протоколу общего собрания участников <...>);
3) представителей заявителя ИП О.:
- О.Е. по доверенности <...>,
- Б. по доверенности <...>;
4) представителей ответчика ООО ПК "М":
- М., директора (по протоколу собрания учредителей <...>),
- В. по доверенности <...>,
рассмотрев дело № 02-01-01-10-11 от 25.01.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью ПК "М" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило заявление собственников 5, 7, 8 этажей здания, расположенного по адресу: <...> (далее административное здание, здание, АБК-2), о нарушении ООО ПК "М" антимонопольного законодательства, в частности, посредством незаконного прекращения теплоснабжения и неправомерного требования возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей (ЦТП). В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.
Заявители (ООО "Р", ООО "А", ИП О.) являются собственниками 5, 7 и 8 этажей здания, расположенного по адресу: <...>. ООО ПК "М" является собственником 3 этажа здания, а также центрального теплового пункта, к которому присоединен данный объект, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права. Собственником 4 этажа является ООО "О".
Снабжение здания тепловой энергией осуществляется на основании договора № 2406/т от 01.09.2002, заключенного между ГУП "У" и ООО ПК "М". Решение о наделении ПК "М" полномочиями заключать договоры, направленные на обеспечение жизнедеятельности сотрудников АБК-2, было принято на собрании собственников (протокол б/н от 02.09.02). В соответствии с договором № 2406/т от 01.09.2002 девятиэтажное здание (АБК-2) входит в перечень объектов и тепловых нагрузок ООО ПК "М", подключенных к тепловым сетям ГУП "У". Для снабжения здания тепловой энергией выделена тепловая нагрузка 0,253 Гкал/час для всех потребителей. Иного источника получения данных ресурсов у заявителей нет.
С начала отопительного сезона (07.10.2010) без каких-либо уведомлений ООО ПК "М" с согласия ООО "О" было полностью прекращено теплоснабжение помещений с 5 по 9 этажи здания путем перекрытия установленных на 4 этаже запорно-регулирующих устройств, позволяющих самовольно включать и выключать отопление 5 - 9 этажей здания. Данные действия нарушают права заявителей на получение услуг по теплоснабжению в административном здании.
В силу п. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
По мнению заявителей, действия ООО ПК "М" по перекрытию тепловых сетей направлены на вынуждение собственников 5 - 9 этажей заключить договоры с ООО ПК "М" на обслуживание всего здания, включая охрану, эксплуатацию и обслуживание инженерных систем.
С 1996 г. собственники помещений здания ежегодно заключали договоры на эксплуатационное обслуживание с ООО ПК "М" и производили оплату ООО ПК "М" за теплоэнергию, а также работы по эксплуатации и обслуживанию систем теплоснабжения и отопления ЦТП и здания. При этом ООО ПК "М" на протяжении нескольких последних лет без каких-либо обоснований осуществлял повышение цены за свои услуги. Так с начала 2009 года объем работ был уменьшен, а стоимость услуг возросла всего на 45,8%.
В связи с этим собственники 5, 7, 8, 9 этажей здания отказались заключить договор с ООО ПК "М" на эксплуатационное обслуживание своих помещений на 2010 год, однако продолжали осуществлять оплату за тепловую энергию и другие ресурсы в соответствии с выставляемыми ООО ПК "М" счетами и в 2010 году.
Заявители просят принять меры по возобновлению подачи тепловой энергии на 5 - 9 этажи здания и прекращению нарушений антимонопольного законодательства.
В результате изучения информации и документов, представленных заявителями и ООО ПК "М" в ответах на запросы Новосибирского УФАС России, а также анализа нормативных правовых актов установлено следующее.
Между ООО ПК "М" и заявителями до 31.12.2009 действовали договоры на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...> (договор). Предметом данных договоров являлась организация ООО ПК "М" работ по эксплуатации и обслуживанию АБК-2, а также руководство деятельностью по эксплуатации и обслуживанию инженерных систем. Заявители производили оплату за потребленные ресурсы, а также за содержание службы эксплуатации ООО ПК "М" в соответствии со сметой затрат на обслуживание, прилагаемой к договору. Согласно данной смете заявители возмещали ООО ПК "М" затраты в том числе на содержание, ремонт, подготовку к отопительному сезону системы теплоснабжения с трубопроводами от камеры УТ-12 до ЦТП, системы ЦТП, теплового узла АБК-2, внутренней системы отопления мест общего пользования АБК-2.
В материалах присутствуют акты приемки заявителями выполненных работ и сверки израсходованных ресурсов, в которых отражена стоимость услуг ООО ПК "М" по эксплуатации инженерных систем, а также выставленные ООО ПК "М" заявителям счета на оплату оказанных услуг.
1 января 2010 ООО ПК "М" в адрес заявителей для подписания были направлены договоры на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...> в 2010 г., также предусматривающие возмещение затрат на содержание, ремонт, подготовку к отопительному сезону системы теплоснабжения с трубопроводами от камеры УТ-12 до ЦТП, системы ЦТП, теплового узла АБК-2, внутренней системы отопления мест общего пользования АБК-2. Заявители (собственники 5, 7 и 8 этажей здания) от подписания указанных договоров отказались.
Собственник 4 этажа здания - ООО "О" заключил с ООО ПК "М" на 2010 г. договор на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...> № АБК-2/09-04. В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2010 к договору № АБК-2/09-04 стоимость услуг, оказываемых ООО ПК "М", в 2010 г. оставлена без изменения (на уровне 2009 г.).
Предметом договоров (статья 1 договоров на обслуживание) является организация ООО ПК "М" работ по эксплуатации и обслуживанию АБК-2, руководство деятельностью по эксплуатации и обслуживанию инженерных систем и, в частности, организация работ по эксплуатации системы теплоснабжения и отопления ЦТП и АБК-2 (п. 1.6 ст. 1 договоров на обслуживание). Потребители производят оплату за потребленные ресурсы, а также за содержание службы эксплуатации ООО ПК "М" в соответствии со сметой затрат на обслуживание, прилагаемой к договорам. Согласно сметам к договору № АБК-2/09-04 ООО "О" возмещает ООО ПК "М" затраты в том числе на содержание, ремонт, подготовку к отопительному сезону системы теплоснабжения с трубопроводами от камеры УТ-12 до ЦТП, системы ЦТП, теплового узла АБК-2, внутренней системы отопления мест общего пользования АБК-2. Указанные затраты складываются из заработной платы работников службы эксплуатации ООО ПК "М", арендной платы за помещения для начальника службы эксплуатации, энергетика, стоимости расходных материалов для начальника службы эксплуатации, амортизации помещения ЦТП, оплаты налога на землю для ЦТП, оплаты за испытание магистральных трубопроводов, стоимости средств индивидуальной защиты, инструментов и материалов для работников службы эксплуатации и пр. (приложения N№ 1, 2 к договору № АБК-2/09-04 от 01.01.2009).
В ответ на отказ собственников 5, 7 и 8 этажей здания заключить названный выше договор на обслуживание ООО ПК "М" перекрыло установленные на 4 этаже запорно-регулирующие устройства, что привело к прекращению теплоснабжения помещений заявителей. Данные действия ООО ПК "М" являются препятствованием передаче потребителям тепловой энергии, поставляемой ГУП "У" в здание АБК-2.
В материалах имеются письма ООО ПК "М" (исх. № 33 от 11.02.10, № 37 от 11.02.10, № 34 от 11.03.10, № 35 от 11.02.10, № 58 от 01.03.2010, № 133 от 12.10.10), в которых указаны различные причины прекращения подачи теплоносителя в помещения, расположенные на 5 - 9 этажах здания (отсутствие документов на ответственное за эксплуатацию и обслуживание инженерных систем лицо, отсутствие акта раздела границ эксплуатационной ответственности, выход из договорных отношений с ООО ПК "М"). Отсутствие отопления в помещениях заявителей подтверждает соответствующий акт от 11.11.10 и протокол технического совещания от 09.11.2010 с участием представителей ООО ПК "М", ГУП "У" и заявителей.
30.07.2010 вступил в силу Федеральный закон "О теплоснабжении" № 190-ФЗ от 27.07.2010 (далее - ФЗ № 190-ФЗ), который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В пункте 5 статьи 2 ФЗ № 190-ФЗ дано следующее определение тепловой сети: тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
ООО ПК "М" в ответ на запрос Новосибирского УФАС России представило копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на здание центрального теплового пункта, расположенного по адресу: <...>, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположено здание ЦТП. Таким образом, ООО ПК "М" является собственником тепловых сетей.
Следовательно, рассмотренные выше действия ООО ПК "М" по направлению в адрес заявителей договоров на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...> (предусматривающих возмещение затрат на содержание, ремонт системы ЦТП, теплового узла АБК-2), а также перекрытию ООО ПК "М" установленных на 4 этаже запорно-регулирующих устройств, что привело к прекращению теплоснабжения помещений заявителей, являются нарушением части 6 статьи 17 ФЗ № 190-ФЗ.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 22 ФЗ № 190-ФЗ, статьей 546 ГК РФ прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя вправе только теплоснабжающая организация, которой в данном случае является ГУП "У". ООО ПК "М" не является теплоснабжающей организацией, соответственно, у него отсутствует право производить отключение теплоснабжения помещений заявителей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - ФЗ № 135-ФЗ) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
В соответствии со статьей 2 ФЗ № 190-ФЗ под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
ООО ПК "М" с использованием принадлежащих ему тепловых сетей (в материалах находится акт разграничения эксплуатационной ответственности за тех. состояние и обслуживание тепловых сетей между ООО ПК "М" и ГУП "У", копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на ЦТП) осуществляет передачу тепловой энергии и теплоносителя потребителям (собственникам помещений в АБК-2, в том числе и ООО "О"), присоединенным к сетям ООО ПК "М", что подтверждается актами приемки выполненных работ и сверки израсходованных ресурсов, в которых отражена стоимость услуг ООО ПК "М" по эксплуатации инженерных систем, выставленными ООО ПК "М" счетами на оплату оказанных услуг, сметами затрат на обслуживание, договором № АБК-2/09-04 от 01.09.09 между ООО ПК "М" и ООО "О".
Услуги по передаче тепловой энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.
ООО ПК "М", передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.
Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО ПК "М") исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 № Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 № А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2007 № А56-12283/2006).
Таким образом, ООО ПК "М" является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, присоединенным к сетям ООО ПК "М".
На основании изложенного, в действиях ООО ПК "М", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения своих тепловых сетей, по препятствованию передаче тепловой энергии (и теплоносителя) заявителям, путем перекрытия запорно-регулирующих устройств на 4 этаже АБК-2, а также по установлению требований о возмещении затрат на эксплуатацию (содержание и ремонт) ЦТП, результатом чего явилось ущемление интересов собственников 5, 7 и 8 этажей здания, расположенного по адресу: <...>, присутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ООО ПК "М" было возбуждено дело № 02-01-01-10-11 от 25.01.2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
15.02.2011 на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представителями заявителей дополнительно представлены следующие пояснения по существу рассматриваемого дела № 02-01-01-10-11 от 25.01.2011.
1. До настоящего времени ООО ПК "М", несмотря на многочисленные просьбы, требование заявителей (письмо б/н от 08.10.2010), а также представление № 25ж-10 от 13.11.2010 прокурора Советского района г. Новосибирска по результатам совместной проверки с Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора (справка № 18/16893 от 18.11.2010 о нарушении "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок"), не произвело восстановление системы теплоснабжения 5 - 9 этажей здания до состояния, предусмотренного проектом здания, введенного в эксплуатацию 22 мая 1996 г., - не произвел демонтаж незаконно установленных им запорно-регулирующих устройств на 4-м этаже здания.
2. Несмотря на требование ГУП "У" убрать врезки, вернуть внутреннюю схему теплоснабжения здания в первоначальный вид, ООО ПК "М" не осуществило монтаж незаконной врезки до узла учета в центральном тепловом узле здания, расположенного по адресу ул. <...> (далее по тексту ЦТП). В материалах дела имеется акт ГУП "У" от 12.11.2010 осмотра системы теплоснабжения здания, письмо ГУП "У" об устранении нарушений № 15152-6006 от 13.11.2010.
3. Несмотря на требования заявителей, ГУП "У", Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, прокуратуры Советского района г. Новосибирска, ООО ПК "М" не только не привело систему теплоснабжения здания к первоначальному состоянию, предусмотренному проектом и нормами законодательства РФ, но также продолжило незаконную реконструкцию тепловых сетей здания, осуществив монтаж трубопровода от ЦТП до 5-го этажа здания без проекта, без соответствующего разрешения Западно-Сибирского управления Ростехнадзора.
4. ООО ПК "М", не осуществив демонтаж запорно-регулирующих устройств на 4 этаже здания и врезки в ЦТП, как это ему было предписано Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора, ГУП "У" и прокуратурой Советского района г. Новосибирска, систематически ограничивает подачу тепловой энергии и теплоносителя в помещения 5 - 9 этажей здания посредством эксплуатации незаконно установленных им в систему теплоснабжения здания вышеуказанных элементов.
В результате данных действий ООО ПК "М" в помещениях 5 - 9 этажей здания в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 полностью отсутствовало тепло, в настоящее время нарушен температурный режим. В соответствии с нормами СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденными в рамках Закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999, температура воздуха в офисных помещениях в холодное время года должна составлять 22 - 24 градуса. Однако температура воздуха в помещениях 5 - 9 этажей здания в период отопительного сезона 2010 - 2011 гг. гораздо ниже нормы - от 14 до 17 градусов. Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы от 04.02.2011, от 07.02.2011 и от 14.02.2011.
Заявители просят Новосибирское УФАС России обязать ООО ПК "М" прекратить нарушение антимонопольного законодательства РФ, выражающееся в препятствии подачи тепловой энергии в помещения 5 - 9 этажей здания, - обязать ООО ПК "М" осуществить демонтаж незаконно установленных в систему теплоснабжения здания элементов (запорно-регулирующих устройств на 4 этаже здания и врезки в ЦТП).
ООО ПК "М" представлены следующие объяснения по существу рассматриваемого дела № 02-01-01-10-11.
ООО ПК "М" не принимало самостоятельного решения об ограничении и отключении собственников 5 - 9 этажей от теплоносителя, каждый шаг был согласован с ГУП "У" и направлены соответствующие заявления в прокуратуру Советского района.
Принятые меры стали возможными только после неоднократных предупреждений собственников 5 - 9 этажей о необходимости заключения прямых договоров с любой управляющей компанией на обслуживание своих тепловых сетей, подготовки и промывки своих тепловых сетей согласно нормам и требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 (далее ПТЭ ТЭ), а также погашении задолженности в оплате коммунальных платежей за прошлый отопительный сезон. В п. 9.2.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок указано, что системы, не прошедшие промывку, не допускаются к отопительному сезону.
Эти вопросы возникли после отказа собственников 5 - 9 этажей АБК-2 по ул. <...> в январе 2010 года подписывать договор на обслуживание с ООО ПК "М".

Данные законные требования (а Федеральным законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 прямо трактуется, что подача тепловой энергии регулируется договором теплоснабжения, который должен соответствовать техническим условиям) с января 2010 года не выполнялись и прямо игнорировались.
Собственники подготовкой своего имущества к отопительному сезону не занимались.
Установка перемычек и ограничение в подаче теплоносителя помещений собственников 5 - 9 этажей позволило:
- по инициативе ГУП "У" в короткие сроки подготовить и провести техническое совещание с участием всех заинтересованных сторон (протокол совещания от 09.11.2010);
- 09.11.2010 вышеуказанные собственники заключили договор по техническому обслуживанию своих помещений с ЗАО "Т";
- 11.11.2010 "Г" с собственниками 5 - 9 этажей подписало дополнительное соглашение к договору № 2406/т от 01.09.2002 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя;
- 18.11.2010 принят на работу специалист;
- проведен инструктаж ответственным за тепловое хозяйство 5 - 9 эт.;
- 19.11.2010 подписан акт-допуск на выполнение работ;
- 19.11.2010 под контролем инспектора ГУП "У", после выполненных технических подготовительных работ, тепло было подано на 5 - 9 этажи.
По факту установки запорно-регулирующих устройств на 4 этаже АБК-2 по ул. <...> в 2010 году были неоднократные проверки со стороны Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в результате чего были вынесены предписание о восстановлении проектной схемы системы отопления здания и протокол о взыскании за нарушение ПТЭ ТЭ с ООО ПК "М" штрафа, однако решением арбитражного суда от 08.10.2010 и 10.12.2010 действия Ростехнадзора признаны незаконными и отменены.
Также ООО ПК "М" в объяснениях по делу указывает, что требований о возмещении затрат на эксплуатацию тепловых сетей (ЦТП) Общество заявителям не предъявляло и счетов не выставляло.
Изучив позицию заявителей и ответчика, а также материалы дела Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
1. Факты осуществления ООО ПК "М" действий, которые позволяют Обществу ограничивать и прекращать поступление теплоносителя на 5 - 9 этажи здания, и препятствования передаче тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых ГУП "У", подтверждены материалами дела. Так в справке Ростехнадзора о результатах проверки (исх. № 18/16893 от 18.11.2010) установлено, что:
- ООО ПК "М" был выполнен монтаж трубопроводов и запорной арматуры между подающими и обратными трубопроводами 9-ти стояков системы отопления в районе 4-го этажа здания, позволяющими путем управления потоками теплоносителя частично или полностью прекращать поступление теплоносителя на 5 - 9 этажи здания;
- ООО ПК "М" самовольно без согласования с ГУП "У" установило в ЦТП на элеваторном узле заведомо меньшее по диаметру отверстие сопла Дуст = 6,5 мм вместо Драсч = 9,3 мм.
- здание АБК-2 подключено ГУП "У" к системам теплоснабжения 07.10.2010. При этом на 5 - 9 этажах здания отопление отсутствует. Акты гидравлической промывки и гидравлических испытаний систем теплопотребления от 21.09.2010 подтверждают промывку систем всего здания в целом, а не отдельных этажей.
Также указанные сведения отражены в акте ГУП "У" от 12.11.2010 осмотра системы теплоснабжения. В данном акте зафиксировано, что акт-паспорт готовности к отопительному сезону был выдан ООО ПК "М" на все объекты, указанные в договоре № 2406/т от 01.09.2002, в полном объеме.
2. Доводы ООО ПК "М", изложенные в объяснениях по делу № 02-01-01-10-11, а также заявленные 15.02.2011 на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, о том, что все действия Общества, а именно: установка запорно-регулирующих устройств на 4 этаже здания, врезка в ЦТП и отключение в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 с помощью указанных конструкций тепла у собственников 5 - 9 этажей АБК-2, согласованы с ГУП "У" и получено соответствующее разрешение, несостоятельны и не подтверждаются материалами дела. Напротив, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что указанные действия произведены ООО ПК "М" самовольно, без согласования с теплоснабжающей организацией (ГУП "У"). Так, в материалах дела имеется письмо ГУП "У" (исх. № 15152-6006 от 13.11.2010), в котором указано, что врезка в ЦТП была произведена без согласования с ГУП "У". В данном письме теплоснабжающая организация указывает, что ООО ПК "М" произвело изменения в системе теплоснабжения, не имея на то оснований, и требует вернуть систему теплоснабжения здания в первоначальный вид. Согласно акту от 12.11.2010 осмотр системы теплоснабжения, в ходе которого были выявлены изложенные выше действия ООО ПК "М" по изменению системы теплоснабжения, был составлен через месяц после отключения 5 - 9 этажей здания от тепла. Соответственно, ГУП "У" не принимало решение и не согласовывало ответчику отключение тепла собственникам помещений 5 - 9 этажей здания в период с 07.10.2010 по 19.11.2010.
3. Довод ООО ПК "М" о том, что тепло на 5 - 9 этажах здания в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 отсутствовало в связи с неготовностью систем отопления данных этажей к отопительному сезону: не произведена промывка и испытание трубопроводов и приборов отопления (п. 9.2.10 ПТЭ ТЭ), несостоятелен ввиду следующего. Во-первых, исполнение п. 9.2.10 ПТЭ ТЭ, предусматривающего промывку системы, при подготовке к отопительному сезону, контролирует теплоснабжающая организация (ГУП "У"), а не ООО ПК "М". Во-вторых, акты гидравлической промывки и гидравлических испытаний систем теплопотребления от 21.09.2010 составлены на все здание АБК-2. Промывка систем теплопотребления отдельно по этажам существующей конструкцией системы теплопотребления здания не предусмотрена. В-третьих, акт-паспорт готовности к отопительному сезону был выдан ООО ПК "М" на все объекты, указанные в договоре № 2406/т от 01.09.2002 с ГУП "У", в полном объеме. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России ответчиком не представлено документов (заключения) ГУП "У", подтверждающих отсутствие готовности объектов заявителей к отопительному сезону.
4. Довод ООО ПК "М" о том, что отключение тепла в помещениях заявителей в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 обусловлено наличием задолженности по оплате тепловой энергии, несостоятелен ввиду следующего. В материалах дела присутствуют документы (платежные поручения), подтверждающие оплату заявителями тепловой энергии в 2010 г. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО ПК "М" признал, что по состоянию на 07.10.2010 (начало отопительного сезона) у заявителей задолженность по оплате тепла отсутствовала.
При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 22 ФЗ № 190-ФЗ, статьей 546 ГК РФ ограничивать и прекращать подачу тепловой энергии, теплоносителя вправе только теплоснабжающая организация, которой в данном случае является ГУП "У". ООО ПК "М" не является теплоснабжающей организацией, соответственно, у него отсутствует право производить отключение теплоснабжения помещений заявителей (любым способом). Следовательно, причины, на которые ссылается ответчик (неготовность систем теплопотребления заявителей, наличие задолженности, отсутствие договора с управляющей организацией и иные), в данном случае не могут быть приняты в качестве обоснования прекращения подачи тепла в помещения собственников 5 - 9 этажей здания, поскольку, как было установлено выше, теплоснабжающая организация (ГУП "У") решение о прекращении теплоснабжения помещений заявителей в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 не принимала. Таким образом, рассмотренные выше действия ООО ПК "М" (перекрытие установленных запорно-регулирующих устройств на 4 этаже здания и врезка в ЦТП) являются препятствованием ООО ПК "М" передаче тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых ГУП "У" в здание АБК-2, что привело к ущемлению интересов заявителей в связи с отсутствием тепла на 5 - 9 этажах здания АБК-2 в период с 07.10.2010 по 19.11.2010.
5. Ссылка ООО ПК "М" на решение Арбитражного суда Новосибирской области № А45-15658/2010 от 10.12.2010 о признании незаконным предписания Ростехнадзора в данном случае несостоятельна, поскольку согласно содержанию данного судебного решения судом в рамках дела № А45-15658/2010 рассматривался вопрос, является ли перемычка, установленная на стояках, реконструкцией системы отопления здания, при этом судом не изучался вопрос правомерности препятствования передаче тепловой энергии и теплоносителя на 5 - 9 этажи здания посредством использования (эксплуатации) ООО ПК "М" данной конструкции.
6. Довод ООО ПК "М" о том, что в 2010 г. Общество не требовало от заявителей возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей (ЦТП) и не выставляло соответствующих счетов на оплату, Комиссией принят ввиду следующего. Единственным документом, направленным заявителям в 2010 г., который содержит намерение ответчика возмещать затраты на эксплуатацию тепловых сетей (ЦТП), является договор на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...>. Как было указано выше, 1 января 2010 ООО ПК "М" в адрес заявителей для подписания были направлены договоры на обслуживание административно-бытового корпуса по ул. <...> на 2010 г., предусматривающие возмещение затрат на содержание, ремонт, подготовку к отопительному сезону системы теплоснабжения с трубопроводами от камеры УТ-12 до ЦТП, системы ЦТП, теплового узла АБК-2, внутренней системы отопления мест общего пользования АБК-2. Заявители (собственники 5, 7 и 8 этажей здания) от подписания указанных договоров отказались. Иных документов, содержащих требование ООО ПК "М" о возмещении затрат на эксплуатацию принадлежащих ответчику тепловых сетей, адресованных заявителям и направленных в 2010 г., в ходе рассмотрения данного дела Комиссией не установлено.
Изучив материалы дела, доводы заявителей и ответчика в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам. Рассмотренные действия ООО ПК "М" по перекрытию в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 запорно-регулирующих устройств, установленных на четвертом этаже здания, расположенного по адресу: <...>, и осуществлению врезки в ЦТП (установление на элеваторном узле заведомо меньшего по диаметру отверстия сопла Дуст = 6,5 мм вместо Драсч = 9,3 мм) являются препятствованием передаче тепловой энергии и теплоносителя собственникам 5, 7 и 8 этажей АБК-2 и не соответствуют требованиям части 6 статьи 17 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Указанные действия являются злоупотреблением ООО ПК "М" доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах расположения своих тепловых сетей и ущемляют интересы ООО "Р", ООО "А", ИП О., следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ООО ПК "М" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя в границах расположения тепловых сетей Общества в соответствии частью 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
2. Признать ООО ПК "М" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" посредством препятствования в период с 07.10.2010 по 19.11.2010 передаче тепловой энергии и теплоносителя собственникам 5, 7 и 8 этажей здания, расположенного по адресу: <...> (АБК-2).
3. Выдать ООО ПК "М" предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не препятствовать пропуску тепловой энергии и теплоносителя, обеспечить беспрепятственную передачу тепловой энергии и теплоносителя через сети, принадлежащие и обслуживаемые ООО ПК "М", в полном объеме и с требуемыми параметрами, в том числе на 5 - 9 этажи здания, расположенного по адресу: <...>.
4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
С.Е.КНЯЗЬКОВА

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 1 марта 2011 г. № 02-01-01-10-11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А.А. - заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Князькова С.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 01.03.2011 по делу № 02-01-01-10-11 от 25.01.2011 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью ПК "М" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

предписывает:

Обществу с ограниченной ответственностью ПК "М" не допускать действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не препятствовать пропуску тепловой энергии и теплоносителя, обеспечить беспрепятственную передачу тепловой энергии и теплоносителя через сети, принадлежащие и обслуживаемые ООО ПК "М", в полном объеме и с требуемыми параметрами, в том числе на 5 - 9 этажи здания, расположенного по адресу: <...>.
Об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов ООО ПК "М" необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.

Председатель Комиссии
А.А.ЕЛЬЧАНИНОВ

Члены Комиссии
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
С.Е.КНЯЗЬКОВА

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 01.03.2011 по делу № 02-01-01-10-11
<О нарушении обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в препятствовании передачи тепловой энергии и теплоносителя собственникам административного здания>
(вместе с предписанием Новосибирского УФАС РФ от 01.03.2011 № 02-01-01-10-11)

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru