УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
ПРИ ХАБАРОВСКОМ УФАС РОССИИ
от 22 июня 2011 года
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛИ:
Бодров В.А. - руководитель Хабаровского УФАС России, председатель Совета;
Поличка Н.П. - директор НП "Дальневосточный научный центр местного
самоуправления", сопредседатель Совета.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: см. приложение (не приводится).
I. Об управлении многоквартирными домами на территории Хабаровского края. Состояние конкуренции на рынках услуг по управлению многоквартирными домами в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре (Гуринович Е.В.).
ВЫСТУПИЛИ: Гуринович Е.В.
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию Гуринович Е.В. об управлении многоквартирными домами на территории Хабаровского края и состоянии конкуренции на рынках услуг по управлению многоквартирными домами в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре.
2. Отметить, что в за период 2008 - 2010 гг. рынок услуг по управлению многоквартирными домами развивался очень быстро. В управлении управляющих организаций на территории городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре находится порядка 70% жилищного фонда. При этом ни одна из управляющих компаний не имеет на соответствующем локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами доли более 25%. Вместе с тем, адекватных изменений качества и цены жилищно-коммунальных услуг не произошло, количество жалоб жильцов на качество и высокие тарифы жилищных и коммунальных услуг не уменьшается. Фактически, реальной конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами нет. Механизм смены управляющей компании достаточно сложен и не всегда известен или понятен жильцам. Не получила развития инфраструктура жилищных услуг. Управляющие компании выполняют и функции заказчика и функции исполнителя услуг, что противоречит самой идее создания управляющих компаний, которые по поручению собственников обязаны организовать публичный закуп жилищных и коммунальных услуг. Конкуренция между управляющими компаниями должна зависеть от их способности организовать предоставление жильцам жилищных и коммунальных услуг с высоким качеством за меньшую цену. Определенный п. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений не обеспечивает действенного механизма контроля за ценообразованием, поскольку собственники не обладают познаниями для проверки обоснованности тарифов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в целях развития конкуренции в сфере управления многоквартирными домами усилить работу по информированию граждан о деятельности управляющих компаний на территории муниципального образования, а также правах собственников жилья в сфере управления жилищным фондом и формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4. Рекомендовать управляющим компаниям осуществлять публичное размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для реализации своих функций.
5. Рассмотреть на ближайшем заседании ОКС вопрос о ходе реализации краевой программы
развития конкуренции для выработки предложений по ее совершенствованию, в том числе в сфере ЖКХ.
6. Рекомендовать Хабаровскому УФАС России на своем сайте разместить разъяснения полномочий антимонопольных органов по решению проблем, возникающих у управляющих компаний при заключении договоров энергоснабжения.
II. О нарушениях прав субъектов предпринимательства по доступу на рынки жилищно-коммунальных услуг в Хабаровском крае. Обеспечение конкурентного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектов жилищно-коммунального назначения.
ВЫСТУПИЛИ: И.С.Федоренко
РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению информацию И.С.Федоренко о нарушениях прав субъектов предпринимательства по доступу на рынки жилищно-коммунальных услуг в Хабаровском крае. Обеспечение конкурентного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектов жилищно-коммунального назначения.
2. Отметить, что в большинстве муниципальных образований распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для оказания жилищно-коммунальных услуг (коммунальные, ритуальные услуги, услуги сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, услуги управления многоквартирными домами), хозяйствующим субъектам без проведения торгов, что препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.
Как правило, муниципалитеты уходят от проведения публичных процедур и передают имущество в пользование отдельным хозяйствующим субъектам посредством предоставления преференций либо без проведения торгов с нарушением федерального законодательства, тогда как только конкурсные процедуры позволят в равной конкурентной борьбе осуществить отбор хозяйствующего субъекта с достижением результата цена-качество услуги.
На заседании межведомственного совета при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, состоявшегося в 2009 и 2010 годах, рассматривался вопрос об обеспечении конкурентного доступа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, к объектам коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края, на которых органам власти и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить конкурентный доступ хозяйствующих субъектов к объектам производственной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем, практика согласования предоставления преференций показывает, что в 2010 году ситуация с обеспечением равного конкурентного доступа к объектам коммунальной инфраструктуры в сравнении с 2009 годом не изменилась. По-прежнему остается высоким процент предоставляемых органами местного самоуправления преференций в сфере ЖКХ, что свидетельствует о неудовлетворительной работе муниципалитетов в данном направлении. Процент проведенных конкурсов на право заключения договоров пользования объектами коммунальной инфраструктуры практически нулевой.
3. Рекомендовать Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края организовать методическую помощь органам местного самоуправления края по вопросам передачи объектов коммунальной инфраструктуры в пользование хозяйствующих субъектов, в том числе разработку модельных муниципальных правовых актов, проектов конкурсной и аукционной документации на право заключения договоров в отношении муниципального имущества коммунального назначения.
4. Рекомендовать Министерству экономического развития и внешних связей Хабаровского края дополнить индикаторы
результативности конкурентной политики, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 28.05.2010 № 136-пр, показателем, отражающим долю объектов жилищно-коммунального назначения, переданных хозяйствующим субъектам на конкурентной основе.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления края осуществлять передачу объектов коммунальной инфраструктуры в пользование хозяйствующих субъектов исключительно по результатам проведения торгов в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, проводить разъяснительную работу среди субъектов предпринимательства об условиях доступа к пользованию муниципальным имуществом коммунального назначения. Сроки проведения торгов определять с учетом графика по утверждению тарифов Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края.
6. Рекомендовать Комитету по ценам и тарифам Хабаровского края рассмотреть вопрос о корректировке графика утверждения тарифов в зависимости от сроков и результатов проведения торгов на право пользования объектами коммунальной инфраструктуры.
III. Разное: о внесении изменений в план работы ОКС (Бодров В.А., Поличка Н.П., Степанов С.В.).
РЕШИЛИ:
Внести изменения в план работы ОКС при Хабаровском УФАС России.
В 3-м квартале 2011 года рассмотреть вопрос о ходе реализации краевой программы
развития конкуренции для выработки предложений по ее совершенствованию.
В 4-м квартале 2011 года рассмотреть вопрос о проблемах технического присоединения.
Ответственный секретарь Совета
Е.В.Гуринович