Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу № А79-9153/2010

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород"
о взыскании 537250.14 руб.
при участии:
от Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике - П., В., К. (копии доверенностей в деле);
от ответчика - М.С.Н., М.С.А. (копии доверенностей в деле);

установил:

Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) о взыскании 537250 руб. 14 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Заявление мотивировано не надлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2009 в размере 295006 руб. 63 коп., 1 кв. 2010 в размере 242243 руб. 51 коп.
В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали в полном объеме.
Согласно представленным ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарское ЛПУМГ расчетам платы, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период составляет 943 810 руб. 35 коп. С учетом частичной оплаты в размере 406 560 руб. 21 коп., сумма задолженности составляет 537 250 руб. 14 коп.
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзывах на заявление указал, что в расчет платы за неорганизованный сброс ошибочно были включены площади, занимаемые подъездными дорогами линейной частью магистрального газопровода (газораспределительными станциями (ГРС)). Перечисленные в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты не могут быть использованы для расчетов платы, так как в выбросах ГРС не содержаться загрязнители: медь, цинк, железо и др. Также, по мнению Общества Методические указания не являются нормативным правовым актом и не имеют юридической силы и не подлежат применению.
Определением суда от 25.11.2010 суд произвел замену заявителя - Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской республике.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Филиалом ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарским линейным производственным управлением магистральных газопроводов (Чебоксарское ЛПУМГ) представлены в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2009 год, первый квартал 2010 года.
В установленный срок плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в полном объеме Обществом не перечислена.
Требованием от 22.06.2010 № 80 Управление предложило Обществу погасить задолженность до 22.07.2010, однако ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" оплату в установленный срок не произвело.
Данное обстоятельство послужило основанием обращения в суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона № 7-ФЗ также определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (часть 2 статьи 16 Закона).
В пункте 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Данные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительством Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 вышеназванного Порядка.
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
29.12.1998 председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды утверждены Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Пунктом 1.2 Методических указаний установлено, что они содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования.
Приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Закона № 7-ФЗ, в которой устанавливается платность негативного воздействия в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.
Приведенные в Методических указаниях положения о том, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России, воспроизводят положения действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что филиал ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарское ЛПУМГ является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности.
В соответствии с пунктом 5.43 Временных технических требований (утв. начальником Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром") газораспределительная станция представляет собой совокупность технологического оборудования и систем для регулирования давления и расхода, очистки, подогрева и одоризации (при необходимости), а также измерения количества газа перед подачей его в газораспределительную сеть.
В состава ГРС входят основные технологические узлы: переключения, очистки газа, предотвращения техногенного гидратообразования, редуцирования давления, измерения и коммерческого учета расхода газа, одоризации, средства связи, устройства телемеханики, электроосвещения, отопления и вентиляции, защиты от коррозии технологических трубопроводов и коммуникаций. Сооружается на газопроводе отводе и предназначена для подачи промышленным предприятиям и населенным пунктам обусловленного объема газа с определенным давлением, степенью очистки, одоризации и измерения объемного расхода газа, а при необходимости, контроля качественных его показателей.
Исходя из описания газораспределительной станции, следует, что ГРС относиться к промышленным площадкам.
Филиал ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Чебоксарский ЛПУМГ имеет передвижные и стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение отходов производства и потребления, что подтверждается представленными Обществом расчетами платы.
К передвижным относятся автотранспортная техника, а к стационарным - газораспределительные станции.
Как указывается заявителем, выбросы вредных веществ от источников выбросов осаждаются на поверхности земли и в составе талых и дождевых вод стекают по естественному уклону местности с данной территории, в результате оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ.
Общество осуществляет сброс поверхностных (дождевых и талых) вод с производственной территории, а также с эксплуатируемых зданий и сооружений. Загрязнение происходит в связи с необходимостью обслуживания и ремонта оборудования ГРС. Также происходит загрязнение подъездных путей и территории газораспределительной станции в результате использования автотранспорта.
Не принимается судом довод ответчика о том, что Методические указания не могут применяться для расчета размера платы, так как не являются нормативным актом.
В Методических указаниях под "неорганизованным поверхностным стоком" понимается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных во за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды, и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организации).
Поэтому приведенное в Методических указаниях определение "неорганизованного поверхностного стока" не противоречит статье 16 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды", в которой устанавливается платность негативного воздействия в виде сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Приведенные в Методических указаниях положения о том, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России, воспроизводят положения действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
То же самое относится и к содержащемуся в Методических указаниях положению о том, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывается как сверхлимитный сброс. Таким образом, в те периоды, когда у ответчика отсутствовало разрешение на сбросы, истец правомерно применил к нормативам платы пятикратный повышающий коэффициент, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Следовательно, Методические указания не изменяют положений законодательства, которым устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Методические указания носят рекомендательный характер и предлагаемый ими расчетный путь определения количества загрязняющих веществ может быть использован, если природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг, либо осуществляемый природопользователем мониторинг не позволяет определить все количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади.
Ответчик не представил суду иной методики расчетов, документально не обосновал, что определенное управлением количество загрязняющих веществ не соответствует их фактическому количеству.
Ссылка Общества на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2010 несостоятельна, так как в данном письме не говориться об обстоятельствах, освобождающих Общества от платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Ответчиком доказательства оплаты взыскиваемой суммы суду не представлены.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования на сумму 537 250 рублей 14 копеек.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Звездинка д. 11 (ОГРН (1025203016332) в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике, г. Чебоксары 537 250 (пятьсот тридцать семь тысяч двести пятьдесят) рублей 14 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.02.2011 по делу № А79-9153/2010
<О удовлетворении иска о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru