Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2011 г. по делу № 03-03/101-10

Решение изготовлено в полном объеме 28.04.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Завьялов М.Ф., в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев 21 апреля 2011 года дело № 03-03/101-10 о нарушении ОАО "Т" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в Ярославское УФАС России из прокуратуры г. Ярославля поступило заявление ОАО "У" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны теплоснабжающей организации ОАО "Т".
Принимая решение о признании ОАО "Т" нарушившим антимонопольное законодательство, Комиссия исходит из следующего.
Хозяйствующий субъект ОАО "Т" приказом Ярославского УФАС России от 25.12.2007 № 131 включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Исходя из вышеизложенного, ОАО "Т" занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в границах присоединенной сети.
21.06.2010 ОАО "Т" направило ОАО "У" уведомление об отключении горячего водоснабжения, в соответствии с которым с 23.06.2010 в 9 часов будет полностью прекращено горячее водоснабжение жилого фонда в связи с прекращением поставки холодной воды со стороны ОАО "Я".
Между ОАО "Т" и ОАО "У" заключен договор № 2028 на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде от 09.02.2009.
Предметом данного договора является поставка тепловой энергии со стороны энергоснабжающей организации и оплата ресурса со стороны Абонента. В рамках данного договора энергоснабжающая организация взяла на себя обязательства по непрерывной поставке коммунального ресурса надлежащего качества (п. 2.1, 2.2, 2.3 Договора).
Отношения в сфере теплоснабжения и снабжения теплоносителем в горячей воде регулируются Гражданским, Жилищным кодексами РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии со ст. 548 ГК Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, регулирование энергоснабжения различно в зависимости от снабжаемого объекта.
Поставка коммунальных ресурсов для физических лиц регулируются Правилами № 307. Согласно п. 8 указанных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В соответствии с п. 50 Правил исполнитель (а значит и ресурсоснабжающая организация) имеют право приостановить или ограничить подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа. В соответствии с п. 80 Правил Исполнитель (а значит и ресурсоснабжающая организация) вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
г) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых отвечает потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Таким образом, законодательно не предусмотрено такого основания для введения ограничения как отсутствие необходимого ресурса для продолжения поставки.
Между ОАО "Т" и ОАО "Я" заключен договор от 01.11.2004 № 1410 на отпуск и прием сточных вод, в соответствии с которым ОАО "Т" приняло на себя обязанность своевременно оплачивать поставляемую холодную воду и услуги по приему стоков. В силу ст. 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Специальным нормативным актом (Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167) установлены правила введения ограничения и прекращения подачи коммунальных ресурсов. В соответствии с п. 83 данных Правил основанием для введения ограничения и прекращения является задолженность, превышающая 2 расчетных периода, установленных договором.
Таким образом, ОАО "Т", при должном уровне предупредительности и плановости хозяйственной деятельности, с учетом условий договора и приведенных законодательных положений могло и должно было предполагать, что наличие длительной (более 2-х периодов) неурегулированной задолженности за энергетические ресурсы приведет к введению ограничения предоставления данных ресурсов.
Предупреждение о возможности введения ограничения подачи холодной воды и приема сточных вод было направлено ОАО "Т" 01.06.2010 письмом № 36-01/2896.
Таким образом, ОАО "Т" могло и должно было, в соответствии с принципом плановости осуществляемой хозяйственной деятельности, предполагать возможность введения ограничения и заблаговременно принять меры к соблюдению п. 50, 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Действия ОАО "Т" по направлению письма № 1000-10/7458 от 21.06.2010 с уведомлением о введении ограничения поставки коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения в адрес ОАО "У" при отсутствии установленных законом оснований и с нарушением процедуры нарушает права и законные интересы данного хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, ущемляют права граждан, предусмотренные Жилищным кодексом, образуют состав нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание антимонопольным органом не выдается в связи с тем, что нарушение носило разовый характер, в настоящее время угроза прекращения подачи тепловой энергии отсутствует.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1 - 4 ст. 41, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОАО "Т" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии:
М.В.ГАЕВ
М.Ф.ЗАВЬЯЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 21.04.2011 по делу № 03-03/101-10
<О нарушении антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах присоединенной сети, выразившемся в нарушении оснований для введения ограничения предоставления коммунальной услуги и процедуры уведомления о таком ограничении организации, с которой указанный субъект заключил договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru