УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Калининградской области Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2011 г. № 5-п
По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельного положения пункта 1
статьи 3 Уставного закона Калининградской области
от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам
человека в Калининградской области"
Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Калининградской области Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон:
заявителя - К.С. Рожкова,
представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего нормативный правовой акт, подлежащий проверке - А.А. Красовского,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52
Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4
, статьями 36
, 83
, 84
, 85
, 86
Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу
(Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 статьи 3
Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина К.С. Рожкова о соответствии Уставу
(Основному Закону) Калининградской области требования о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, содержащегося в пункте 1 статьи 3
Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу
(Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем положение пункта 1 статьи 3
Уставного закона от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области", устанавливающее требование о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: К.С. Рожкова, А.А. Красовского, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазоновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области
установил:
1. В Уставный Суд 26 мая 2011 года поступило обращение гражданина Рожкова Константина Сергеевича (далее - заявитель) о соответствии Уставу
(Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 3
Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" (далее - Уставный закон № 480), которым установлено, что на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее высшее юридическое образование, опыт работы по защите прав и свобод человека и гражданина. Заявителем оспаривается положение указанного пункта
в части слов: "лицо, имеющее высшее юридическое образование".
Как следует из обращения, 7 мая 2011 года в газете "Калининградская правда" Калининградской областной Думой опубликовано объявление о предстоящем назначении Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, где одним из требований к кандидатам на замещение данной должности является наличие высшего юридического образования. Заявитель полагает, что непосредственно с момента опубликования данного объявления Уставным законом
№ 480 нарушены его права на соискание должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, так как он не имеет высшего юридического образования.
Оспариваемое положение Уставного закона
№ 480, по мнению заявителя, противоречит пункту 1 статьи 15
, пункту 2 статьи 16
Устава (Основного Закона) Калининградской области, статье 6 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а также пункту 1 статьи 1
Уставного закона № 480, поскольку федеральное законодательство не содержит норму о профессиональном образовании Уполномоченного по правам человека.
Заявитель указывает, что введение образовательного ценза порождает дискриминацию по профессиональному признаку, по признаку образования и препятствует реализации права заявителя на участие в правозащитной деятельности в качестве Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, тем самым ограничивает его в конституционных и общечеловеческих правах и противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь позицией, изложенной в обращении, заявитель ставит перед Уставным Судом вопрос о соответствии Уставу
(Основному Закону) Калининградской области оспариваемого положения пункта 1 статьи 3
Уставного закона № 480, устанавливающего требование о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель поддержал правовую позицию, изложенную в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы А.А. Красовский поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, состоящую в том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Уставный закон
№ 480 принят Калининградской областной Думой на основании пунктов 1
, 2 статьи 16
Устава (Основного Закона) Калининградской области. Обжалуемое заявителем положение Уставного закона
№ 480 не противоречит Уставу
(Основному Закону) Калининградской области, так как установленное требование о наличии высшего юридического образования позволяет занять эту должность лицу, обладающему соответствующей квалификацией в области права и тем самым направлено на реализацию пункта 2 статьи 15
Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазонова в ходе судебного заседания изложила профессиональное мнение прокуратуры Калининградской области, которое заключается в том, что, согласно Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется и находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами самостоятельно учреждать должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Таким образом, по мнению представителя прокуратуры Калининградской области, Калининградская область, как субъект Российской Федерации, обладает всей полнотой власти в регулировании вопросов назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационных форм и условий деятельности.
Представитель Губернатора Калининградской области по доверенности Н.В. Дьячкова в своем письменном отзыве, представленном в Уставный Суд, указала, что доводы заявителя, изложенные в обращении, не основаны на действующем законодательстве. Считает, что, исходя из целей и задач деятельности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, установление в качестве квалификационного требования к кандидату на замещение данной должности - наличие высшего юридического образования является обоснованным и не содержит противоречий Уставу
(Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70
Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
2. Осуществляемая уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 2
Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Федерального конституционного закона в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон и законы субъектов Российской Федерации определяют правовой статус должности уполномоченного по правам человека на различных уровнях. Указанные должности единую централизованную систему на территории Российской Федерации не составляют, в связи с чем, единым статусом замещающие эти должности лица не обладают, а их компетенция, порядок назначения (избрания) на должность, освобождение от должности (прекращение полномочий), организационные формы и условия деятельности (порядок деятельности) не могут быть идентичными. В этой связи, права законодателя субъекта Российской Федерации при установлении конкретных квалификационных требований к лицу, замещающему должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, не ограничены нормами Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Пунктами 1
, 2 статьи 16
Устава (Основного Закона) Калининградской области в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Калининградской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, в Калининградской области устанавливается должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Конкретных требований к лицу, претендующему на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области нормы Устава
(Основного Закона) Калининградской области не содержат. Уставным законом
№ 480 определены компетенция, организационные формы и условия деятельности, порядок назначения и освобождения от должности, а также квалификационные требования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подписан 06.10.1999, а не 06.10.2010.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2010 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федерального закона об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации Калининградская область, как субъект Российской Федерации, обладает всей полнотой власти в регулировании вопросов назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационных форм и условий деятельности.
3. Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утвержден Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Согласно названному Указу должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации включена в Перечень государственных должностей.
Законом Калининградской области от 4 октября 2005 года № 655 утвержден Сводный перечень
государственных должностей Калининградской области, согласно которому должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является государственной должностью Калининградской области. Аналогичная норма закреплена также в пункте 2 статьи 3
Уставного закона № 480.
Следует также учитывать, что предусмотренное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает также возможности закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 233-О).
Согласно Уставному закону
№ 480 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области организует и осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления в Калининградской области, их должностными лицами, содействует восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствованию законодательства Калининградской области в части соблюдения прав человека и механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содействует совершенствованию гражданско-правового образования, правового просвещения в Калининградской области по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Указанные публично-правовые задачи Уполномоченного по правам человека в Калининградской области определяют его особый правовой статус и квалификацию лица, замещающего данную должность, в связи с чем, законодатель вправе предъявить к нему особые квалификационные требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 июля 2001 года № 134-О, принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и основания освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
На основании проведенного анализа вышеуказанных норм Уставный Суд Калининградской области приходит к выводу о том, что Калининградская областная Дума была вправе принять закон, регулирующий вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационные формы, условия деятельности, а также квалификационные требования к претенденту на замещение данной государственной должности Калининградской области.
Установление требования к уровню профессионального образования Уполномоченного по правам человека в области юриспруденции, по мнению Уставного Суда, позволяет занять эту должность лицу, обладающему соответствующей квалификацией, что направлено на реализацию пункта 2 статьи 15
Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем отдельное положение пункта 1 статьи 3
Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" в части установления к лицу, замещающему должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, обязательного требования о наличии высшего юридического образования соответствует Уставу
(Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52
Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4
, статьями 68
, 69
, 70
, 71
, 75
, 83
, 84
, 85
, 86
Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области
постановил:
1. Признать положение пункта 1 статьи 3
Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" в части установления к лицу, замещающему должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, обязательного требования о наличии высшего юридического образования соответствующим Уставу
(Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.