Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2011 г. № 5-п

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области отдельного положения пункта 1
статьи 3 Уставного закона Калининградской области
от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам
человека в Калининградской области"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Калининградской области Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон:
заявителя - К.С. Рожкова,
представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего нормативный правовой акт, подлежащий проверке - А.А. Красовского,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина К.С. Рожкова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области требования о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, содержащегося в пункте 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем положение пункта 1 статьи 3 Уставного закона от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области", устанавливающее требование о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: К.С. Рожкова, А.А. Красовского, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазоновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 26 мая 2011 года поступило обращение гражданина Рожкова Константина Сергеевича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" (далее - Уставный закон № 480), которым установлено, что на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее высшее юридическое образование, опыт работы по защите прав и свобод человека и гражданина. Заявителем оспаривается положение указанного пункта в части слов: "лицо, имеющее высшее юридическое образование".
Как следует из обращения, 7 мая 2011 года в газете "Калининградская правда" Калининградской областной Думой опубликовано объявление о предстоящем назначении Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, где одним из требований к кандидатам на замещение данной должности является наличие высшего юридического образования. Заявитель полагает, что непосредственно с момента опубликования данного объявления Уставным законом № 480 нарушены его права на соискание должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, так как он не имеет высшего юридического образования.
Оспариваемое положение Уставного закона № 480, по мнению заявителя, противоречит пункту 1 статьи 15, пункту 2 статьи 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статье 6 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а также пункту 1 статьи 1 Уставного закона № 480, поскольку федеральное законодательство не содержит норму о профессиональном образовании Уполномоченного по правам человека.
Заявитель указывает, что введение образовательного ценза порождает дискриминацию по профессиональному признаку, по признаку образования и препятствует реализации права заявителя на участие в правозащитной деятельности в качестве Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, тем самым ограничивает его в конституционных и общечеловеческих правах и противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь позицией, изложенной в обращении, заявитель ставит перед Уставным Судом вопрос о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого положения пункта 1 статьи 3 Уставного закона № 480, устанавливающего требование о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель поддержал правовую позицию, изложенную в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы А.А. Красовский поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, состоящую в том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Уставный закон № 480 принят Калининградской областной Думой на основании пунктов 1, 2 статьи 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области. Обжалуемое заявителем положение Уставного закона № 480 не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области, так как установленное требование о наличии высшего юридического образования позволяет занять эту должность лицу, обладающему соответствующей квалификацией в области права и тем самым направлено на реализацию пункта 2 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазонова в ходе судебного заседания изложила профессиональное мнение прокуратуры Калининградской области, которое заключается в том, что, согласно Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется и находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами самостоятельно учреждать должности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Таким образом, по мнению представителя прокуратуры Калининградской области, Калининградская область, как субъект Российской Федерации, обладает всей полнотой власти в регулировании вопросов назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационных форм и условий деятельности.
Представитель Губернатора Калининградской области по доверенности Н.В. Дьячкова в своем письменном отзыве, представленном в Уставный Суд, указала, что доводы заявителя, изложенные в обращении, не основаны на действующем законодательстве. Считает, что, исходя из целей и задач деятельности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, установление в качестве квалификационного требования к кандидату на замещение данной должности - наличие высшего юридического образования является обоснованным и не содержит противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
2. Осуществляемая уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина относится согласно пункту "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" определен порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного Федерального конституционного закона в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон и законы субъектов Российской Федерации определяют правовой статус должности уполномоченного по правам человека на различных уровнях. Указанные должности единую централизованную систему на территории Российской Федерации не составляют, в связи с чем, единым статусом замещающие эти должности лица не обладают, а их компетенция, порядок назначения (избрания) на должность, освобождение от должности (прекращение полномочий), организационные формы и условия деятельности (порядок деятельности) не могут быть идентичными. В этой связи, права законодателя субъекта Российской Федерации при установлении конкретных квалификационных требований к лицу, замещающему должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, не ограничены нормами Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Пунктами 1, 2 статьи 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Калининградской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, в Калининградской области устанавливается должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Конкретных требований к лицу, претендующему на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области нормы Устава (Основного Закона) Калининградской области не содержат. Уставным законом № 480 определены компетенция, организационные формы и условия деятельности, порядок назначения и освобождения от должности, а также квалификационные требования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подписан 06.10.1999, а не 06.10.2010.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2010 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федерального закона об уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации Калининградская область, как субъект Российской Федерации, обладает всей полнотой власти в регулировании вопросов назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационных форм и условий деятельности.
3. Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" утвержден Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Согласно названному Указу должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации включена в Перечень государственных должностей.
Законом Калининградской области от 4 октября 2005 года № 655 утвержден Сводный перечень государственных должностей Калининградской области, согласно которому должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области является государственной должностью Калининградской области. Аналогичная норма закреплена также в пункте 2 статьи 3 Уставного закона № 480.
Следует также учитывать, что предусмотренное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает также возможности закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти и освобождения от занимаемой должности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 233-О).
Согласно Уставному закону № 480 Уполномоченный по правам человека в Калининградской области организует и осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления в Калининградской области, их должностными лицами, содействует восстановлению нарушенных прав граждан, совершенствованию законодательства Калининградской области в части соблюдения прав человека и механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, содействует совершенствованию гражданско-правового образования, правового просвещения в Калининградской области по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Указанные публично-правовые задачи Уполномоченного по правам человека в Калининградской области определяют его особый правовой статус и квалификацию лица, замещающего данную должность, в связи с чем, законодатель вправе предъявить к нему особые квалификационные требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 июля 2001 года № 134-О, принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и основания освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
На основании проведенного анализа вышеуказанных норм Уставный Суд Калининградской области приходит к выводу о том, что Калининградская областная Дума была вправе принять закон, регулирующий вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационные формы, условия деятельности, а также квалификационные требования к претенденту на замещение данной государственной должности Калининградской области.
Установление требования к уровню профессионального образования Уполномоченного по правам человека в области юриспруденции, по мнению Уставного Суда, позволяет занять эту должность лицу, обладающему соответствующей квалификацией, что направлено на реализацию пункта 2 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем отдельное положение пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" в части установления к лицу, замещающему должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, обязательного требования о наличии высшего юридического образования соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать положение пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области" в части установления к лицу, замещающему должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, обязательного требования о наличии высшего юридического образования соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.




Официальная публикация в СМИ:
"Калининградская правда", № 146, 12.08.2011


Постановление Уставного Суда Калининградской области от 09.08.2011 № 5-п
"По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 "Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru